Найти в Дзене
Малый театр

ВИКТОР КОРШУНОВ. ДВА ВЗГЛЯДА НА ОДНУ РОЛЬ

24 ноября исполняется 95 лет со дня рождения народного артиста СССР Виктора Ивановича Коршунова. Не будет преувеличением сказать, что это одна из ключевых фигур не только в истории Малого, но и в отечественной культуре в целом. Актёр, режиссёр, педагог, многолетний генеральный директор театра – в каждой из своих ипостасей он достигал больших профессиональных высот. Виктор Коршунов ушёл из жизни около 10 лет назад – скорбную годовщину мы отметим 17 апреля 2025 года. Это совсем небольшой срок – в театре служат его ученики, продолжают играть партнёры по спектаклям. Многие зрители, приходящие сегодня в Малый, полюбили искусство благодаря работам Виктора Ивановича. Статный, величавый, с великолепно поставленным голосом, Коршунов считался социальным героем, но с одинаковым успехом играл и разночинцев, и купцов, и царей. Малый славится любовью к историческим постановкам – Виктору Ивановичу довелось примерить образы Петра I, Бориса Годунова, шведского короля Густава Васы. Мало кто помнит, но
Виктор Коршунов в роли Бориса Годунова. «Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого
Виктор Коршунов в роли Бориса Годунова. «Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого

24 ноября исполняется 95 лет со дня рождения народного артиста СССР Виктора Ивановича Коршунова. Не будет преувеличением сказать, что это одна из ключевых фигур не только в истории Малого, но и в отечественной культуре в целом. Актёр, режиссёр, педагог, многолетний генеральный директор театра – в каждой из своих ипостасей он достигал больших профессиональных высот.

Виктор Коршунов ушёл из жизни около 10 лет назад – скорбную годовщину мы отметим 17 апреля 2025 года. Это совсем небольшой срок – в театре служат его ученики, продолжают играть партнёры по спектаклям. Многие зрители, приходящие сегодня в Малый, полюбили искусство благодаря работам Виктора Ивановича.

Статный, величавый, с великолепно поставленным голосом, Коршунов считался социальным героем, но с одинаковым успехом играл и разночинцев, и купцов, и царей. Малый славится любовью к историческим постановкам – Виктору Ивановичу довелось примерить образы Петра I, Бориса Годунова, шведского короля Густава Васы. Мало кто помнит, но Годунова Коршунов сыграл трижды: кроме «Царя Фёдора Иоанновича» (1973) и «Царя Бориса» (1993), он исполнил эту роль в драматической повести А.Н.Толстого «Иван Грозный» (1953).

Гениальный спектакль Бориса Равенских занимает особое место в биографии артиста. И сегодня, в день рождения Виктора Ивановича, мы хотели бы вспомнить именно об этой работе. Предлагаем вашему вниманию два взгляда на одну роль. О Борисе Годунове из спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» рассказывают известные театроведы Вера Максимова и Светлана Овчинникова.

Вера Максимова

Народный артист СССР В.И.Коршунов

(Издание Малого театра, 1991)

Упорно занимающийся самообразованием, возможностей для которого было немного в трудном, бедном, военном детстве, Коршунов, и в молодые годы не желавший быть актёром наития, бессознательного подхода к роли, сегодня всё более обнаруживает свойства художника аналитического склада, ценящего процесс тщательной подготовки, накопления широких знаний, полезных роли и ей предназначенных, позволяющих по-новому и «по-живому» вступить в свободный диалог с традицией истолкования, войти в мир образа.

Знакомство с реальной государственной деятельностью Бориса Годунова позволило актёру высказать предположение, что несчастный и преступный (по неподтверждённой легенде) царь в своих прожектах и реформах был фактически предшественником Петра I. Мысль эта нашла воплощение в роли, которая живёт на сцене Малого театра уже второе десятилетие. Со дня премьеры трагедии «Царь Фёдор Иоаннович» Коршунов является единственным и бессменным исполнителем Годунова. Пожалуй, лишь в первых, премьерных спектаклях актёр подчёркивал зловещее, потенциально преступное в своём герое. С годами содержание образа усложнилось и углубилось. В пышных татаро-славянских одеждах, усыпанных драгоценными камнями, вкрадчивый, тщательно закрытый от всех, он являлся на сцену не только государственным мужем, трезво сознающим, что его родственник и подопечный Фёдор к правлению не способен, но человеком страстного потаённого мечтания, стремления взять в руки власть, чтобы перестроить Русь по своему замыслу и разумению. Актёр не скрывал аморальности средств Годунова, точнее – подразумевал их в нём – не столько осуществителе, сколько попустителе убиения юного Дмитрия. Но лучшей, раскрывающей масштаб и мощь личности Годунова, становилась сцена исповеди-откровения с сестрой – царицей Ириной. Здесь в первый и единственный раз Годунов позволял себе быть искренним с близким человеком, опьянялся заманчивым и зримым в воображении будущим Русского государства. Жестокость откровения брата, его беспощадность к слабым страшили и отталкивали добрую Ирину. Она отступалась от брата, отвергала способы его борьбы, но, уходя, и низко кланялась ему, и сострадала будущему его мученическому уделу, который провидела, и отдавала должное его человеческой мощи и целеустремлённости.

Светлана Овчинникова

Виктор Коршунов

(Статья из сборника «Звёзды Малого театра», 2002 г.)

Подлинный трагизм, мощная социальность и властное мужское начало позволили Виктору Коршунову достойно сыграть царя Бориса Годунова и императора Петра I.

Бориса он начал играть без малого тридцать лет назад в великом спектакле Равенских «Царь Фёдор Иоаннович», и поныне идущем на сцене Малого и каждый год открывающем новые театральные сезоны.

Коршунов не пропустил ни одного представления «Царя Фёдора»…

Борис – личность в пьесе не менее значительная, чем Фёдор, а уж в истории государства Российского и подавно.

Писали, что «Годунов в этом спектакле «условно-декоративный», что у него «одна зловещая интонация на весь спектакль»».

А я помню, как ещё на репетиции, в словах: «Скажи ей, чтоб она царевича блюла!» вдруг прорвался мощный аккорд Бориса, у которого семь лет спустя разорвётся сердца от осознания собственной вины… И как в сцене с Ириной Годунов заставлял прислушиваться к себе и оценивать – и оценить – его государственный ум…

«То, что Годунова, без намёка на его интриганство, играет Виктор Коршунов, наводит на мысль: таким мог бы стать царь Борис, не исказись его душа драмой появления Лжедимитрия». Лев Аннинский разобрал «царские» спектакли Малого театра с точки зрения историка, а не театроведа. И для него исполнение Коршуновым роли Бориса – оптимально. «Сначала вопрос стоял так: каков Борис? Теперь вопрос переворачивается: убил ли Борис? Каков бы ни был – он убийца!

Допустим, убийца. Почему-то именно к Годунову с таким вопросом подступают как с единственно важным. Иоанн сына угробил, и Пётр сына угробил, Екатерина мужа угробила, Александр – отца, всё им сошло: они и Грозные, и Великие, и Благословенные. Годунов же – убийца, и ничего больше. Как с Карамзина легло в эту колею царствие, так через Пушкина, через Толстого и к нам приходит…»

Материал подготовила Ольга Петренко