24 ноября исполняется 95 лет со дня рождения народного артиста СССР Виктора Ивановича Коршунова. Не будет преувеличением сказать, что это одна из ключевых фигур не только в истории Малого, но и в отечественной культуре в целом. Актёр, режиссёр, педагог, многолетний генеральный директор театра – в каждой из своих ипостасей он достигал больших профессиональных высот.
Виктор Коршунов ушёл из жизни около 10 лет назад – скорбную годовщину мы отметим 17 апреля 2025 года. Это совсем небольшой срок – в театре служат его ученики, продолжают играть партнёры по спектаклям. Многие зрители, приходящие сегодня в Малый, полюбили искусство благодаря работам Виктора Ивановича.
Статный, величавый, с великолепно поставленным голосом, Коршунов считался социальным героем, но с одинаковым успехом играл и разночинцев, и купцов, и царей. Малый славится любовью к историческим постановкам – Виктору Ивановичу довелось примерить образы Петра I, Бориса Годунова, шведского короля Густава Васы. Мало кто помнит, но Годунова Коршунов сыграл трижды: кроме «Царя Фёдора Иоанновича» (1973) и «Царя Бориса» (1993), он исполнил эту роль в драматической повести А.Н.Толстого «Иван Грозный» (1953).
Гениальный спектакль Бориса Равенских занимает особое место в биографии артиста. И сегодня, в день рождения Виктора Ивановича, мы хотели бы вспомнить именно об этой работе. Предлагаем вашему вниманию два взгляда на одну роль. О Борисе Годунове из спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» рассказывают известные театроведы Вера Максимова и Светлана Овчинникова.
Вера Максимова
Народный артист СССР В.И.Коршунов
(Издание Малого театра, 1991)
Упорно занимающийся самообразованием, возможностей для которого было немного в трудном, бедном, военном детстве, Коршунов, и в молодые годы не желавший быть актёром наития, бессознательного подхода к роли, сегодня всё более обнаруживает свойства художника аналитического склада, ценящего процесс тщательной подготовки, накопления широких знаний, полезных роли и ей предназначенных, позволяющих по-новому и «по-живому» вступить в свободный диалог с традицией истолкования, войти в мир образа.
Знакомство с реальной государственной деятельностью Бориса Годунова позволило актёру высказать предположение, что несчастный и преступный (по неподтверждённой легенде) царь в своих прожектах и реформах был фактически предшественником Петра I. Мысль эта нашла воплощение в роли, которая живёт на сцене Малого театра уже второе десятилетие. Со дня премьеры трагедии «Царь Фёдор Иоаннович» Коршунов является единственным и бессменным исполнителем Годунова. Пожалуй, лишь в первых, премьерных спектаклях актёр подчёркивал зловещее, потенциально преступное в своём герое. С годами содержание образа усложнилось и углубилось. В пышных татаро-славянских одеждах, усыпанных драгоценными камнями, вкрадчивый, тщательно закрытый от всех, он являлся на сцену не только государственным мужем, трезво сознающим, что его родственник и подопечный Фёдор к правлению не способен, но человеком страстного потаённого мечтания, стремления взять в руки власть, чтобы перестроить Русь по своему замыслу и разумению. Актёр не скрывал аморальности средств Годунова, точнее – подразумевал их в нём – не столько осуществителе, сколько попустителе убиения юного Дмитрия. Но лучшей, раскрывающей масштаб и мощь личности Годунова, становилась сцена исповеди-откровения с сестрой – царицей Ириной. Здесь в первый и единственный раз Годунов позволял себе быть искренним с близким человеком, опьянялся заманчивым и зримым в воображении будущим Русского государства. Жестокость откровения брата, его беспощадность к слабым страшили и отталкивали добрую Ирину. Она отступалась от брата, отвергала способы его борьбы, но, уходя, и низко кланялась ему, и сострадала будущему его мученическому уделу, который провидела, и отдавала должное его человеческой мощи и целеустремлённости.
Светлана Овчинникова
Виктор Коршунов
(Статья из сборника «Звёзды Малого театра», 2002 г.)
Подлинный трагизм, мощная социальность и властное мужское начало позволили Виктору Коршунову достойно сыграть царя Бориса Годунова и императора Петра I.
Бориса он начал играть без малого тридцать лет назад в великом спектакле Равенских «Царь Фёдор Иоаннович», и поныне идущем на сцене Малого и каждый год открывающем новые театральные сезоны.
Коршунов не пропустил ни одного представления «Царя Фёдора»…
Борис – личность в пьесе не менее значительная, чем Фёдор, а уж в истории государства Российского и подавно.
Писали, что «Годунов в этом спектакле «условно-декоративный», что у него «одна зловещая интонация на весь спектакль»».
А я помню, как ещё на репетиции, в словах: «Скажи ей, чтоб она царевича блюла!» вдруг прорвался мощный аккорд Бориса, у которого семь лет спустя разорвётся сердца от осознания собственной вины… И как в сцене с Ириной Годунов заставлял прислушиваться к себе и оценивать – и оценить – его государственный ум…
«То, что Годунова, без намёка на его интриганство, играет Виктор Коршунов, наводит на мысль: таким мог бы стать царь Борис, не исказись его душа драмой появления Лжедимитрия». Лев Аннинский разобрал «царские» спектакли Малого театра с точки зрения историка, а не театроведа. И для него исполнение Коршуновым роли Бориса – оптимально. «Сначала вопрос стоял так: каков Борис? Теперь вопрос переворачивается: убил ли Борис? Каков бы ни был – он убийца!
Допустим, убийца. Почему-то именно к Годунову с таким вопросом подступают как с единственно важным. Иоанн сына угробил, и Пётр сына угробил, Екатерина мужа угробила, Александр – отца, всё им сошло: они и Грозные, и Великие, и Благословенные. Годунов же – убийца, и ничего больше. Как с Карамзина легло в эту колею царствие, так через Пушкина, через Толстого и к нам приходит…»
Материал подготовила Ольга Петренко