Что почитать: Хорхе Луис Борхес, "Юг"
Как определить границы жанра, если ответ на вопрос "Жанр ли это?" тоже неоднозначный. В литературе магреализм это метод, а в живописи?
Обычно мы связываем его с литературой и Латинской Америкой, но магический реализм — это направление, которое проявляется в живописи и литературе Европы, США и Латинской Америки в период с 1918 года по настоящее время.
Для него характерно введение художниками в на первый взгляд простой и точный, часто реалистический стиль неожиданных или невероятных элементов.
Он представляет собой попытку заново открыть магический элемент, существующий в реальности, и художественное отражение философско- психологических идей Карла Юнга, утверждавшего необходимость соединения человеком иррационального и рационального при формировании своей личности.
Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).
Рациональное по Юнгу есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему.
Юнг определял разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме.
Иррациональное по Юнгу – это не что-то противоразумное, а лежащее вне разума, на разуме не основанное.
В этих цитатах мне видится ключ к определению и выделению магического реализма в изобразительном искусстве.
Термин «Магический реализм» был предложен в 1925 году немецким искусствоведом Францем Ро в книге «Магический реализм, постэкспрессионизм. Проблемы новейшей европейской живописи». Как видно даже из названия, термин был использован для характеристики явного возвращения к реализму в постэкспрессионистской живописи. Ро сделал попытку просто хотя бы обобщить те процессы, которые происходили в послевоенном искусстве.
То есть, магреализм как понятие зародился в Германии. А само направление возникло именно в живописи.
Франц Ро рассуждает о магическом реализме или новом реализме, в котором изображаемый «новый предметный мир остается чужим обычному термину реализм»
«Тонкое, но постоянное напряжение между преданностью найденному миру и ясной волей к нему созидать»
Итак, в чем основное отличие сюрреализма от магического реализма. Магический реализм, в отличие от сюрреализма, имеет дело с невероятным, а не с невозможным; магический элемент в жизни обнаруживается без его деформации.
В Латинской Америке магреализм в живописи набирает силу во второй половине 20 века уже под воздействием развития этого метода в литературе. Латиноамериканский изобразительный магреализм находится в тесной связке с фотореализмом, сюрреализмом, гиперреализмом и часто содержит признаки тромплёй. Рамки термина размыты, нет художников, которые работали бы исключительно в этом направлении, или в творчестве которых сохранялись бы на протяжении долгого времени те или иные характерные особенности магреализма.
Эти характерные особенности проникали разными путями, в разных пропорциях. Но мы всегда имеем Реализм и Магию. Особая форма реализма, и она подчеркивает другое, необъяснимое, стоящее за вещами.
Буду рада лайкам и, конечно, разговорам в комментариях!
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал про латиноамериканское искусство "Тропики за углом" https://t.me/tropikizauglom