Comme des Garçons — это больше, чем модный бренд, это философия, которая разрушает стереотипы и задает собственные правила. Его основательница, Рей Кавакубо, превратила модную индустрию в поле для экспериментов, где красота становится вопросом восприятия.
Comme des Garçons был основан в 1969 году в Токио. Первоначально бренд специализировался на женской одежде, но уже в начале 80-х расширился до мужских коллекций. Рэй Кавакубо никогда не училась на дизайнера одежды: она окончила Университет Кэйо, факультет литературы и изящных искусств. После завершения учебы Кавакубо работала в рекламном отделе текстильной компании и подрабатывала стилистом. Образование в сфере искусства и близость к модной индустрии привели к тому, что вскоре Рэи начала работать над своей первой коллекцией.
Comme des Garçons — один из первых брендов, который ввел в моду понятие деконструкции. В 1981 году Кавакубо впервые провела модный показ в Париже, который общепризнанно считается началом эпохи «антимоды». Коллекция, известная как "Хиросима шик", включала асимметричные формы, образы с намеренно потертым видом и монохромные цвета — в основном черный, белый и серый. Эта эстетика резко контрастировала с пышной роскошью западной моды. Бренд мгновенно привлек внимание людей. Comme des Garçons стал символом альтернативной моды, обращенной к тем, кто ищет нечто большее, чем тренды.
С 1994 года марка начинает выпускать собственный парфюм. Созданный в 1998 году на основе 53 запахов неорганических материалов дебютный аромат Odeur 53 включал такие неоднозначные ноты, как кислород, металл, лак для ногтей, минеральный уголь, песок пустыни, каучук, целлюлоза, раскаленный камень, чистый горный воздух и жженая резина. Эту идею позже развили в аромате Odeur 71, включавшем соответственно 71 ноту, в том числе запах тонера копировального аппарата. Все духи Comme des Garçons имеют сложный состав.
В 2004 году Comme des Garçons запустили новый формат продаж — поп-ап. Кавакубо и Адриан Йоффе основали в Лондоне Dover Street Market, собственную интерпретацию традиционного department store — многоэтажного здания, где в корнерах продаются вещи разных брендов. Первый Dover Street Market был открыт в Лондоне в 2004 году, затем появились магазины в Токио (в 2006 году) и в Нью-Йорке (в 2013 году) плюс дружественный I.T Beijing Market в Пекине. Помимо многочисленных линий Comme des Garçons в Dover Street Market продаются вещи других брендов, лично отобранных Рэи. В их число в 2010 году попал и Гоша Рубчинский, став первым русским дизайнером в Dover Street Market.
Одним из талантов Рей Кавакубо можно считать её способность обнаруживать дар в других. За свою долгую карьеру она помогла вырасти множеству звёзд визуальной культуры — графическим дизайнерам, фотографам, оформителям пространств, художникам.
Так, Кавакубо с 1984 года была ментором Джуньи Ватанабе — выпускника токийского колледжа моды. Вначале он работал составителем паттернов, затем — дизайнером линии повседневной одежды Comme des Garçons Tricot, а в 1992-м представил коллекцию под собственным именем. С 1993 года он развивает отдельную линию в «родительском» модном доме — Junya Watanabe Comme Des Garçons. У него полная творческая свобода: Кавакубо не влияет на его работу.
Гоша Рубчинский также стал частью Comme des Garçons. Гоша Рубчинский был скорее протеже не Рей Кавакубо, а ее мужа и президента компании, Эдриана Йоффе. Рубчинский начал заниматься дизайном в 2008 году, выпуская графические футболки, посвященные скейтбордистам и постсоветской молодежи. После знакомства через их общего друга Йоффе впечатлился коллекцией Рубчинского и сделал заказ для Dover Street Market. Рубчинский, чувствуя, что это его звездный шанс, сам профинансировал производство коллекции в Сербии, но после покрытия расходов на логистику и таможню, увяз в долгах. Когда он сообщил Йоффе, что не может покрыть издержки, Йоффе – который называет себя постсоветским энтузиастом – предложил взять расходы на себя и уладить всё через Comme des Garcons. «Гоша разрабатывает коллекцию, я ее произвожу и продаю; всё начиналось именно так», – рассказал Йоффе в интервью Business of Fashion. Под влиянием реакции критиков и финансовых успехов их отношения вышли за пределы производства, и в конце концов CDG приобрели торговую марку и компанию «Гоша Рубчинский», а сам Рубчинский был нанят в качестве штатного креативного директора. Под руководством Comme des Garcons и специалиста ритейла Йоффе «Гоша Рубчинский» стал одной из самых крупных марок нового поколения, помогая укрепить принятие роскошного стритвира в индустрии.
Рэи Кавакубо и ее муж Эдриан Йоффе — единственные владельцы компании Comme des Garçons International. Редкая по меркам сегодняшней модной индустрии ситуация выглядит необычной, если учесть, что обороты компании превышают $220 млн в год. Дизайнер и ее муж, занимающий пост президента Comme des Garçons International, контролируют все процессы внутри компании — от создания коллекции до интерьера торговых пространств.
Видение Кавакубо стало источником вдохновения для многих дизайнеров. О своем восхищении ее талантом заявляли Миучча Прада, Хельмут Ланг, Мартин Маржела, Джон Гальяно и многие другие. Александр Маккуин, являясь поклонником бренда, говорил в интервью Another, что «каждый дизайнер так или иначе подвержен влиянию Рэй».
За время работы бренд сотрудничал с «Lacoste», «Louis Vuitton», «Chrome Hearts», «Moncler», «Levi’s», «Fred Perry», «H&M», «Supreme», «Speedo», «Nike», «Stephen Jones Millinery», «Paco Rabanne», «Coca-Cola», «Converse» и т.д.
Несмотря на неоднозначный подход к моде, марку «Comme des Garçons» признают одной из самых значимых и влиятельных во всем мире.
Так же приглашаю вас в свой телеграмм канал https://t.me/gracederow, в нем на регулярной основе публикуется интересный культурный контент.