Африканские культы всегда будоражили воображение европейца. Совместим приятное с полезным и посмотрим, что есть в современном искусстве на эту тему.
Начнем с бразильской синкретической религии кандомбле.
Кандомбле (Candomblé) — это афро-бразильская религия, возникшая в Бразилии в результате смешения верований и традиций различных африканских народов (главным образом, йоруба, банту и фон) с элементами католицизма и местными бразильскими верованиями. Это синкретическая религия, значительная часть ритуалов и верований которой скрыта от непосвященных.
Кандомбле основана на поклонении ориша, духам-создателям и покровителям разных стихий и аспектов жизни. Каждый ориша имеет свои уникальные характеристики, символы и способы поклонения, свои цвета и даже день недели.
Зачастую ориша ассоциируются с католическими святыми – пары сложились в условиях запрета практики синкретических религий. Например, богиня океанских вод и покровительница женщин Йеманжа ассоциируется с различными ипостасями Девы Марии.
Практика Кандомбле никогда не была полностью запрещена на федеральном уровне в Бразилии, хотя и преследовалась в разные периоды. Были периоды жесткого подавления религиозных практик африканского происхождения, включая Кандомбле, особенно во времена колонизации и ранней республики. Религиозные общины постоянно сталкивались с дискриминацией и преследованиями, которые проявлялись в различных формах: от арестов и разрушения храмов до социальной стигматизации. Можно только представить, сколько мужества и настойчивости требовалось художникам, чтобы работать с этой темой.
Пьер Эдуард Леопольд Верже (1902-1996), известный как Фатумби был фотографом, этнографом-самоучкой, который посвятил большую часть своей жизни изучению африканской диаспоры - работорговли, африканских религий нового мира и связанных с этим культурных и экономических потоков из Африки и в Африку
В возрасте 30 лет, потеряв семью, Пьер Верже занялся карьерой фотографа. В течение следующих 15 лет он путешествовал по четырем континентам, документируя проявления культуры разных народов. В Бразилии он влюбился в город Сальвадор и обосновался там. Верже стал посвященным религии Кандомбле и зафиксировал для нас ее ритуалы.
Художник Карибе (1911 –1997) родившийся в Аргентине, переехал в Бразилию сначала с родителями в возрасте 8 лет на десятилетие, а затем впервые попав в Сальвадор в возрасте 38 лет, чтобы найти там свое вдохновение, стал одним из самых ярких художников, плотно работавших с темой афро-бразильской культуры. В 1950-е годы Карибе решает осесть в Сальвадоре и с этого момента его стиль начинает меняться под влиянием цвета и ритма атмосферы этого города.
Он запечатлевает инструменты культа, наряды служителей, обряды. Но хотя он и делает это с тщательностью и точностью к деталям, его рисунки не носят сугубо этнографический характер. Он великолепный рисовальщик. Его графика выразительна и лирична, а живопись экспрессивна и узнаваема.
Местре Ди Ди (1917 –2013). Скульптор, писатель и служитель культа. Один из самых важных жрецов традиции Наго. Его жизнь и деятельность были посвящены религии, искусству и сохранению наследия предков. В искусстве известен воссозданиями переосмысленных ритуальных предметов Кандомбле.
В 1964 году, в возрасте 47 лет, он начал карьеру художника, открыв персональную выставку в Сальвадоре. С тех пор много выставлялся в крупных столицах Бразилии и других стран.
Это всего несколько примеров, тема неисчерпаема и очень увлекательна. Обещаю еще выпуски на эту тему.
Буду рада лайкам и, конечно, разговорам в комментариях!
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал про латиноамериканское искусство "Тропики за углом" https://t.me/tropikizauglom