Когда-то мы провели исследование: нам было очень интересно узнать, а есть ли у каждого мета-типа (темперамента) по Майерс-Бриггс свой специфический «защитно-коупинговый» профиль?
И вот что у нас получилось: действительно, каждый из четырех мета-типов (NT, NF, SJ, SP) имеет свой уникальный профиль психологических защит.
При этом различия в предпочитаемых коупинговых стратегиях оказались не столь выраженными.
Немного терминологии. Психологическая защита и коупинг: кто кого?
Что такое механизмы психологической защиты? Мы опирались на традиционное понимание защит как невротических способов преодоления психологических трудностей.
Психологические защиты — наши постоянные спутники жизни, но особенно активными они становятся в ситуации стресса. Они плохо осознаваемы, и поэтому ими довольно трудно управлять. Например, если у человека сильно развит механизм отрицания, голос этой защиты как бы говорит ему: «Не замечай это. Этого не существует», и человек говорит себе: «этого нет, поэтому меня это не касается».
Коупинги (копинги, coping) — это уже «не-невротический», а конструктивный способ совладания с трудностями. В отличие от защит, эти механизмы хорошо осознаются. И, судя по всему, им можно научиться.
Существуют разные классификации защит и коупингов; мы в своем исследовании опирались на труды Р. Плутчика и Р. Лазаруса.
Специфические защитные профили
🟦 NT ["Архитекторы систем". Подробнее о типе - здесь]
Эти ребята предпочитают такие механизмы психологической защиты, как интеллектуализация и подавление.
Подавление — это механизм, при котором человек неосознанно игнорирует или подавляет неприятные эмоции. Это может привести к накоплению невыраженных чувств и внутреннему напряжению, так как подавляемые эмоции, конечно же, никуда не исчезают, а накапливаются.
При выраженной интеллектуализации человек как бы «обрабатывает» свои эмоции и переживания через призму рационального анализа и логического осмысления. Это может приводить к эмоциональной отстраненности и восприятию себя как "бесчувственного". Люди, использующие эту защиту, могут избегать непосредственного переживания своих чувств, заменяя их аналитическим подходом.
Поэтому NT могут выглядеть эмоционально холодными, но на самом деле они просто очень своеобразно перерабатывают свои эмоции.
… У меня возникает стойкая ассоциация с умным говорящим ботом, который в любом эмоциональном диалоге методично и последовательно реагирует исключительно на содержание, а не на межличностный контекст и интонационную коммуникативную реальность. А у Вас?:)
🟧 NF ["Вдохновители". Подробнее о типе - здесь]
Исследование показало, что люди этого типа часто прибегают к регрессии и компенсации.
Регрессия проявляется в возвращении к более ранним формам поведения в ответ на стрессовые ситуации. Например, взрослый может начать вести себя инфантильно, ожидая заботы и поддержки от окружающих, как он это делал в детстве.
А компенсация включает в себя попытки компенсировать свои недостатки или неудачи через достижения в других областях. Человек может стремиться доказать свою ценность другим и себе в каких-либо видах деятельности, творчестве и т.д.
Либо плачем – едим – спим, либо творим великие (как мы их видим) дела :).
🟩 SJ ["Организаторы". Подробнее о типе - здесь]
У людей этого типа обнаружился довольно сглаженный профиль защит, а единственный механизм, набравший наиболее высокие показатели, - это так называемое «реактивное образование».
Этот механизм проявляется в том, что человек начинает действовать противоположно своим истинным чувствам или желаниям. Например, кто-то может демонстрировать чрезмерную доброжелательность к человеку, которого на самом деле терпеть не может.
Не случайно SJ единственные, кто может даже отдых превратить в работу, и ведь именно людей этого типа описывают как самых трудолюбивых, надежных и ответственных.
🟨 SP ["Устранители аварий". Подробнее о типе - здесь]
Любимый механизм SP-типа — отрицание, суть которого — игнорирование проблем.
Если у них есть трудности на работе, они могут просто не замечать их — они как будто верят, что проблема исчезнет сама собой. Другое дело, что реальность догоняет и предъявляет всем нам неприятную правду. В этом случае SP приложат максимум усилий для того, чтобы так или иначе вернуть комфортную безопасную среду, или же, если не получится, — найдут увлекательную новую.
Вот почему именно SP-часто описывают как оптимистов, авантюристов и склонных к риску людей — они не видят угроз и потенциальных неприятностей там, где их точно обнаружат остальные.
Коупинг: конструктивная альтернатива защитам
Наше исследование не обнаружило таких же статистически значимых различий во взаимосвязи типов личности с предпочитаемых коупинговыми стратегиями (как это получилось с механизмами защит).
Можно предположить, что человек, взрослея и набираясь опыта, набирает свой «ящик с полезными coping-инструментами», и это очень оптимистичный результат.
Единственные обнаруженные взаимосвязи были такими:
NT предпочитают «планирование решения проблемы», а NF чаще ищут «социальную поддержку».
Для полноты картины кратко опишем все коупинговые стратегии, которые мы рассматривали в нашей работе. И они все в нашем распоряжении, вне зависимости от того, какой у нас тип личности по Майерс-Бриггс!
1. «Здоровая» конфронтация:
Активное совладание с проблемой. Это стратегия включает прямое обращение к источнику стресса и попытку решить возникшую проблему.
2. Реализация потребности в поддержке:
Поиск эмоциональной поддержки. Эта стратегия предполагает обращение за помощью к друзьям, семье или коллегам для получения моральной поддержки в трудные времена.
3. Планирование решения проблемы:
Рациональный анализ ситуации и разработка плана действий для ее разрешения. Эта стратегия помогает структурировать подход к проблеме и снизить уровень стресса.
4. Самоконтроль:
Контроль своих эмоциональных состояний и реакций — с целью избежать негативных последствий в стрессовых ситуациях.
5. Дистанцирование:
Отделение себя от тревожной ситуации. Эта стратегия позволяет посмотреть на проблему со стороны, отделить себя от ситуации, не «раствориться» в сложных переживаниях.
6. Позитивная переоценка:
Переосмысление трудной ситуации как потенциального ресурса для роста и обучения. Эта стратегия помогает увидеть положительные аспекты в сложных обстоятельствах.
7. Принятие ответственности:
Осознание своей личной причастности к возникновению проблемы. Это позволяет взять на себя ответственность за свои действия и решения, а значит, помогает обрести контроль над проблемой.
8. Избегание (уход):
Осознанное уклонение от решения проблемы. Хотя эта стратегия считается наименее конструктивной, в ряде ситуаций уместна именно она (например, когда у человека действительно нет ресурсов для исправления ситуации).
Чем больше коупинговых стратегий есть в вашем арсенале, тем больше у вас способов эффективно преодолевать всевозможные трудности!
📚 Используемая литература:
1. Родионова (Морозова) Д.Е. Исследование защитно-коупинговых стратегий в связи с типологическими характеристиками личности // "Психологическая наука и образование", 2007. №5 [стр.259-266].