Благими намерениями вымощена дорога в ад.
Жили были Маня с Ваней. И были у них папа и мама.
Когда им было 3 года, родители не понимали, почему этот возраст считается кризисным? Так всё чудесно: дети такие искренние ангелочки, легко можно их мотивировать на правильные (по мнению родителей) поступки и, не вступая в сложные объяснения, ответить на любой их вопрос или просьбу.
– «Если не съешь всё что на тарелке, никогда не вырастишь», – говорила мама за обедом, и дети оставляли чистые тарелки.
– «Я не могу купить эту игрушку, потому что она не продаётся», – часто слышали ребята от папы, шагая с ним по супермаркету.
– «Если не будешь слушаться маму, придёт Бабайка и заберёт тебя к себе», – повторяя мамины угрозы, дразнила Маня Ваню.
– «А ты, если будешь плохо себя вести, продолжать кричать, придёт полицейский и посадит в тюрьму», – не оставался в долгу Ваня, вспоминая папины слова.
– «Если много смотреть телевизор, глаза станут квадратными».– Какое-то время страх некрасивых квадратных глаз регулировал время просмотра мультиков, особенно у Мани.
И смерть любимчика детей кота Барсика удалось спрятать за простым объяснением его отсутствия:
– «Наш Барсик захотел поехать жить в другое место».
А сколько радости и счастья приносит каждый Новый Год, когда под ёлочку кладёт подарки Дед Мороз!
И после получения всех этих многочисленных сладких подарков Маня и Ваня удерживались от моментального их поглощения серьёзным маминым предостережением:
– «Много будете есть конфет – попа слипнется».
Когда Маня заболела, и надо было сделать ей укол, мама так искренне пообещала: «Это совсем не больно, ты ничего не почувствуешь», что спокойно согласилась на незнакомое дело. Вместе с ощущением боли, Маню захлестнула обида на маму, которая была намного сильнее, чем болевые ощущения от укола.
Но дети очень отходчивы, и забывается всё быстро, особенно когда мама приласкает.
Но с Ваней такой фокус уже не прошёл, так как Маня честно ему тогда выдала как на самом деле обстоят дела с уколами. И когда Ване надо было делать укол, пришлось уговаривать по-другому:
– «Ты сейчас немного потерпи, зато потом мы с тобой пойдём в парк кататься на машинках».– На машинках! Ура! Это же любимое развлечение Вани! Да он ради такого готов даже 2 укола выдержать!
Только что-то не срослось тогда у родителей, они были заняты, и отложили поход в парк. А потом опять отложили, и опять… И Ване было очень грустно.
Но дети очень отходчивы, и забывается всё быстро, особенно когда мама приласкает.
Время идёт, детки растут.
Уже и школа на горизонте появилась. Второй кризисный возраст 7 лет тоже больших проблем родителям Мани и Вани не принёс. Дед Мороз также носил подарки под ёлку в Новый Год, а зубная фея забирала под подушкой выпавший зубик и оставляла ребёнку подарок. Дети верили в счастливую сказку и своим родителям.
Правда иногда у них вылазили сомнения в правоте некоторых родительских высказываний, типа:
– «Если не почистишь зубы, они у тебя заболят», – слышит Маня постоянно от мамы. – «Но вот было пару раз, что ночевали в гостях и зубы не чистили. И ни у меня, ни у Вани зубы не заболели!» - Спорит мысленно Маня с мамой. Но, всё равно, конечно, идёт и чистит зубы, признавая, что маме надо просто верить безоговорочно.
– «Если долго будешь жевать жвачку, то превратишься в жвачное животное», – говорит папа. «Вот сосед – шестиклассник целыми днями жуёт, а всё мальчик», – сомневается Ваня. «Он уже большой мальчик, у него превращение идёт медленно», – отмахивается папа. И Ваня решает дальше наблюдать за соседом. Потом, через какое-то время, Ване станет очень обидно, когда он поймёт, что был обманут отцом.
Но дети очень отходчивы, и забывается всё быстро, особенно когда мама приласкает.
– «Если не уберёте игрушки по местам, я их соберу и выкину», – вещал папа, понимая, что едва ли решится выполнить свою угрозу. Но эти слова действовали: Маня и Ваня, испугавшись лишиться своих любимых игрушек, шли и убирали, ВЕРЯ ПАПЕ.
– «Мама, а где папа? Он нам обещал пойти погулять!» – Пристают уже не первый вечер дети. «Папа задерживается на работе», – уверенно отвечает мама.
А потом Маня с Ваней слышат, как мама выясняет у папы, где и с кем он был. И им становится очень грустно, что папа был не на работе, а мама их обманула.
Но дети очень отходчивы, и забывается всё быстро, особенно когда мама приласкает.
– «Мамочка! Как появляются дети?» – Вопрошает Маня. «Откуда мы взялись?» – Вторит ей Ваня. «Дети появляются, когда мама и папа очень любят друг друга». «Маня, тебя мы нашли в капусте, а Ваню принёс аист!»
После таких ответов, вопросов у детей хоть отбавляй: «А вы сейчас с папой любите друг друга? Если да, то почему у нас маленькие не появляются?» «Почему я в капусте, а Ваню аист принёс? Я капусту не люблю, я тоже хочу с аистом!». «А мой друг говорит, что дети появляются из маминого живота, вот он выдумал! Я ему завтра глаза-то открою!»
Бывает, мама просто не хочет отвечать на многочисленные вопросы своих деток, и посылает их к папе, аргументируя, что очень занята делами. Папа тоже пытается увильнуть от необходимости придумывать ответы и объясняет Мане и Ване так: «Я тоже занят, мне некогда, у меня важное дело». Но детки-то видят, чем реально в этот момент занимаются папа и мама! Даже если предположить, что родители действительно бывают чем-то заняты, для Мани и Вани эти дела не будут важней мучающих их вопросов, значит, восприятие объяснений мамы и папы будет как обман. Им обидно…
Но дети очень отходчивы, и забывается всё быстро, особенно когда мама приласкает.
Когда же вечерком дети прижмутся к маме с двух сторон, сидя на диване, мама будет объяснять, что у взрослых другая жизнь и куча дел, и завтра они обязательно пойдут в парк после того, как сделают все уроки, а главное, что «Всё будет хорошо». Но мама внутри понимала, что сама не верит этому.
А Маня и Ваня потихоньку привыкают к тому, что, когда мама так говорит, это значит, что на самом деле оказывается «всё совсем нехорошо».
Время идёт, детки растут.
Маня сформировалась в приятную девушку-подростка, только носит какие-то странные большие футболки и свитера и ходит как-то неуклюже, как будто пытается скрыться от лишних глаз.
Ваня вытянулся и превратился в угловатого юношу-подростка, прежняя весёлость куда-то делась, больше молчит и погружён в себя.
А вот подростковый возраст родители ощущают очень остро, проблемы навалились как-то много и разом!
Один компьютер чего стоит! И ведь не скажешь как в детстве, жалеет папа: «Компьютер устал и ему нужно спать». Пробовали запрещать, ограничивать по времени, выключать интернет, лишать карманных денег, ничего не помогает.
– «Придут из школы, уткнуться каждый в свой компьютер, и ничего больше им не интересно!» – Жалуется мама папе.
«Почему Маня с Ваней перестали свято верить на слова нам с отцом? Вместо этого спорят, переговариваются, бывает, кричат, обижаются», – иногда прокручивала у себя в голове мама.
– «Совсем от рук отбились. Ох уж этот переходный возраст!» – С досадой констатировал ситуацию папа.
Да и многие прошлые хитрые уловки не срабатывают: Большие стали!
И куда девалась у детей эта «отходчивость»? Может потому, что у мамы уже не получалось посадить к себе на ручки (не умещались просто!) и приласкать? И факты многочисленного обмана родителей вместо того, чтобы забываться, как раньше, вспоминались из детства, копились и усиливали пропасть в отношениях с родителями.
Ещё одна неразрешимая проблема – уборка в комнате:
– «Если не уберётесь в своих комнатах, я выброшу все ваши раскиданные вещи и одежду», – кричит мама. «Ни за что она ничего не выбросит», – думает Маня. «Хоть бы раз она выполнила хоть какое-то своё обещание!» – Досадует в сердцах Ваня.
И они правы: редкий родитель действительно готов сложить всё в мусорные пакеты и выбросить на помойку. Но это был бы реально действенный метод, и никакого вранья!
Теперь Маня и Ваня не удовлетворяются родительскими объяснениями по тому или иному вопросу и отлично осознают, что всё детство родители им врали.
Где-то в глубине души они понимали, что эта ложь и манипуляции были мотивированы либо желанием защитить, либо из-за необходимости упростить сложные ситуации и воспитывать своих детей, как им казалось, правильно, то есть всё делалось с благими намерениями.
Но легче от этого понимания ни Мане, ни Ване не становилось.
К тому же добавляются различия в том, чему родители их учат и как поступают сами, например:
– «Курить вредно», – говорит папа, закуривая очередную сигарету.
– «Питаться надо правильно», – всегда пропагандирует мама, а сама покупает сплошные вредности: то чипсы, то газировку, то тортик без всякого праздника.
– «Спорт – это важно! Надо делать зарядку по утрам», – декларирует папа, но сам никаким видом спорта не занимается.
– «Все вопросы надо решать спокойно, криком ничего не добьёшься», – советует мама. А сама часто срывается и кричит, то на детей, то на папу.
– «Учитесь грамотно считать, делайте задания по математике сами, не списывайте!» – С этими пожеланиями папа подарил Мане и Ване многофункциональный калькулятор. Ваня подумал: «Где логика?»
– «Деньги надо экономить, не тратить их на ерунду!» – Учит мама. Но Маня видит, как она в очередной раз вернулась с шопинга с полными сумками, в которых были ненужные вещи, купленные импульсивно, по акции.
– «Ваня, ты опять не убрал за собой грязную посуду со стола», – делает мама замечание Ване. Маня бросается на помощь брату: «А папа вчера тоже оставил тарелку грязную на столе, а ты чашку после чая забыла убрать». Папа злится после такого Маниного выпада: «Вы должны убирать и за собой, и за нами, так как у нас есть другие обязанности, а у вас больше свободного времени!»
И подобные пререкания бесконечны!
Родители учат детей уважать мнение и точку зрения других, даже если они не совпадают с их собственными. Но стоило Мане высказаться на предмет понравившегося ей фильма, как мама с папой в два голоса раскритиковали этот фильм, назвали чушью и фигнёй: «Как вообще такое может быть интересно тебе? Там ни содержания, ни красоты, ни поучающего финала». Хоть Ване этот фильм тоже был не по душе, но ему стало жаль сестрёнку, и, в отличие от родителей, он понимал, что значит уважать чужое мнение, и сказал примирительно: «Давайте не будем спорить, у всех разные вкусы и собственные убеждения». На что папа отреагировал очень сурово, сказав, что не позволит детям диктовать ему свои условия. «Ни фига они не уважают чужое мнение, только так говорят», – жалуется Маня Ване, зайдя после спора в его комнату и выражая таким образом благодарность брату за поддержку.
– «Почему так сложно подростковый возраст проходит у наших детей?» – Задаёт вопрос мама папе. «Избаловали мы их с тобой, наверное», – отвечает папа. «Надо потерпеть и не срываться на них так часто», – решают родители.
Ох, нелегко приходится Мане и Ване замечать постоянную разницу между словами и действиями своих родителей. Иногда они оправдывают их: «Они же взрослые, им, наверное, можно. Вот мы очень скоро тоже будем взрослыми, и нам будет легче, можно будет часть правил не выполнять». Но чаще закипает злость и тяга сделать полностью наоборот тому, чему учат папа с мамой.
И к этому конфликтному состоянию подростков в семье добавляется расхождение понятий «хорошо» и «плохо», навешанных родителями, с окружающей действительностью:
– «Учитель всегда прав. Не спорь с ним!» – Говорила мама. Но в школе тем, кто может вести диалог с учителем и объяснить свою точку зрения, живётся намного комфортнее и одноклассники, и учителя таких детей уважают. А Мане и Ване очень сложно даже просто ответить на вопрос учителя, не то чтобы самим завести разговор или дискутировать!
– «Только с высшим образованием можно устроиться на хорошую работу, получить престижную профессию и зарабатывать достаточно денег», – внушал Мане и Ване папа с первого класса. «Поэтому, вы обязательно закончите 11 классов и поступите в ВУЗ», – добавляла мама. Однако Маня видела вокруг людей, которые нашли себя и успех, уйдя после 9 класса в профессиональное учебное заведение, получили желаемую специальность и были просто счастливы. (Например, любимая тётя была художником, а её муж работал в автосервисе). И Ване встречались знакомые, удовлетворённые своим образованием и доходом, ушедшие из школы после 9 класса в техникум, правда, потом всё же получившие высшие образование.
Основным расхождением с действительностью в постулатах родителей Маня и Ваня считали их незыблемое правило: «Всегда надо говорить правду. Люди, которые врут, никогда не будут успешными и счастливыми». Опровержение они встречают на каждом шагу: начиная со списывания на уроках и выдумывания причин прогулов в школе (если не заметят и удачно соврёшь – проблем не будет, иначе – «крышка») и до занимательных историй, услышанных от друзей, взрослых, да и от самих родителей о ком-то.
Много ещё можно привести примеров, когда родительское учение разбивается вдребезги об окружающую действительность. Это и их взгляды про «подходящий» внешний вид, и недопустимый (у девочек – коса и юбка, мальчику же длинные волосы неприемлемы и т.п.). Эти их убеждения, что деньги лучше иметь наличными, а тратить их на платные медицинские услуги не позволительно, когда есть бесплатные, а также полное недоверие к возможностям получать какие-то знания по онлайн курсам – эти их установки из прошлого просто бесили Маню и Ваню.
И, в итоге, не выдержала детская психика такой реальности, случился у Мани и Вани полный «писец», пришёл к ним белый полярный лис по имени когнити́вный диссона́нс. Это состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, убеждений, ценностей или эмоциональных реакций.
И стали они пытаться выйти из этой зоны дискомфорта.
Поначалу, Мане и Ване казалось, что выхода нет, ситуация противоречивая и неразрешимая. А уйти хочется туда, где всё понятно, где тебя не заставляют ничего делать, где не ругают и где происходит всё само собой, без усилий с твоей стороны. Назовём это виртуальной реальностью.
И поняли Маня с Ваней: настоящей реальностью было то место, где они живут, их дом, семья и родители – творцы этой реальности. Всё остальное, вне этого, для них виртуальная реальность, куда они сбегают всегда, когда им дискомфортно дома. Там, куда они стремятся, интересней, понятней, приятней, красочнее и т.п. Окружение, школа, друзья, сериалы, игры, различные сообщества и группы, каналы в соцсетях – это всё виртуальная реальность.
Куда же в итоге «вляпалась» Маня, и где «зависал» Ваня – об этом будет моя следующая публикация.
Так же далее расскажу подробнее про подростковый диссонанс, различные зависимости, «рамки», и как всё это связано с любовью.
Можно ли спасти наших героев?
Читайте также:
Жертвы обмана, часть 3: «люди встречаются, люди влюбляются…»
ОН + ОНА
Жертва обмана — какая она? И при чём здесь детство?
Жертва обмана. Часть 2: оборотная сторона халявы.
Репетитор у ребёнка: правда и ложь
Загубленная индивидуальность в детстве — корень проблем нескольких поколений!
Взаимодействие с ребёнком — это ПРОСТО! А какой он, мой малыш?
Выход есть всегда: задай вопрос - добейся ответа!
Истинная преграда на пути ребёнка к знаниям - это... СТРАХ!!!