Найти в Дзене

«Искусство должно иметь смысл» А.Н. Сенин

Анатолий Николаевич Сенин - художник, который щедро дарил своё творчество, знакомил через картины с красотой природы как Киришскго края, так и далёкой Чукотки. Его рассказы о встречах с простыми людьми, с художниками, о времени, проведённом на пленэрах всегда были полны добротой, юмором и оптимизмом. Есть люди, от которых веет спокойствием, надежностью, основательностью. Таких людей хорошо иметь среди своих друзей. На них всегда можно положиться. Он всегда казался именно таким человеком – надежным и основательным. Может быть, суровая природа Севера так закалила его характер? Анатолий Николаевич родился 18 апреля 1941г. в Тверской области. Много занимался музыкой. Рисовать, конечно, тоже любил. В школьных конкурсах получал призы, но на первом месте всегда была музыка. Окончив Тверское музыкальное училище по классу баяна, попал по распределению в Магадан. Там год проработал в пединституте, обучая и повышая практические навыки игре на баяне будущих педагогов начальных классов и учителей м

Анатолий Николаевич Сенин - художник, который щедро дарил своё творчество, знакомил через картины с красотой природы как Киришскго края, так и далёкой Чукотки. Его рассказы о встречах с простыми людьми, с художниками, о времени, проведённом на пленэрах всегда были полны добротой, юмором и оптимизмом.

Анатолий Николаевич Сенин
Анатолий Николаевич Сенин

Есть люди, от которых веет спокойствием, надежностью, основательностью. Таких людей хорошо иметь среди своих друзей. На них всегда можно положиться. Он всегда казался именно таким человеком – надежным и основательным. Может быть, суровая природа Севера так закалила его характер?

Анатолий Николаевич родился 18 апреля 1941г. в Тверской области. Много занимался музыкой. Рисовать, конечно, тоже любил. В школьных конкурсах получал призы, но на первом месте всегда была музыка.

Окончив Тверское музыкальное училище по классу баяна, попал по распределению в Магадан. Там год проработал в пединституте, обучая и повышая практические навыки игре на баяне будущих педагогов начальных классов и учителей музыки в Магаданском пединституте.

Когда появилась возможность перебраться на Чукотку – с энтузиазмом принял решение поехать туда. Первым пунктом остановки стал городок Угольные Копи, где Анатолий Николаевич работал школьным учителем, это было в 1967 году. Преподавал и музыку, и рисование. Эти виды искусства для него тесно связаны. На уроках рисования всегда звучала серьёзная музыка. Здесь же он познакомился с будущей женой Нелли Ивановной, которая в школе преподавала математику.

В этот же период Анатолий Николаевич поступил в Хабаровский государственный педагогический институт на факультет изобразительного искусства.

Однажды знакомые подсказали, что в молодом городе Кириши Ленинградской области готовится к открытию Школа искусств.

-2

В Ленинграде в 1979 году в областном управлении культуры, проходил конкурс на замещение должности заместителя директора школы. Анатолий Николаевич заинтересовался информацией. Как-никак, а у него было два диплома – специалиста и музыкального, и изобразительного искусства. Он выиграл конкурс на замещение вакансии и стал завучем и педагогом Киришской Школы искусств.

Через пять лет север вновь поманил супругов.

– Эти двенадцать лет самые плодотворные в моей жизни. Я много работал, был очень активен, часто выставлял картины. С учениками повезло – они прекрасно впитывали знания, рисовали мощно, ярко! Суровая чукотская природа очень живописна и потому вдохновения у юных художников хватало.

Этот период работы на севере художник считал самой важной страницей своей биографии, и, пожалуй, самые яркие воспоминания художник сохранил о суровом северном крае – Чукотке. На этот раз Чукотка дала мощный толчок к творческому росту и постоянно вдохновляла живописца.

В Канчалане – поселке оленеводов Анадырского района была школа-интернат, где учились чукотские дети. Девять месяцев в году они постигали школьные науки, а летом перенимали опыт родителей, вместе с ними пасли оленей в тундре. Анатолий Николаевич преподавал в школе черчение, рисование, мировую художественную культуру и музыку, а летом вместе с учениками отправлялся в тундру. Изучал быт оленеводов, ходил на этюды с детьми.

Как раз в те годы появился в школьной программе новый предмет – мировая художественная культура. Выразив несогласие с общей программой, авторы которой, конечно, не могли учесть специфики данного региона, Анатолий Николаевич сделал собственную программу. Правда, четыре года пришлось ездить в Магаданский пединститут, участвовать в модернизации программы «Мировая художественная культура».

– Когда приехал в чукотскую школу, вся школа пела. Была такая самодеятельность! Школа стала музыкальным центром поселка. Были хоры старших и младших классов, учительский хор, ансамбли, оркестр – играли на всех инструментах. Потом интерес к музыкальному творчеству постепенно угас.

Тогда он стал с учениками рисовать. Более того, вся деятельность школы приобрела эстетическое направление.

Школа превратилась в выставочный зал, появилась студия, которой руководил Анатолий Николаевич. В студию выстраивалась очередь, места не всем хватало. Рисовали много, и как рисовали! Дети видели свои картины на выставках и гордились.

-3

Однажды в школу приехал француз Шарль Венстен, который занимался изучением культуры народов Севера. Увидев работы детей, он был и удивлен, и восхищен. Под впечатлением увиденного он не устоял, и организовал поездку чукотских детей-художников во Францию. Жили в городе Перпиньян, столице французской Каталонии. Там и выставки проходили.

А еще работы ребят побывали на выставке в Америке, в здании ООН. Сам Анатолий Николаевич тоже принимал участие в окружных (Анадырь), областных (Магадан), зональных (Хабаровск и Иркутск) российских (Москва) и зарубежных (Франция) выставках.

На одной из картин художника изображен великий Ростропович. Эта работа написана по впечатлениям от трех концертов Мстислава Леопольдовича, которые он дал на Чукотке. Анатолий Николаевич посетил все три выступления, взял у музыканта автограф.

– Людей на концертах было мало – человек 15-20, но он все равно играл с полной отдачей. В поселке Уэлен живут чукчи, занимающиеся охотой на китов. Они послушали Ростроповича и сказали: «Ты нам понравился! А теперь нас послушай». И выступили перед ним с плясками, с бубнами. Побывал Ростропович и в мастерской известного чукотского костореза. Ремесленник подарил музыканту вырезанного из кости божка Пеликена, играющего на виолончели.

Картина Анатолия Николаевича, где изображен Ростропович, многопланова – на ней изображен сам виолончелист, чукчи, внимающие ему, божок с виолончелью и мастер Тукай – резчик по кости.

В начале девяностых годов Анатолию Николаевичу предложили выступить на педагогических чтениях с рассказом о детском творчестве. Он собрал лучшие работы детей и отправился на съезд. Коллегам его выступление понравилось. С окружного форума он попал на встречу более высокого уровня, а затем – на Всесоюзные педагогические чтения, где выступил с докладом – «Психология детского творчества», обобщив уже свой богатый к этому времени опыт работы с детьми.

Анатолий Николаевич наряду с творчеством много работал в школе. Учитель в нем ощущался сразу, хотя он сам себя и не считал достойным этого звания, и всегда говорит, что он не учитель, а преподаватель – это от того, что учительство он считал призванием. Преподаватель учит тому, что умеет сам, а он по призванию – художник. Но как бы там ни было, а преподавательской работе Сенин отдал немало лет: с 1967 по 1995 годы.

В середине 1990-х годов Сенины вернулись в Кириши. Анатолий Николаевич по-прежнему занимался живописью.

В Киришах, городе, ставшем для него родным, Анатолий Николаевич активно участвовал в тематических и персональных выставках, проводимых Киришским историко-краеведческим музеем и Картинной галереей. Он считал, что участие в вернисажах очень важно для творческого человека. Сам активно посещал выставки, снимал понравившиеся работы фотоаппаратом, чтобы можно было детально изучить технику, манеры работы коллег.

-4

– Анализ своих работ, общение помогают понять, растешь ты как художник или нет. Одиночество в творчестве – путь в никуда. Это была его позиция в творческой деятельности.

После закрытия своей второй персональной выставки в Киришском краеведческом музее, А.Н. Сенин приготовил для музея очень приятный сюрприз – подарил свою работу «Маэстро» - это портрет преподавателя Школы искусств, Юрия Александровича Ширнина. Именно эту работу посетители советовали купить для пополнения художественной коллекции музея. Художник, будто угадав мнение посетителей, подарил эту картину музею. С первой своей персональной выставки он также подарил живописную работу «Настроение», изображающую церковь на берегу р. Черной. Эта его работа вошла в каталог, изданный музеем в 2002 году.

-5

Об изменениях в своей творческой биографии в одном из интервью художник рассказал как он был принят в Союз художников.

– В 2009 году меня приняли в Союз художников. Приняли, но не в ту секцию, в какую я хотел. Я всегда считал себя живописцем, а меня приняли в секцию графики. Графика – это всё, что сделано карандашом, акварелью, гуашью, тушью, и в основе лежит рисунок. Даже пастельные работы, которыми я увлекаюсь, считается графикой. И сейчас я больше занимаюсь графикой, подтверждая свою творческую активность в секции, но чувствую, что это не моё.

На эти его слова, сказанные с сожалением, хочется ответить, что все его работы, в любой технике, вызывали неизменный интерес зрителей, желание посещать выставки снова и снова.

После выхода на пенсию Анатолий Николаевич окончательно поселился в Киришах и занялся только творчеством.

Анатолий Николаевич писал картины маслом, работал в технике акварели и пастели, искал новые пути в творчестве. Художник писал небольшие по формату, но очень насыщенные по содержанию картины. Здесь нет агрессивных сюжетов и ярких кричащих красок. Мягкие тона картин, наполняют душу покоем, теплом и радостью.

Работы Анатолия Николаевича производят всегда большое впечатление. Они вносят в душу ощущение приятного умиротворения. Они подолгу не отпускают от себя, заставляют остановиться, посмотреть, задуматься. Их не посмотришь мимоходом. Каждая потребует работы твоей собственной души. Характерная черта художника Сенина – умение проникнуть в самую суть того, что он изображал, будь то портрет или пейзаж.

Многие картины написаны по воспоминаниям. Он рассказывал - Я знаю одного художника, которому было достаточно съездить на Север на неделю, и он всю жизнь пишет только Север. А я прожил там столько лет! Тем более, что каждое лето жил в тундре и много писал с натуры.

Сравнительно недолог человеческий век, но о людях после их ухода обычно помнят по их делам, по той роли, которую они играли в своей деятельности.

Об Анатолии Николаевиче не дадут забыть его картины добрые, красочные, яркие, наталкивающие на размышления о жизни, о природе, о людях. Не забудут и его самого – умного собеседника, замечательного художника, доброго друга и просто хорошего человека.

Коллектив Киришского историко-краеведческого музея.

#художник #живопись #картины #искусство #музей