В творчестве Артура Конан Дойла сверхъестественное представлено не слишком широко. Это удивительно, учитывая огромное количество написанных им произведений и интерес к спиритуализму.
При этом одна из самых известных повестей писателя – «Собака Баскервилей» – обладает всеми чертами готического мистического романа, но в конце всё объясняется вполне рационально. Как почти всегда у Конан Дойла, главное зло – человек, а не нечистая сила.
Перед началом основной части нашей статьи хотим аккуратно напомнить, что мы – магазин букинистики "Книгоед", и в нашем ассортименте представлено необъятное количество самых разнообразных книг. В том числе, множество изданий произведения «Собака Баскервилей»
Приятного чтения!
Накануне написания повести
Шерлок Холмс погиб в 1893 году в рассказе «Последнее дело Холмса». Конан Дойла очень раздражало, что популярность сыщика затмевает остальные литературные работы писателя. В итоге у Рейхенбахского водопада Холмс победил профессора Мориарти, но и сам погиб.
Как мы теперь знаем, это была лишь инсценировка собственной смерти, чтобы уйти от преследования помощников профессора. Тем не менее после публикации рассказа Конан Дойл был твёрдо настроен никогда больше не писать про Шерлока Холмса. Почитатели таланта великого сыщика (в числе которых, согласно легенде, была сама королева Виктория) были глубоко опечалены произошедшим. Конан Дойл же сконцентрировался на приключениях бригадира Жерара.
В конце XIX –начале XX вв. поклонники литературных произведений, как и сейчас, составляли различные теории касательно любимых текстов: что осталось недосказанным и чего ожидать в дальнейшем. Так и в случае Холмса многие читатели были убеждены, что Конан Дойл специально не показал тело Шерлока, оставив таким образом лазейку для его возвращения. Так это или нет – теперь уже не узнать, однако читатели той эпохи в этом не сомневались. Ведь, как известно из некоторых рассказов про сыщика, если подозревается убийство, это ещё не значит, что оно произошло на самом деле. Особенно если отсутствует тело. Читатели буквально заваливали автора письмами, в которых требовали вернуть Холмса.
Несмотря на то, что новые работы Конан Дойла читались и даже пользовались относительной популярностью, уровня рассказов про Шерлока они не достигли. Не было в них того драматизма, атмосферы и напряжения, присущих лучшим образцам цикла про лондонского сыщика. Казалось, что сама жизнь подталкивает писателя к тому, чтобы вернуть Холмса в квартиру по адресу Бейкер-стрит, 221b.
В результате так и произошло. Холмс триумфально вернулся в рассказе «Пустой дом». Однако сначала Конан Дойл прощупал почву, написав «Собаку Баскервилей». Действие повести происходит ещё до «гибели» сыщика в поединке с Мориарти. Получается, что события «Собаки» разворачиваются в октябре 1889 года – спустя полгода после встречи сыщика с Ирэн Адлер в «Скандале в Богемии» и за полгода до первой встречи с профессором Мориарти.
Мир, в котором выходили новые рассказы о Холмсе, разительно отличался от прежнего. Королева Виктория умерла в начале 1901 года, умами людей владела мрачная поэзия Уильяма Б. Йейтса и тёмная проза Джозефа Конрада, декаденство Оскара Уайлда окончательно вошло в моду. Конан Дойл чувствует себя чужим на этом празднике жизни.
Можно предположить, что, несмотря на свою ненависть к Холмсу, тот ассоциировался у писателя со старыми и более привычными временами. Можно сказать, что с окончанием викторианской эпохи и началом эдвардианской Конан Дойл сам упал в пучину Рейхенбахского водопада.
А ведь уже в 1900 году он подумывал написать что-нибудь про Холмса, несмотря на гибель персонажа. Это был конец XIX века. Буквально через месяц скончается королева Виктория и начнётся новая эпоха. А через шесть месяцев на страницах журнала «Strand Magazine» снова появится Шерлок Холмс.
История создания
Работу над повестью Конан Дойл начал после возвращения из Южной Африки, где он служил в качестве врача во время англо-бурской войны. В работе ему помогал журналист Бертрам Флетчер Робинсон, работавший в газете «Daily Express». Вместе они в 1901 году отправились в Дартмур, где в течение месяца проводили исследования местного фольклора.
Изначально «Собака Баскервилей» не должна была стать ещё одной повестью из цикла о Шерлоке Холмсе. Конан Дойл проводил свой отпуск в Дартмуре, графство Девон (также известное как Девоншир). И там писатель услышал жуткие местные предания. В одном из них говорилось о том, что на местных болотах обитает чёрный адский пёс. Другое предание рассказывает о местном аристократе по имени Ричард Кейбелл, сквайре из Бакфастли в Девоне, ставшим прототипом Хьюго Баскервиля. Он вёл крайне распутный образ жизни, за что в итоге был наказан. Ходили даже слухи, что он убил собственную жену и продал душу дьяволу. В 1677 году он умер после одной из пьянок. Ночью после похорон возле его могилы заметили стаю чёрных собак, которые прибежали с болот и всю ночь ужасно выли на его могиле. С тех пор, как рассказывали жители Девона, на болотах часто видели призрак сквайра, скачущего на чёрном жеребце в сопровождении лающей своры. Жители деревни возвели своеобразный мавзолей вокруг могилы Кейбелла, а поверх положили ещё и огромную плиту, чтобы уж наверняка. Именно родовое поместье Ричарда Кейбелла, Брук-холл, как считают некоторые исследователи, и послужило прообразом Баскервиль-холла.
Во время отдыха в этом жизнеутверждающем месте с Конан Дойлем произошёл потрясающий случай, который служит прекрасной иллюстрацией к истории создания «Собаки Баскервилей». Писатель, гуляя по окрестностям города Принстаун, остановился для отдыха среди неолитических руин. Он сидел и думал о течении времени, о доисторических людях, живших и умиравших в этой суровой местности. Внезапно Дойл услышал шорох, а затем – чьи-то шаги. Страшно напуганный, он резко выглянул из-за камня и увидел такого же прогуливающегося человека, как и он сам. Несчастный турист, кстати, перепугался не меньше. Когда Дойл выглянул из-за каменного столба, он пришёл в такой ужас, что тут же убежал. Как писал Конан Дойл, трудно сказать, о чём в тот момент подумал несчастный молодой человек, но, скорее всего, принял писателя за одного из друидов, живших в этих местах больше тысячи лет назад.
Сначала Конан Дойл планировал написать чисто мистическую историю о привидениях, но в итоге решил, что в сюжет прекрасно впишется Шерлок Холмс. Точно неизвестно, почему писатель отказался от первоначального замысла. Возможно, он понял, что лучше всех с проклятием на болотах справится именно Холмс. Ведь рациональный сыщик – лучший антипод иррациональному, на первый взгляд, проклятию в виде призрачного пса, обитающего на болотах.
Собаки для Конан Дойла – вообще очень важные существа. В рассказах про Шерлока Холмса они могут выступать как союзниками, так и врагами. По сути, они представляют собой выражение как худшего, что есть в человеке (злоба, ярость, отсутствие милосердия), так и лучшего (верность и сообразительность).
Но как же вернуть великого сыщика с того света? Нельзя же просто поместить его снова в обстановку Лондона, где он, окружённый кэбами, газовыми фонарями и спешащей толпой, спокойно войдёт в свою квартиру на Бейкер-стрит? Разумеется, Конан Дойлю необходимо было более эффектное возвращение Холмса. И вот мы видим его стоящим на вершине скалы на фоне яркой луны. При этом писатель ввёл Холмса в повесть очень аккуратно, в большей части произведения он даже не появляется. Таким образом писатель хотел прощупать настроение аудитории.
Собаки в фольклоре Британских островов
Призрачные собаки – неотъемлемая часть английского (и шире – британского) фольклора. Это наследие кельтской и саксонской мифологий. Чёрные псы происходят из германских легенд о Дикой охоте, по крайней мере, их внешний вид. Функции же они позаимствовали у кельтских призраков: келпи (дух воды в виде коня, который топит людей, осмелившихся оседлать их) или банши (призраки, предвещающие смерть, известные своим пронзительным криком).
Чёрных собак периодически описывают так: размером с телёнка, в длину – примерно 2,5 метра, в высоту – чуть меньше метра; с горящими глазами и адским пламенем, вырывающимся из пасти. Именно такой образ можно увидеть и в повести Конан Дойла.
Таким изображается самый известный пёс-призрак из английских легенд – Чёрный Шак. Это призрачное существо, которое чаще всего убивает путников, осмелившихся ходить ночью. Иногда Шак воспринимается просто как привидение, предсказывающее смерть и прочие катастрофы. Особенно популярны легенды о Шаке в графствах Норфолк и Саффолк. Люди говорят, что если вы встретите ночью чёрного пса, то нужно поскорее закрыть глаза. Сделать это стоит сразу, как вы услышали леденящий кровь вой (неважно, действительно ли это пёс-призрак или обычная собака). Впрочем, некоторые легенды представляют Чёрного Шака как доброе привидение, которое помогает заплутавшим ночным путникам благополучно добраться домой.
В самом графстве Девон существуют легенды о Йет-хаунде – псе-призраке, который схож по своим функциям с Чёрным Шаком. Жители Девона считают, что Йет-хаунд – это призрак умершего некрещённым младенца. В целом можно отметить, что практически в каждом регионе или графстве Англии существуют легенды о призрачных собаках.
Неточности в повести
Конечно, не бывает ничего идеального. Вот и Конан Дойл, не любивший своего героя, допустил несколько ляпов. Возможно, из-за нежелания снова писать про Холмса, но будучи вынужденным вернуться к этому герою.
Странным выглядит сама задумка с собакой. На что был расчёт? Главный злодей знал о проблемах с сердцем у сэра Чарльза Баскервиля и натравил на него собаку. Но не слишком ли многое преступник ставит на то, что у старика действительно откажет сердце? А если бы он всё-таки выжил? В таком случае собака должна была загрызть человека и оставить улики? Ещё более наивной кажется идея натравливать пса на молодого наследника. У него сердце уж точно не откажет, а если его загрызут, то, опять-таки, останутся улики. Даже если предположить, что собаку преступник убил бы после того, как добился желаемого и скрыл все следы в болоте, то украденные ранее у сэра Генри ботинки стали бы уликой против внезапно объявившегося наследника, претендующего на Баскервиль-холл. Кроме того, преступник знал, что сэр Генри и доктор Мортимер обратились к Шерлоку Холмсу, чья репутация была злодею хорошо известна, а значит, он понимал, что сыщик доведёт дело до конца.
Кроме этого, есть и несколько более мелких деталей. К примеру, как инспектор Лестрейд мог явиться сразу с ордером на арест, если он не был посвящён в детали дела и даже не знал имени преступника? Никакое полицейское начальство не выдало бы ордер, пусть даже об этом просит сам Шерлок Холмс. Да и вряд ли Лестрейд, инспектор лондонской полиции, имел право вообще производить арест в графстве, которое не относится к его юрисдикции.
Интересно также, как злодею удавалось выдавать свою жену за сестру, если она была из Латинской Америки и обладала, характерной для тех мест внешностью. Неужели кто-то мог бы поверить, что черноволосая и смуглокожая красавица – действительно сестра мужчины, чей облик описывается так: «худощавый блондин лет тридцати пяти – сорока»? Причём Ватсон это замечает: «Большее несходство между сестрой и братом трудно было себе представить. Он бесцветный блондин с серыми глазами, она брюнетка – таких жгучих брюнеток мне ещё не приходилось встречать в Англии». Но почему-то верит и ни на секунду не сомневается в правдивости этой версии.
Обаяние повести
Чем же тогда пленяет читателей это литературное произведение? Факторов много. Один из них – сам Шерлок Холмс. Хотя в повести он появляется только в самом начале и конце, он незримо присутствует на протяжении всего повествования. И всё же, в отличие от других рассказов о сыщике, здесь у нас нет уверенности, что у него всё под контролем. Кажется даже, будто зло побеждает. Холмс как бы и сам теряет уверенность, словно он и впрямь верит в сверхъестественную природу происходящего. Это, конечно, не так. Он просто говорит, что более опасного противника ещё не встречал (напомним, что действие происходит до встречи с профессором Мориарти). Показательны слова Холмса, сказанные им Ватсону на вокзале, когда тот отправлялся в Баскервиль-холл: «Держите револьвер при себе и днём и ночью и не ослабляйте бдительности ни на секунду». И сэру Генри: «Сэр Генри! Помните наставление из странной легенды, которую нам читал доктор Мортимер, и остерегайтесь выходить на торфяные болота ночью, когда силы зла властвуют безраздельно». Холмс не кажется уверенным. Видимо, он допускает, что всё может пойти не по его плану.
Также играет свою роль мрачная атмосфера графства Девон. «Собака Баскервилей» – одно из произведений о Холмсе, действие которого разворачивается в сельской местности, а не в городе. И Конан Дойл демонстрирует все возможности, доступные писателю, с помощью которых он делает природу буквально героем повести. В Дартмуре крошечные населённые пункты разделены первобытной природой, практически не затронутой цивилизацией. Единственное свидетельство присутствия человека – стоянки эпохи неолита. Когда автор демонстрирует нам скалы, упав с которых можно сломать шею, или Гримпенскую трясину, которая простирается за горизонт, очень легко поверить в то, что призрачная собака, воющая на болоте, – не плод суеверных фантазий местных крестьян, а вполне реальный призрак, преследующий род Баскервилей. Отсутствие Шерлока Холмса лишь подчёркивает зыбкость реальности: рациональность и факты начинают казаться нам основанными лишь на субъективном восприятии. И когда мы слышим (а читатель именно слышит), как ночью из глубины болот доносится вой собаки, все научные факты кажутся смешными, принадлежащими тому миру, что остался в Лондоне, а не этому первобытному месту.
Один из исследователей произведений о Шерлоке Холмсе пишет следующее: «…общая атмосфера первобытной дикой местности, неведомого края из тумана, легенд и древности… [Он] превратил Дартмур – место таинственное, а не промышленное – в ключевой символ “Собаки Баскервилей”. Со временем болота становятся не столько привязкой к карте, сколько ночным кошмаром, который сводил на нет все попытки людей – доисторических или современных – цивилизовать и приручить их».
Таким образом, Холмс как олицетворение логики и рациональности противопоставлен загадочным болотам графства Девон.
Кроме этого, Холмс всё ещё не воскрес окончательно. И в «Собаке Баскервилей» он занимает в некотором роде промежуточное положение между жизнью и смертью, как болота и скалы Дартмура наводят на мысли о загробном мире.
Российский лингвист и семиотик В.Ю. Лебедев так характеризует повесть: «В жанровом отношении «Собака» имеет много черт готической новеллы, тем она, собственно, и хороша. А ещё в повести много героев, чьи образы надолго остаются в памяти благодаря невероятному обаянию: врачи, любящие антропологию, энтомологи, злобные старые маразматики. Появление таких персонажей железно располагает читателя в пользу текста».
Итог
«Собака Баскервилей» – жемчужина в короне Британской империи. И это не кажется преувеличением. Несмотря на то, что повесть написана уже тогда, когда Артур Конан Дойл разочаровался в своём персонаже, она стала едва ли не лучшим из всего цикла. В ней множество черт, которые выделяют её из остальных детективов про Шерлока Холмса. «Собака Баскервилей» по-прежнему любима множеством людей, которые не обращают внимание на некоторые недочёты и несостыковки.
Мы рады, что статья оказалась для вас интересной! Больше интересных фактов из мира литературы вы можете найти в нашем телеграм-канале "Книгоед".