Он много поездил по СССР. Родился под Николаевым, 22 ноября 1934 года. В войну оказался с семьей на Урале. Потом вернулся в Николаев. Работал на Черноморском судостроительном заводе, писал стихи, заочно учился на филфаке в Николаевском институте. И оказался замечен. Как рабочий поэт, который просто прислал рукопись в издательство «Советский писатель» в 1957 году, а потом печатался так регулярно – с поэмами даже, что даже с семьей переехал в Москву в 1960-м, где заведовал отделом поэзии легендарного журнала «Октябрь».
Но все его командировки, все его стихотворения в сборниках сегодня никому не известны. Мы просто поем песни на его стихи. А еще эти песни пели Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, София Ротару, Александр Малинин, Михаил Шафутинский. Сегодня – только пять песен.
1. «Соловьиная роща» (1976)
Анатолий Поперечный гонорар за песню «Соловьиная роща» почти не использовал в своих «корыстных» целях. Был тогда обычай у молодых композиторов – у кого гонорар больше, тот и проставляется. Здесь «проставляться» можно было долго, что Поперечный и делал.
«Соловей российский славный птах», - пел Лев Лещенко, что вызывало всеобщее возбуждение. Поперечный парировал, что слово «птах» есть в словаре Даля, но песня постоянно обрастала переделками. «Из полей доносится налей» - самый популярный вариант. У Поперечного печаль уносилась, но теперь уже кому какая разница?
Музыку написал Давид Тухманов. Рассказывают, что однажды Лещенко сам сбился на пародию: спел про «налей». Это было на концерте к юбилею Лиона Измайлова, Лещенко якобы выкрутился и дальше запел «За Лиона выпьем очень много». Хотя в шоу-бизнесе такие как бы импровизации всегда хорошо подготовлены.
2. «Олеся». Вернее, «Девушка из Полесья». (1978)
«Однажды я бродил вдоль озера Нарочь в Белоруссии, погруженный в свои мысли. Вдруг из чащи прямо на меня выбежала девушка неземной красоты. Она оказалась дочерью лесника, а звали ее Олесей. Вернувшись в Москву, я быстро написал стихи о сказочной девушке из белорусского Полесья. Писал карандашом прямо на клочке бумаги», - так рассказывал Анатолий Поперечный про то, как появилась эта песня, ставшая популярной благодаря группе «Сябры».
«Сябры» были концертной бригадой Гомельской филармонии. А про «Девушку из Полесья» должны были петь «Песняры», но руководитель группы Владимир Мулявин передал песню. Якобы, у него уже было что-то похожее. Про похожее история умалчивает, а «Девушка из Полесья» в 1978 году была на ТВ в программе «Шире круг!». Несколько лет жизни для людей, нормальных слушателей. А потом и финал конкурса «Песня года-81».
3. «Малиновка» (1980)
1 января 1981 года шла «Песня 80». И выступил белорусский ансамбль «Верасы». Композитор Эдуард Ханок, стихи Анатолия Поперечного». «Малиновки заслышав голосок». Основным солистом был Александр Тиханович.
Жена художественного руководителя «Верасов» Василия Раинчика Ирина Цветкова, говорят, называла песню убогой. А Александр Тиханович был просто басистом. Красивым басистом с роскошными усами. Потом «Верасы» будут называть «усы» и «очки»: Тиханович и Ядвига Поплавская.
Очень помогла атмосфере песни имитация птичьего пения в начале. Иногда музыкантов даже просили спеть «песню со свистом». А когда Александр Тиханович умер в 2017 году, его хоронили под звуки «Малиновки».
4. «Малиновый звон» (1987)
Анатолий Поперечный и композитор Александр Морозов познакомились на фестивале «Песня года» в 1986 году. С тех пор они много работали вместе, а однажды Морозов забежал в гости к Поперечному посмотреть новый материал. Среди стихов был и «Малиновый звон». Морозов тут же попросил хоть какой-нибудь музыкальный инструмент. Как ни странно, в доме поэта, уже давно сочинявшего тексты для песен, нашлась только старая гитара. По легенде – без струны или даже двух. Морозов спрятался с этим реквизитом на кухне, откуда вышел уже с готовой мелодией. «Малиновый звон» спел Николай Гнатюк, в 1987 году шлягер был исполнен на «Песне года».
Не обошлось без цензуры. Анатолий Поперечный написал:
«Этот малиновый звон
От материнских икон,
От той высокой звезды,
Да от минувшей беды».
Но иконы и на «Песне года»? Так появились в тексте «материнские окна».
5. «Трава у дома» (1981). Вне хронологии.
Эту песню показали на ТВ в праздник космонавтики. Шла передача «Притяженье Земли», и исполнил «Траву у дома» ее композитор – Владимир Мигуля. Это уже потом «Земляне» стали основными исполнителями. Успех был колоссальный.
Мигуля задумался о такой песне перед торжественной датой – двадцатилетием полета Юрия Гагарина в космос. Ему хотелось показать что-то не настолько героическое и пафосное, как обычно. Анатолий Поперечный принес Мигуле наброски. Но без космонавтов, зато с глазами коровы, сараем, и, все же, с зеленой травой.
Мигуля был против коровьего взгляда, композитор и поэт поработали над текстом. В результате «прошили метеоритами простор» и внесли другую космическую романтику. В том числе – «Землю в иллюминаторе».
Первый вариант песни был очень нежным, с тоской по дому. «Земляне» принесли в песню ритм. И, хотя Владимир Мигуля не был сперва доволен рОковой версией, в 1983 году «Песня года» примирила композитора с исполнителями. А Владимир Киселев, руководивший «Землянами» в те годы, сказал, что обработка песни в этом стиле была связана с Клиффом Ричардом. Он в 1976 году гастролировал в СССР и произвел огромное впечатление на наших «Землян».
Песню, между прочим, использовали и для одного из выпусков «Ну, погоди!» А что касается шедеврального выступления Инны Чуриковой в фильме «Курьер», где она почти воет под гитару с взрослым сыном, которого не может понять, то тут уже включаются другие импульсы. А песня – та же.
В 2009 году «Роскосмос» сделал композицию официальным гимном Российской космонавтики. Через пять лет умер автор текста Анатолий Поперечный, и похоронить его было не на что. Как-то так – вдова поэта объявила, что продает квартиру, чтобы похоронить супруга (свидетельства остались в архиве «Комсомольской правды»).
Он умер 17 мая 2014 года в возрасте 79 лет. С ним прощались в малом зале Центрального дома литераторов. Под песню «Малиновый звон». Пришло не очень много людей. Точно была Надежда Бабкина, был Михаил Муромов, был Иосиф Кобзон. Благодаря вмешательству Иосифа Кобзона, Анатолия Поперечного похоронили на Троекуровском кладбище. Здесь же состоится потом захоронение его любимой жены Светланы Ивановны и единственной музы, матери сына Сергея.
Автор: Валентина ЛЬВОВА