Найти в Дзене
Заметки историка

Как снимали сериал "Апостол": кадры со съемок и 11 интересных фактов о фильме

7 апреля 2008 года на Первом канале начался показ «шпионского» многосерийного фильма «Апостол». Лихо закрученный сюжет, великолепная игра актеров, потрясающие трюки - сериал смотрится на одном дыхании и неудивительно, что «Апостол» моментально взлетел на вершины рейтингов. Давайте узнаем, как проходили съемки этого мини-сериала, мы приготовили специально для вас только самые интересные факты. 1. Есть мнение, что сюжет сериала позаимствован из повести Георгия Брянцева «Конец осиного гнезда». В титрах указано сразу два режиссера: Иван Иванов и Юрий Мороз. На самом деле, история с режиссерами этого фильма лихо закручена, в духе сюжета самого фильма. Первым «Апостол» начал снимать режиссер Геннадий Сидоров. Он создал почти две трети от всей картины, но в финале продюсеры «Апостола» отстраняют Сидорова от работы. Виной всему конфликт между Геннадием и продюсерским составом. По требованию режиссера в титрах и стоит псевдоним - «Иван Иванов». Под этот псевдоним попадает и другой режиссер, Ник

7 апреля 2008 года на Первом канале начался показ «шпионского» многосерийного фильма «Апостол». Лихо закрученный сюжет, великолепная игра актеров, потрясающие трюки - сериал смотрится на одном дыхании и неудивительно, что «Апостол» моментально взлетел на вершины рейтингов.

Давайте узнаем, как проходили съемки этого мини-сериала, мы приготовили специально для вас только самые интересные факты.

1. Есть мнение, что сюжет сериала позаимствован из повести Георгия Брянцева «Конец осиного гнезда». В титрах указано сразу два режиссера: Иван Иванов и Юрий Мороз. На самом деле, история с режиссерами этого фильма лихо закручена, в духе сюжета самого фильма.

Геннадий Сидоров
Геннадий Сидоров

Первым «Апостол» начал снимать режиссер Геннадий Сидоров. Он создал почти две трети от всей картины, но в финале продюсеры «Апостола» отстраняют Сидорова от работы. Виной всему конфликт между Геннадием и продюсерским составом. По требованию режиссера в титрах и стоит псевдоним - «Иван Иванов». Под этот псевдоним попадает и другой режиссер, Николай Лебедев. Взяться за эту работу его уговорил актером Евгений Миронов, они познакомились на съемках триллера «Змеиный источник». Лебедев также попросил не указывать свою фамилию в титрах.

Юрий Мороз
Юрий Мороз

2. Вместе с Лебедевым к работе подключается третий режиссер, Юрий Мороз. Он и довел сериал до логического завершения. Исполнителю главной роли Евгению Миронову так же предлагалось встать за режиссерский пульт, но тот не согласился, хотя Миронова можно по праву считать художественным руководителем фильма. После прочтения сценария, который написал Олег Антонов, Евгений так проникся идеей этого фильма, что приложил максимум усилий, чтобы сделать сериал по-настоящему интересным. Он участвовал в кастингах, выбирал места для натурных съемок и решал многие организационные вопросы. Ближе к концу съемок Миронов работал над «Апостолом» наравне с Юрием Морозом.

-4

3. Перед актером Евгением Мироновым стояла очень сложная задача - он должен был сыграть братьев-близнецов, совершенно разных по характеру и с различными судьбами. Один из братьев - Петр, вор, который прошел тщательную подготовку в германской школе диверсантов. Павел же - рядовой учитель, очень скромный и стеснительный, очень дорожит своей семьей. Когда Петра не стало, он пал от рук контрразведчика, в НКВД принимается решение выдать Павла за Петра, отправив скромного очкарика прямиком в немецкий тыл, в качестве шпиона.

Миронов должен был все время перевоплощаться из Петра в Павла и наоборот. Ему нужно было воплотить целых три образа: уголовника, преподавателя и учителя, который выдает себя за преступника.

4. Евгений Миронов старательно изучил блатной жаргон, актеру даже удалось встретиться с реальными представителями уголовного мира, чтобы понять, как нужно себя вести в кадре. Один из представителей криминального сообщества обучил Миронова специфической песне, а другой - изготовил для актера специальные фиксы. Как признается сам Миронов, кое-что он позаимствовал от дяди, который полжизни провел в местах не столь отдаленных. Актер так вжился в роль уголовника, что начал побаиваться, примет ли зритель такого махрового вора. Кроме того, Евгений начал усиленно заниматься рукопашным боем и боксом, чтобы иметь превосходную физическую форму.

-5

5. Подавляющее большинство трюков в картине Евгений Миронов выполнил самостоятельно, не привлекая каскадеров. В «Апостоле» очень много спецэффектов и трюков, так что трудиться Миронову приходилось с удвоенной силой. К сожалению, во время съемок случались и несчастные случаи. В одном из эпизодов Николай Фоменко и Евгений Миронов мчались на «ГАЗе» и внезапно произошло непредвиденное - капот автомобиля задымился, а затем произошло возгорание. Как выяснилось позднее, раритетный «газик» просто не справился с нагрузкой. Пожар быстро ликвидировали, но сцену снимали уже с выключенным двигателем. Автомобиль возили за собой на тросе. И это не единичный случай, вот еще один казус.

В 11-й серии герой Миронова швырял в вагон гранату, затем актеру необходимо было отпрыгнуть. Во время репетиций трюк выходил просто великолепно, но когда начались съемки, произошло ЧП. Евгений просто не успел отпрыгнуть после броска гранаты. Огонь от пиротехнической гранаты после разрыва повредил Евгению волосяной покров на голове. Гримерам пришлось до окончания съемок накладывать на лицо Миронова “растительность”.

-6

6. Николай Фоменко, давний приятель сценариста Олега Антонова, сыграл роль комиссара Хромова. Олег, находящийся в процессе написания сценария, пригласил Фоменко для участия в «Апостоле». Актер на тот момент не принял это предложение, так как был задействован в других проектах. Но к моменту начала съемок «Апостола» у Фоменко появилось свободное время и он согласился на роль Хромова. Как вспоминал сам Николай, работа над серьезной, характерной ролью комиссара пришлась ему по душе. Однако, очень многих удивило участие Фоменко в картине, ведь Николай создал себе за годы работы в кино амплуа комедийного героя. Для «солидности и серьезности», чтобы выглядеть более весомо, Николай специально набрал несколько килограммов.

7. В картине так же представлена блестящая плеяда актеров: Дарья Мороз, Юрий Назаров, Андрей Смирнов, Алена Бабенко и многие другие. Для съемок актрисе Дарье Мороз пришлось побриться наголо, что никак не повлияло на привлекательность актрисы.

-7

8. Во время сцены охоты Истомин вдруг начинает вспоминать детские годы, как он, будучи мальчишкой, ходил на охоту с отцом. На экране в этот момент возникают три охотника, которые сидят спиной к зрителю. Это зеркальное отражение знаменитой работы художника Перова «Охотники на привале».

9. «Апостол» снимали во многих городах и странах, среди них Прага, Москва, Серпухов, Тунис, Франция, Беларусь, Вологодская область. Прага заменила съемочной группе Берлин, застенки Лубянки снимали в госпитале имени Бурденко. В Вологодской области, в музейной части Кирилло-Белозерского монастыря снимали школу Абвера. Интересно, что жители города Кириллов проявили недюжинный патриотизм и не хотели играть гитлеровцев в массовке. Пришлось даже дать объявление в газете, в котором сообщалось, что требуются мужчины на роль немцев с зарплатой в 300 рублей.

Финальная часть картины снималась в Тунисе, Иран по сюжету. Минск на время стал «Москвой» в фронтовые годы. Это объяснялось очень просто - в столице Беларуси практически не было наружной рекламы, которую очень сложно было удалить из кадра в Москве.

-8

10. Сюжет «Апостола» так лихо закручен, что зритель до последнего момента момента гадает, кто же является главным злодеем. Это прощает некоторые исторические неточности. Например, парашютисты прыгают с самолета АН-2, но появилась эта крылатая машина лишь после победы. В диверсионной школе во время разбора пулемета MG -34, инструктор озвучил его калибр, 7,62 мм. Но в немецкой армии такого калибра не было. Гитлеровцы использовали калибр 7,92 мм. В 12-й серии, когда Апостол рвет календарь, зритель видит 1428 год по мусульманскому календарю. Это соответствует 2007 году по григорианскому календарю, а не 1942-й, как показано в кадре.

Многие кинокритики называют «Апостол» новым «17 мгновениями весны», кто знает, может в их словах есть доля правды.

11. Сериал вышел на DVD-дисках аж на целый месяц раньше, чем на телевидении. Это очень редкий и необычный маркетинговый ход. Обычно все происходит с точность до наоборот.

Так или иначе, фильм «Апостол» получился очень зрелищным, атмосферным и держит зрителя в напряжении вплоть до финальных титров.