Обтяжка и отделка авиационных моделей
Обтяжкой и отделкой модели заканчивается работа по ее изготовлению. Это один из наиболее ответственных этапов работы, от которого зависит внешний вид и летные качества модели.
Оглавление. Технология изготовления авиационных беспилотных моделей
Обтяжка модели, т. е. оклейка каркаса модели бумагой или тканью,— ответственная работа, требующая известных навыков, внимания и аккуратности. Неудачно выполненную обтяжку модели нельзя закрасить или зашпаклевать; испорченную обтяжку нужно снять и повторить работу вновь. Вторичная обтяжка требует затраты времени, сильно портит и утяжеляет модель и поэтому нужно добиваться того, чтобы обтяжка удавалась с одного раза.
Выбор материала для обтяжки зависит от веса модели, прочности каркаса, конструктивных и эксплуатационных требований. Технические данные некоторых сортов бумаги и тканей, применяемых для обтяжки моделей, были приведены в гл. IV.
Обтяжка авиационных моделей
Существует несколько способов обтяжки моделей.
Обтяжка бумагой сухим способом делается или на казеиновом клею или на эмалите.
На казеиновом клею обтяжку папиросной бумагой производят в следующей последовательности.
Приготовляют жидкий казеиновый клей, бумагу, нарезанную на куски необходимого размера с припуском кругом 3—4 см, шкурку № 100 или № 80, школьную кисть № 10 или лубяную 10X5 мм.
Каркас модели кладут на ровную доску и прикрепляют к ней кнопками или булавками, затем смазывают кистью одну из сторон каркаса ровным слоем клея, идя последовательно от одного конца к другому, затем просматривают смазанные клеем поверхности. Подсохшие места и те, где клей быстро впитывается, например на торцах древесины, смазывают еще раз.
Не теряя времени, берут бумагу и прикладывают ее к смазанному клеем каркасу узкой стороной, затем, держа бумагу за более широкий конец, пальцами расправляют и притирают бумагу в одном или двух местах с самого края, где бумага уже коснулась каркаса (фиг. 333). Далее, держа широкий край бумаги двумя руками, ее слегка натягивают, расправляя морщины, и опускают на каркас так, чтобы бумага везде плотно прилегла и хорошо приклеилась.
Большие и сложные каркасы трудно обтягивать одному; рекомендуется пригласить на помощь товарища, который, держа за противоположный конец бумаги, помогает коснуться ею одновременно всего каркаса.
Если бумага в некоторых местах начинает расползаться, это свидетельствует о том, что клея слишком много, если же бумага не приклеивается, значит клея положено мало или он слишком жидкий и быстро впитался в дерево.
Фиг. 333. Накладывание бумаги на каркас при обтяжке сухим способом.
На кромках и в местах, где бумага отстает, ее надо подклеить дополнительно. На шпангоутах и нервюрах неприставшие места не следует трогать; в дальнейшем бумага после смачивания водой, высыхая, приляжет и приклеится к каркасу. Излишки бумаги с краев каркаса снимают шкуркой; движение шкурки нужно производить в одном направлении со стороны обтянутой поверхности вниз, в противном случае обшивка может быть надорвана.
После того как одна из сторон каркаса обтянута, приступают к обтягиванию противоположной стороны (при такой последовательности уменьшается возможность коробления).
Когда весь каркас будет обтянут, бумагу нужно смочить водой, лучше всего из туалетного пульверизатора. Смачивать бумагу следует так, чтобы она вся стала влажной. Образование капель воды на поверхности и перемачивание бумаги может вызвать прорывы обтяжки. Во время высыхания бумага сильно натягивается, и все морщины расправляются.
Обтяжка придает каркасу жесткость, но одновременно нагружает и деформирует его. Для того чтобы исправить коробление, обтянутую часть надо еще раз слегка смочить водой, положить на ровную доску и прижать по кромкам тяжелыми металлическими линейками или прижимками (фиг. 334).
В таком состоянии обшивка должна хорошо просохнуть. При исправлении всякого рода короблений не следует класть части модели на грязную доску со следами клея. Грязь пристает и отпечатывается на бумаге, а клей прихватывает обшивку и не позволяет снять детали с доски без повреждения обшивки.
Фиг. 334. Предупреждение коробления крыла после обтяжки.
Хорошая обтяжка может быть получена только при тщательной, аккуратной работе. Работать лучше всего на большом столе. Кроме необходимого инструмента, на столе ничего не должно лежать и стеснять моделиста.
Температура воздуха в помещении должна быть в пределах 15—25° С; сквозняки и движение воздуха нежелательны.
Обтяжка фотоклеями, синдетиконом и мучным клейстером производится в такой же последовательности, но, применяя их, надо более внимательно следить за тем, чтобы перед смачиванием водой клеевые швы и бумага в месте приклейки как следует просохли. Также важно смотреть за этим и при повторном смачивании обтяжки при правке и устранении перекосов, так как клеевые швы просыхают значительно медленнее, чем бумага.
Оглавление. Технология изготовления авиационных беспилотных моделей
При выборе клея следует иметь в виду, что казеиновый клей обесцвечивает бумагу и дает радужные пятна на древесине. Если это нежелательно, например при обтяжке прозрачной конденсаторной бумагой, то надо применить другой способ обтяжки или другой клей. Клей для обтяжки толстыми бумагами следует разводить более густо, швы тщательно приглаживать и притирать для обеспечения хорошего проклеивания шва.
Обтяжка бумагой «мокрым» способом требует значительной сноровки и отличается от предыдущих способов тем, что бумагу смачивают водой до наклеивания на каркас. Смачивание производится пульверизатором или ватным тампоном. Хорошие результаты получаются, если бумагу увлажнять между двумя мокрыми полотенцами. Подготовленная бумага должна быть смочена равномерно и не иметь сухих и слишком мокрых мест. Сухие могут вызвать стягивание бумаги с каркаса, а слишком мокрые — расползание бумаги при высыхании.
Каркас модели смазывают по местам склейки равномерным слоем столярного клея. Обтяжку удобнее вести вдвоем.
Подготовленную бумагу накладывают на каркас, как показано на фиг. 335, затем расправляют неровности (фиг. 336), внимательно следя за просыханием бумаги. Сначала просыхают края бумаги; на них надо сделать ряд мелких надрезов бритвой (фиг. 337), чтобы избежать возможности стягивания бумаги с каркаса. Затем начинает просыхать средняя часть бумаги. Дольше всего не просыхает бумага в местах скопления клея. Для того чтобы предотвратить разрывы бумаги в этих местах, рекомендуется ватным тампоном еще раз смочить бумагу в просохших местах. Таким образом можно замедлить общее высыхание и дать время просохнуть сырым клеевым швам.
Натяжение бумаги при таком способе получается равномерным и очень сильным. Если каркас недостаточно прочен, возникает опасность его коробления или даже поломки.
При выборе способа обтяжки всегда следует учитывать конструктивные особенности модели, предусматривать возможность коробления кромок, корневых нервюр и стрингеров фюзеляжа. Слишком сильное натяжение обшивки может иногда принести больший вред, чем слабое.
На фиг. 338 показано коробление отдельных частей модели при чрезмерном натяжении обшивки.
Далеко не все сорта бумаги одинаково натягиваются после смачивания водой и после покрытия эмалитом. При выборе сорта бумаги и способа обтяжки надо учитывать также прочность каркаса и требуемую прочность обшивки. Так, например, носовые части моделей для усиления обтягивают более плотной бумагой; так же поступают и с передними кромками крыльев.
В табл. 20 и 21 даны сведения о тканях и бумагах, которые, необходимо иметь в виду при выборе обтяжки для модели.
Фиг. 335. Способ наложения мокрой бумаги на каркас.
Фиг. 336. Исправление складок на бумаге.
Фиг. 337. Подрезание краев бумаги для предотвращения ее стягивания с кромок.
Обтяжку папиросной бумагой на эмалите делают в таком порядке: заготовляют кусок папиросной бумаги с припусками 20—30 мм на сторону, покрывают эмалитом нормальной густоты первый отсек каркаса, т. е. поверхность всех деталей между первой и второй нервюрой или между первым и вторым шпангоутом, накладывают бумагу, расправляют ее, прижимая клеевые швы, и дают эмалиту «схватить». После этого отгибают бумагу до проклеенного места, смазывают эмалитом смежный отсек и приклеивают бумагу дальше (фиг. 339).
Фиг. 338. Характер коробления каркаса модели при чрезмерном натяжении бумаги.
Фиг. 339. Обтяжка папиросной бумагой на эмалите
Таким способом последовательно приклеивают бумагу ко всем отсекам каркаса, снимают шкуркой излишки бумаги, дают эмалиту просохнуть и смачивают обтяжку водой из пульверизатора.
Необходимо внимательно следить за тем, чтобы до оклейки каркас не имел первоначальной крутки и коробления. Для просушки каркас следует прикрепить к ровной доске с помощью прижимок. Этим приемом просушки следует пользоваться при любом способе обтяжки.
Обтяжка толстыми сортами бумаги производится там, где требуется повышенная прочность и в местах двойной кривизны, т. е. на выпуклостях и вогнутостях, где папиросная бумага не может обеспечить обтяжки без образования морщин, например на носовой части фюзеляжа планера, на зализах и т. п.
Плотные сорта бумаги мало вытягиваются, поэтому необходимо оклеивать каждый отсек отдельными кусками, просушивать места склейки, подрезать излишки, точно пригонять кусок бумаги к следующему отсеку и так заклеивать их один за другим, идя от хвоста к носу (фиг. 340).
Для того чтобы получить необходимую прочность конструкции основных частей модели, не увеличивая веса, толщину бумаги выбирают различной. Ответственные и нагруженные места, как например передние кромки крыльев, оперения и фюзеляж (частично или весь) обтягивают более плотной бумагой (например, крафт) (фиг. 341 и 342), а менее нагруженные и менее ответственные обтягивают тонкой папиросной бумагой.
Оглавление. Технология изготовления авиационных беспилотных моделей
Обтяжка бумагой комбинированным способом. Каркас по поверхности смазывают эмалитом и дают просохнуть. Места, где приклеивание обшивки нежелательно, смазывают тонким слоем вазелина или густого минерального масла. Затем кусок бумаги нужного размера кладут на лист фанеры и смачивают водой до равномерного пропитывания. Лишнюю воду удаляют гигроскопической ватой, ненамокшие места смачивают дополнительно. Не дожидаясь высыхания, бумагу переворачивают на обратную сторону, расправляют морщины и широкой мягкой кистью ровным слоем покрывают разбавленным вдвое эмалитом- (в пропорции: 1 часть эмалита, 1 часть разжижителя). Покрывать эмалитом можно 1—2 раза с таким расчетом, чтобы на поверхности бумаги был сплошной блестящий слой непросохшего эмалита.
Подготовленную таким образом бумагу берут двумя руками за края, осторожно приподнимают и накладывают на каркас намазанной стороной, расправляя морщины и протирая по местам склейки пальцами.
Выступающие края бумаги просыхают быстрее; их нужно срезать и ждать полного высыхания обтяжки, после чего зачистить шкуркой кромки от остатков клея и бумаги.
Выполненная таким образом обтяжка может быть снаружи покрыта эмалитом и обработана любым способом.
Преимущества этого способа особенно сказываются при обтяжке гидромоделей, так как водоупорный слой на внутренней стороне обшивки при попадании воды внутрь препятствует намоканию бумаги и отставанию ее от каркаса.
Этот способ обеспечивает прекрасное натяжение бумаги и хорошую связь ее с каркасом.
Обтяжка тканями производится на горячем столярном клее, а в случаях, когда требуется водостойкость, например при обклейке поплавков гидромоделей и днищ летающих лодок,— на густом эмалите или клее АК-20.
Работа производится следующим образом- Сначала приклеивают край ткани к одной стороне каркаса, тщательно расправив и вытянув ее вдоль клеевого шва. Дают просохнуть клею; затем, так же, как при обтяжке бумагой «мокрым» способом, смазывают каркас клеем, натягивают ткань вдоль каркаса и прибивают двумя-тремя гвоздями к доске, на которой закреплен каркас. Тщательно протирают клеевые швы, расправляя сборки и растягивая ткань вдоль по размаху (или вдоль фюзеляжа). После высыхания клея излишки ткани обрезают и зашкуривают кромки.
Под действием воды обшивка из ткани не натягивается.
Для натяжения такой обшивки и придания ей воздухонепроницаемости, жесткости и способности противостоять атмосферным влияниям ее покрывают несколькими слоями эмалита.
Способы отделки эмалитом подробно описаны в гл- VI.
Число покрытий зависит от плотности ткани, густоты эмалита и от конструктивных требований. Покрытие ведется до тех пор, пока обтяжка хорошо не натянется, а при обтяжке гидромо-делей — до полного закрытия рисунка ткани.
В тех случаях, когда модель не хотят окрашивать кроющими красителями, а хотят оставить натуральный цвет ткани или покрыть ее легким слоем светлого лака, обтяжка должна вестись особенно аккуратно. Пятна на ткани, оставленные от рук, невозможно вывести после того, как ткань натянута на каркас.
Обтяжка тканями музейных моделей. Музейные модели обтягивают очень тонкими тканями. Грубая ткань имеет крупную структуру, не соответствующую масштабу модели, и значительную толщину.
Наиболее тонкими тканями являются эксцельсиор и туаль. Эти ткани вполне удовлетворительны по структуре и прочности, но плохо натягиваются после покрытия эмалитом. Окончательный выбор ткани можно сделать только после того, как получены удовлетворительные результаты на пробном куске обтяжки. Дальнейший ход обтяжки зависит от того, какого вида будет окончатель-ное покрытие. Если предполагается покрытие прозрачными лака-ми, то процесс оклейки и покрытие эмалитом делается так, как это уже было описано выше, но с еще большей аккуратностью. Если отделка производится кроющими красками, задача значительно облегчается, так как в этом случае может быть применима ткань любого цвета и для улучшения натяжения обшивка может быть пропитана клеевым раствором.
Такая обтяжка производится в следующем порядке. Кусок ткани нужного размера раскладывают на чистом стекле и кистью наносят ровным слоем жидкий казеиновый клей. При этом ткань должна насквозь пропитаться клеем, но не иметь на поверхности сгустков и наплывов.
Затем ткань снимают со стекла, накладывают на подготовленный каркас, расправляют и притирают к поверхностям каркаса пальцем.
После высыхания ткань сильно натягивается и может быть покрыта эмалитом и кроющими красками. Такой способ широко применяется при обтяжке рулей элеронов и небольших поверхностей на музейных моделях.
Этот способ обеспечивает очень хорошую поверхность и сохраняет структуру материи. Недостатком является то, что обтяжка не выдерживает излишней температуры и боится влажности. Кроме того, при неосторожном обращении обшивка вдавливается, и на месте нажима получаются неустранимые трещинки.
Ремонт обшивки разделяется на полный и частичный.
При полном ремонте, когда площадь поврежденных мест велика, обшивку полностью срывают, а остатки клея счищают с каркаса циклей, ножом или осколком стекла. После зачистки каркаса обтяжку производят заново.
Перетяжку и перечистку каркаса следует делать возможно реже, так как каркас при этом ослабляется, а деформация каркаса под действием натяжения бумаги с каждой перетяжкой увеличивается.
При частичном ремонте, когда повреждена часть обшивки (фиг. 343), ее вырезают, зачищают в обнажившихся местах каркас и производят частичную обтяжку тем же способом, каким была выполнена прежняя.
При таком ремонте нужно избегать обычной ошибки — вырезания обшивки вплотную до нервюр или до шпангоутов, что влечет за собой изгибание нервюр и появление неисправимых морщин в углах отсеков, а иногда и коробление всей детали.
322
Постановка мелких заплат. Трещины лучше всего заклеивать лентой шириной 20—30 мм из бумаги того же сорта, что и обшивка.
Пробоины и прорывы следует сначала очистить от обрывков бумаги, вырезав их по кругу острым ножом или кривыми ножницами.
Фиг. 343. Повреждения обтяжки и подготовка к ремонту.
Размер заплаты должен быть кругом на 10—15 мм больше размера пробоины (фиг. 344). В тех случаях, когда ремонтируют сильно натянутую обшивку, заплату смачивают водой, а затем смазывают эмалитом обратную сторону и в сыром виде накладывают на место. После просыхания заплату закрашивают под тон остальной поверхности.
Заплату всегда рекомендуется ставить за один раз, т. е. приложив заплату к одному краю отверстия, опустить ее на место всей поверхностью, не передвигая ее в стороны и не меняя ее положения. Не следует отрывать неудачно положенную заплату или исправлять ее положение на обтяжке, так как это приводит к появлению морщин и необходимости заменить заплату новой, еще большего размера.
Во всех случаях лучшим клеем для постановки заплат является жидкий эмалит (2 части разжижителя, 1 часть эмалита). При отсутствии эмалита ремонт обтяжки может быть выполнен любым жидко разведенным клеем.
Исправление короблений, вызванных обшивкой. Неправильная сушка обшивки или нарушение последовательности обтяжки неизбежно вызывают местное или общее коробление каркаса. Примером местного коробления могут служить подтягивание нервюр и прогибы кромок и стрингеров (см фиг. 338).
Фиг. 344. Виды повреждений обтяжки.
Эти дефекты вызываются чрезмерным натяжением бумаги или слабым, не соответствующим бумаге каркасом. Их исправление после обтяжки практически невозможно. Появление таких деформаций следует предвидеть при выборе материала для обтяжки и предупреждать путем усиления каркаса постановкой книц и ребер жесткости на корневые нервюры и шпангоуты и путем увеличения сечений стрингеров.
Общее коробление каркаса может быть исправлено. Наиболее частый и характерный случай коробления крыла, вызываемый неравномерной сушкой, состоит в том, что все крыло под действием неравномерного натяжения бумаги закручивается винтообразно. Для устранения этого явления крыло необходимо сушить в прижимах на ровной доске. Если, несмотря на принятые предосторожности, коробление все же произошло, его следует устранить. Для этой цели уменьшают натяжение бумаги путем ее размягчения. Если обтяжка покрыта эмалитом, ее обрызгивают разжижителем из пульверизатора или смачивают мягкой кистью до равномерного разбухания слоя эмалита и ослабления натяжения (смывать эмалит ни в коем случае не следует). Если же бумага не покрыта эмалитом, то достаточно смочить ее водой из пульверизатора.
Влажная бумага провиснет, и каркасу вновь можно придать правильную форму. Для того чтобы ее сохранить, надо прижать выправленную часть модели к ровной доске грузами, рейками или кнопками с таким расчетом, чтобы не допустить коробления (фиг. 345).
Крыло, высохшее в зажимах, сохранит правильную форму, конечно, только в том случае, если каркас его достаточно прочен.
Фиг. 345. Исправление крыльев на стапеле.
Описанный способ можно применять и в том случае, когда нужно придать закрутку плоскому крылу.
Оглавление. Технология изготовления авиационных беспилотных моделей
Поиск кладов с металлоискателем видео