Найти в Дзене

Обтяжка и отделка авиационных моделей

Оглавление

Обтяжка и отделка авиационных моделей

Обтяжкой и отделкой модели заканчивается работа по ее из­готовлению. Это один из наиболее ответственных этапов работы, от которого зависит внешний вид и летные качества модели.

Оглавление. Технология изготовления авиационных беспилотных моделей

Обтяжка модели, т. е. оклейка каркаса модели бумагой или тканью,— ответственная работа, требующая известных навыков, внимания и аккуратности. Неудачно выполненную обтяжку модели нельзя закрасить или зашпаклевать; испорченную обтяжку нужно снять и повторить работу вновь. Вторичная обтяжка требует затраты времени, сильно портит и утяжеляет модель и поэтому нужно добиваться того, чтобы обтяжка удавалась с одного раза.

Выбор материала для обтяжки зависит от веса модели, проч­ности каркаса, конструктивных и эксплуатационных требований. Технические данные некоторых сортов бумаги и тканей, применяе­мых для обтяжки моделей, были приведены в гл. IV.

Обтяжка авиационных моделей

Существует несколько способов обтяжки моделей.

Обтяжка бумагой сухим способом делается или на казеиновом клею или на эмалите.

На казеиновом клею обтяжку папиросной бумагой производят в следующей последовательности.

Приготовляют жидкий казеиновый клей, бумагу, нарезанную на куски необходимого размера с припуском кругом 3—4 см, шкурку № 100 или № 80, школьную кисть № 10 или лубяную 10X5 мм.

Каркас модели кладут на ровную доску и прикрепляют к ней кнопками или булавками, затем смазывают кистью одну из сторон каркаса ровным слоем клея, идя последовательно от одного конца к другому, затем просматривают смазанные клеем поверхности. Подсохшие места и те, где клей быстро впитывается, например на торцах древесины, смазывают еще раз.

Не теряя времени, берут бумагу и прикладывают ее к смазан­ному клеем каркасу узкой стороной, затем, держа бумагу за более широкий конец, пальцами расправляют и притирают бумагу в одном или двух местах с самого края, где бумага уже коснулась каркаса (фиг. 333). Далее, держа широкий край бумаги двумя руками, ее слегка натягивают, расправляя морщины, и опускают на каркас так, чтобы бумага везде плотно прилегла и хорошо приклеилась.

Большие и сложные каркасы трудно обтягивать одному; реко­мендуется пригласить на помощь товарища, который, держа за противоположный конец бумаги, помогает коснуться ею одновре­менно всего каркаса.

Если бумага в некоторых местах начинает расползаться, это свидетельствует о том, что клея слишком много, если же бумага не приклеивается, значит клея положено мало или он слишком жидкий и быстро впитался в дерево.

Накладывание бумаги на каркас при обтяжке сухим способом
Накладывание бумаги на каркас при обтяжке сухим способом

Фиг. 333. Накладывание бумаги на каркас при обтяжке сухим способом.

На кромках и в местах, где бумага отстает, ее надо подклеить дополнительно. На шпангоутах и нервюрах неприставшие места не следует трогать; в дальнейшем бумага после смачивания водой, высыхая, приляжет и приклеится к каркасу. Излишки бумаги с краев каркаса снимают шкуркой; движение шкурки нужно про­изводить в одном направлении со стороны обтянутой поверхности вниз, в противном случае обшивка может быть надорвана.

После того как одна из сторон каркаса обтянута, приступают к обтягиванию противоположной стороны (при такой последова­тельности уменьшается возможность коробления).

Когда весь каркас будет обтянут, бумагу нужно смочить водой, лучше всего из туалетного пульверизатора. Смачивать бу­магу следует так, чтобы она вся стала влажной. Образование ка­пель воды на поверхности и перемачивание бумаги может вызвать прорывы обтяжки. Во время высыхания бумага сильно натягивает­ся, и все морщины расправляются.

Обтяжка придает каркасу жесткость, но одновременно нагру­жает и деформирует его. Для того чтобы исправить коробление, обтянутую часть надо еще раз слегка смочить водой, положить на ровную доску и прижать по кромкам тяжелыми металлическими линейками или прижимками (фиг. 334).

В таком состоянии обшивка должна хорошо просохнуть. При исправлении всякого рода короблений не следует класть части модели на грязную доску со следами клея. Грязь пристает и отпечатывается на бумаге, а клей прихватывает обшивку и не позво­ляет снять детали с доски без повреждения обшивки.

Предупреждение коробления крыла после обтяжки
Предупреждение коробления крыла после обтяжки

Фиг. 334. Предупреждение коробления крыла после обтяжки.

Хорошая обтяжка может быть получена только при тщательной, аккуратной работе. Работать лучше всего на большом столе. Кроме необходимого инструмента, на столе ничего не должно лежать и стеснять моделиста.

Температура воздуха в помещении должна быть в пределах 15—25° С; сквозняки и движение воздуха нежелательны.

Обтяжка фотоклеями, синдетиконом и мучным клейстером про­изводится в такой же последовательности, но, применяя их, надо более внимательно следить за тем, чтобы перед смачиванием водой клеевые швы и бумага в месте приклейки как следует просохли. Также важно смотреть за этим и при повторном смачивании обтяжки при правке и устранении перекосов, так как клеевые швы просыхают значительно медленнее, чем бумага.

Оглавление. Технология изготовления авиационных беспилотных моделей

При выборе клея следует иметь в виду, что казеиновый клей обесцвечивает бумагу и дает радужные пятна на древесине. Если это нежелательно, например при обтяжке прозрачной конденса­торной бумагой, то надо применить другой способ обтяжки или другой клей. Клей для обтяжки толстыми бумагами следует раз­водить более густо, швы тщательно приглаживать и притирать для обеспечения хорошего проклеивания шва.

Обтяжка бумагой «мокрым» способом требует значительной сноровки и отличается от предыдущих способов тем, что бумагу смачивают водой до наклеивания на каркас. Смачива­ние производится пульверизатором или ватным тампоном. Хорошие результаты получаются, если бумагу увлажнять между двумя мокрыми полотенцами. Подготовленная бумага должна быть смо­чена равномерно и не иметь сухих и слишком мокрых мест. Су­хие могут вызвать стягивание бумаги с каркаса, а слишком мок­рые — расползание бумаги при высыхании.

Каркас модели смазывают по местам склейки равномерным слоем столярного клея. Обтяжку удобнее вести вдвоем.

Подготовленную бумагу накладывают на каркас, как показано на фиг. 335, затем расправляют неровности (фиг. 336), вниматель­но следя за просыханием бумаги. Сначала просыхают края бума­ги; на них надо сделать ряд мелких надрезов бритвой (фиг. 337), чтобы избежать возможности стягивания бумаги с каркаса. Затем начинает просыхать средняя часть бумаги. Дольше всего не просы­хает бумага в местах скопления клея. Для того чтобы предотвра­тить разрывы бумаги в этих местах, рекомендуется ватным тампо­ном еще раз смочить бумагу в просохших местах. Таким образом можно замедлить общее высыхание и дать время просохнуть сы­рым клеевым швам.

Натяжение бумаги при таком способе получается равномерным и очень сильным. Если каркас недостаточно прочен, возникает опасность его коробления или даже поломки.

При выборе способа обтяжки всегда следует учитывать кон­структивные особенности модели, предусматривать возможность коробления кромок, корневых нервюр и стрингеров фюзеляжа. Слишком сильное натяжение обшивки может иногда принести больший вред, чем слабое.

На фиг. 338 показано коробление отдельных частей модели при чрезмерном натяжении обшивки.

Далеко не все сорта бумаги одинаково натягиваются после сма­чивания водой и после покрытия эмалитом. При выборе сорта бу­маги и способа обтяжки надо учитывать также прочность каркаса и требуемую прочность обшивки. Так, например, носовые части мо­делей для усиления обтягивают более плотной бумагой; так же поступают и с передними кромками крыльев.

В табл. 20 и 21 даны сведения о тканях и бумагах, которые, не­обходимо иметь в виду при выборе обтяжки для модели.

Способ наложения  мокрой  бумаги  на  каркас
Способ наложения мокрой бумаги на каркас

Фиг. 335. Способ наложения мокрой бумаги на каркас.

Исправление складок на бумаге
Исправление складок на бумаге

Фиг. 336. Исправление складок на бумаге.

Подрезание краев бумаги для предотвращения ее стягивания с кромок
Подрезание краев бумаги для предотвращения ее стягивания с кромок

Фиг. 337. Подрезание краев бумаги для предотвращения ее стягивания с кромок.

Обтяжку папиросной бумагой на эмалите де­лают в таком порядке: заготовляют кусок папиросной бумаги с припусками 20—30 мм на сторону, покрывают эмалитом нормаль­ной густоты первый отсек каркаса, т. е. поверхность всех деталей между первой и второй нервюрой или между первым и вторым шпангоутом, накладывают бумагу, расправляют ее, прижимая клеевые швы, и дают эмалиту «схватить». После этого отгибают бумагу до проклеенного места, смазывают эмалитом смежный от­сек и приклеивают бумагу дальше (фиг. 339).

Характер коробления каркаса модели при чрезмерном натяжении бумаги
Характер коробления каркаса модели при чрезмерном натяжении бумаги

Фиг. 338. Характер коробления каркаса модели при чрез­мерном натяжении бумаги.

Обтяжка папиросной бумагой на эмалите
Обтяжка папиросной бумагой на эмалите

Фиг. 339. Обтяжка папиросной бумагой на эмалите

Таким способом последовательно приклеивают бумагу ко всем отсекам каркаса, снимают шкуркой излишки бумаги, дают эмали­ту просохнуть и смачивают обтяжку водой из пульверизатора.

Необходимо внимательно следить за тем, чтобы до оклейки каркас не имел первоначальной крутки и коробления. Для про­сушки каркас следует прикрепить к ровной доске с помощью при­жимок. Этим приемом просушки следует пользоваться при любом способе обтяжки.

Обтяжка толстыми сортами бумаги производится там, где требуется повышенная прочность и в местах двойной кри­визны, т. е. на выпуклостях и вогнутостях, где папиросная бумага не может обеспечить обтяжки без образования морщин, например на носовой части фюзеляжа планера, на зализах и т. п.

Плотные сорта бумаги мало вытягиваются, поэтому необходимо оклеивать каждый отсек отдельными кусками, просушивать места склейки, подрезать излишки, точно пригонять кусок бумаги к сле­дующему отсеку и так заклеивать их один за другим, идя от хво­ста к носу (фиг. 340).

Фиг. 340. Оклейка плотной бумагой мест с двойной кривизной.Оклейка плотной бумагой мест с двойной кривизной.
Фиг. 340. Оклейка плотной бумагой мест с двойной кривизной.Оклейка плотной бумагой мест с двойной кривизной.

Для того чтобы получить необходимую прочность конструкции основных частей модели, не увеличивая веса, толщину бумаги вы­бирают различной. Ответственные и нагруженные места, как на­пример передние кромки крыльев, оперения и фюзеляж (частично или весь) обтягивают более плотной бумагой (например, крафт) (фиг. 341 и 342), а менее нагруженные и менее ответственные об­тягивают тонкой папиросной бумагой.

Оглавление. Технология изготовления авиационных беспилотных моделей

Обтяжка бумагой комбинированным спосо­бом. Каркас по поверхности смазывают эмалитом и дают просох­нуть. Места, где приклеивание обшивки нежелательно, смазывают тонким слоем вазелина или густого минерального масла. Затем кусок бумаги нужного размера кладут на лист фанеры и смачи­вают водой до равномерного пропитывания. Лишнюю воду удаляют гигроскопической ватой, ненамокшие места смачивают дополни­тельно. Не дожидаясь высыхания, бумагу переворачивают на об­ратную сторону, расправляют морщины и широкой мягкой кистью ровным слоем покрывают разбавленным вдвое эмалитом- (в пропорции: 1 часть эмалита, 1 часть разжижителя). Покрывать эмалитом можно 1—2 раза с таким расчетом, чтобы на поверхности бумаги был сплошной блестящий слой непросохшего эмалита.

Фиг. 341. Пример обтяжки фюзеляжа, кромок крыльев и оперения плотной бумагой.
Фиг. 341. Пример обтяжки фюзеляжа, кромок крыльев и оперения плотной бумагой.
Фиг. 342. Обтяжка носа модели плотной бумагой (крафт).
Фиг. 342. Обтяжка носа модели плотной бумагой (крафт).

Подготовленную таким образом бумагу берут двумя руками за края, осторожно приподнимают и накладывают на каркас нама­занной стороной, расправляя морщины и протирая по местам склей­ки пальцами.

Выступающие края бумаги просыхают быстрее; их нужно сре­зать и ждать полного высыхания обтяжки, после чего зачистить шкуркой кромки от остатков клея и бумаги.

Выполненная таким образом обтяжка может быть снаружи покрыта эмалитом и обработана любым способом.

Преимущества этого способа особенно сказываются при обтяж­ке гидромоделей, так как водоупорный слой на внутренней сторо­не обшивки при попадании воды внутрь препятствует намоканию бумаги и отставанию ее от каркаса.

Этот способ обеспечивает прекрасное натяжение бумаги и хо­рошую связь ее с каркасом.

Обтяжка тканями производится на горячем столярном клее, а в случаях, когда требуется водостойкость, например при обклейке поплавков гидромоделей и днищ летающих лодок,— на густом эмалите или клее АК-20.

Работа производится следующим образом- Сначала приклеи­вают край ткани к одной стороне каркаса, тщательно расправив и вытянув ее вдоль клеевого шва. Дают просохнуть клею; затем, так же, как при обтяжке бумагой «мокрым» способом, смазывают каркас клеем, натягивают ткань вдоль каркаса и прибивают двумя-тремя гвоздями к доске, на которой закреплен каркас. Тщательно протирают клеевые швы, расправляя сборки и растягивая ткань вдоль по размаху (или вдоль фюзеляжа). После высыхания клея излишки ткани обрезают и зашкуривают кромки.

Под действием воды обшивка из ткани не натягивается.

Для натяжения такой обшивки и придания ей воздухонепрони­цаемости, жесткости и способности противостоять атмосферным влияниям ее покрывают несколькими слоями эмалита.

Способы отделки эмалитом подробно описаны в гл- VI.

Число покрытий зависит от плотности ткани, густоты эма­лита и от конструктивных требований. Покрытие ведется до тех пор, пока обтяжка хорошо не натянется, а при обтяжке гидромо-делей — до полного закрытия рисунка ткани.

В тех случаях, когда модель не хотят окрашивать кроющими красителями, а хотят оставить натуральный цвет ткани или по­крыть ее легким слоем светлого лака, обтяжка должна вестись особенно аккуратно. Пятна на ткани, оставленные от рук, невоз­можно вывести после того, как ткань натянута на каркас.

Обтяжка тканями музейных моделей. Музейные модели обтягивают очень тонкими тканями. Грубая ткань имеет крупную структуру, не соответствующую масштабу модели, и зна­чительную толщину.

Наиболее тонкими тканями являются эксцельсиор и туаль. Эти ткани вполне удовлетворительны по структуре и прочности, но плохо натягиваются после покрытия эмалитом. Окончательный вы­бор ткани можно сделать только после того, как получены удов­летворительные результаты на пробном куске обтяжки. Дальней­ший ход обтяжки зависит от того, какого вида будет окончатель-ное покрытие. Если предполагается покрытие прозрачными лака-ми, то процесс оклейки и покрытие эмалитом делается так, как это уже было описано выше, но с еще большей аккуратностью. Если отделка производится кроющими красками, задача значительно об­легчается, так как в этом случае может быть применима ткань лю­бого цвета и для улучшения натяжения обшивка может быть про­питана клеевым раствором.

Такая обтяжка производится в следующем порядке. Кусок тка­ни нужного размера раскладывают на чистом стекле и кистью на­носят ровным слоем жидкий казеиновый клей. При этом ткань должна насквозь пропитаться клеем, но не иметь на поверхности сгустков и наплывов.

Затем ткань снимают со стекла, накладывают на подготовлен­ный каркас, расправляют и притирают к поверхностям каркаса пальцем.

После высыхания ткань сильно натягивается и может быть по­крыта эмалитом и кроющими красками. Такой способ широко при­меняется при обтяжке рулей элеронов и небольших поверхностей на музейных моделях.

Этот способ обеспечивает очень хорошую поверхность и сохра­няет структуру материи. Недостатком является то, что обтяжка не выдерживает излишней температуры и боится влажности. Кроме того, при неосторожном обращении обшивка вдавливается, и на месте нажима получаются неустранимые трещинки.

Ремонт обшивки разделяется на полный и частичный.

При полном ремонте, когда площадь поврежденных мест велика, обшивку полностью срывают, а остатки клея счищают с каркаса циклей, ножом или осколком стекла. После зачистки кар­каса обтяжку производят заново.

Перетяжку и перечистку каркаса следует делать возможно реже, так как каркас при этом ослабляется, а деформация карка­са под действием натяжения бумаги с каждой перетяжкой увели­чивается.

При частичном ремонте, когда повреждена часть обшивки (фиг. 343), ее вырезают, зачищают в обнажившихся местах кар­кас и производят частичную обтяжку тем же способом, каким бы­ла выполнена прежняя.

При таком ремонте нужно избегать обычной ошибки — выре­зания обшивки вплотную до нервюр или до шпангоутов, что вле­чет за собой изгибание нервюр и появление неисправимых морщин в углах отсеков, а иногда и коробление всей детали.

322

Постановка мелких заплат. Трещины лучше всего заклеивать лентой шириной 20—30 мм из бумаги того же сорта, что и обшивка.

Пробоины и прорывы следует сначала очистить от обрывков бумаги, вырезав их по кругу острым ножом или кривыми ножни­цами.

Повреждения обтяжки и подготовка к ремонту
Повреждения обтяжки и подготовка к ремонту

Фиг. 343. Повреждения обтяжки и подготовка к ремонту.

Размер заплаты должен быть кругом на 10—15 мм больше раз­мера пробоины (фиг. 344). В тех случаях, когда ремонтируют сильно натянутую обшивку, заплату смачивают водой, а затем смазывают эмалитом обратную сторону и в сыром виде наклады­вают на место. После просыхания заплату закрашивают под тон остальной поверхности.

Заплату всегда рекомендуется ставить за один раз, т. е. при­ложив заплату к одному краю отверстия, опустить ее на место всей поверхностью, не передвигая ее в стороны и не меняя ее положения. Не следует отрывать неудачно положенную заплату или исправлять ее положение на обтяжке, так как это приводит к появлению морщин и необходимости заменить заплату новой, еще большего размера.

Во всех случаях лучшим клеем для постановки заплат является жидкий эмалит (2 части разжижителя, 1 часть эмалита). При от­сутствии эмалита ремонт обтяжки может быть выполнен любым жидко разведенным клеем.

Исправление короблений, вызванных обшив­кой. Неправильная сушка обшивки или нарушение последова­тельности обтяжки неизбежно вызывают местное или общее ко­робление каркаса. Примером местного коробления могут служить подтягивание нервюр и прогибы кромок и стрингеров (см фиг. 338).

Виды повреждений обтяжки
Виды повреждений обтяжки

Фиг. 344. Виды повреждений обтяжки.

Эти дефекты вызываются чрезмерным натяжением бумаги или слабым, не соответствующим бумаге каркасом. Их исправление после обтяжки практически невозможно. Появление таких дефор­маций следует предвидеть при выборе материала для обтяжки и предупреждать путем усиления каркаса постановкой книц и ребер жесткости на корневые нервюры и шпангоуты и путем увеличения сечений стрингеров.

Общее коробление каркаса может быть исправлено. Наиболее частый и характерный случай коробления крыла, вызываемый не­равномерной сушкой, состоит в том, что все крыло под действием неравномерного натяжения бумаги закручивается винтообразно. Для устранения этого явления крыло необходимо сушить в прижимах на ровной доске. Если, несмотря на принятые предосторожности, коробление все же произошло, его следует устранить. Для этой цели уменьшают натяжение бумаги путем ее размягчения. Если обтяжка покрыта эмалитом, ее обрызгивают разжижителем из пульверизатора или смачивают мягкой кистью до равномерного разбухания слоя эмалита и ослабления натяжения (смывать эма­лит ни в коем случае не следует). Если же бумага не покрыта эмалитом, то достаточно смочить ее водой из пульверизатора.

Влажная бумага провиснет, и каркасу вновь можно придать пра­вильную форму. Для того чтобы ее сохранить, надо прижать вы­правленную часть модели к ровной доске грузами, рейками или кнопками с таким расчетом, чтобы не допустить коробления (фиг. 345).

Крыло, высохшее в зажимах, сохранит правильную форму, ко­нечно, только в том случае, если каркас его достаточно прочен.

Исправление крыльев на стапеле
Исправление крыльев на стапеле

Фиг. 345. Исправление крыльев на стапеле.

Описанный способ можно применять и в том случае, когда нуж­но придать закрутку плоскому крылу.

Оглавление. Технология изготовления авиационных беспилотных моделей

Поиск кладов с металлоискателем видео