Найти в Дзене
ИРЛАНДИЯ

Оборотни Оссори из Ирландии

В Европе есть много легенд об оборотнях, но Ирландия выделяется тем, что местные оборотни более человечные. Они могут говорить, нормально взаимодействуют с людьми, а еще сбрасывают шкуру по собственному желанию. Вот что о них известно. Эту историю записал Джеральд Уэльский (он же Гиральд Камбрийский) в книге "Топография Ирландии". Джеральд - примечательная личность. Он служил английскому королю Генриху II, но часто перемежал реальные факты с разными байками, особенно когда дело касалось "варварских" ирландцев. По словам Джеральда, некий священник шел через ирландский лес с группой попутчиков. Внезапно появился большой волк и начал умолять о помощи. Он вполне внятно произносил слова и обещал не причинять людям никакого вреда. Он просил помочь тяжело больной женщине, и священник решился последовать за волком. В чаще леса они нашли волчицу. Священник сомневался, возможно ли совершать христианские обряды над зверем, и тогда волчица подцепила когтем шкуру и, сняв ее, оказалась пожилой женщи
Оглавление

В Европе есть много легенд об оборотнях, но Ирландия выделяется тем, что местные оборотни более человечные. Они могут говорить, нормально взаимодействуют с людьми, а еще сбрасывают шкуру по собственному желанию. Вот что о них известно.

Встреча оборотня и священника

На ютуб-канале Ahmeds World есть иллюстрированная версия этой истории.
На ютуб-канале Ahmeds World есть иллюстрированная версия этой истории.

Эту историю записал Джеральд Уэльский (он же Гиральд Камбрийский) в книге "Топография Ирландии". Джеральд - примечательная личность. Он служил английскому королю Генриху II, но часто перемежал реальные факты с разными байками, особенно когда дело касалось "варварских" ирландцев.

По словам Джеральда, некий священник шел через ирландский лес с группой попутчиков. Внезапно появился большой волк и начал умолять о помощи. Он вполне внятно произносил слова и обещал не причинять людям никакого вреда. Он просил помочь тяжело больной женщине, и священник решился последовать за волком.

В чаще леса они нашли волчицу. Священник сомневался, возможно ли совершать христианские обряды над зверем, и тогда волчица подцепила когтем шкуру и, сняв ее, оказалась пожилой женщиной. Сделав все необходимое, священник разговорился с волком и выяснил, что пара родом из Оссори. Мужчина и женщина из их страны должны принимать обличье волка раз в семь лет, потому что их род проклят, а затем отбывших наказание сменяют другие.

Оборотень Оссори (картинка ИИ, автор - CaledonianQueen, creator.nightcafe.studio).
Оборотень Оссори (картинка ИИ, автор - CaledonianQueen, creator.nightcafe.studio).

Проснувшись утром, священник и его спутники обнаружили, что оборотень охранял их всю ночь. Он говорит им, куда нужно идти, и выводит на дорогу. Джеральд заканчивает свой рассказ размышлениями о том, что если люди превратились в животных и сохранили разум в звериной форме, то таких оборотней нельзя преследовать как монстров.

Конечно, это похоже на пересказ ирландской легенды. Зато мы можем выделить отличительные качества ирландских оборотней:

  • они прекрасно разговаривают в звериной форме (это также подтверждается заметкой о говорящем волке из Лейнстера в "Анналах Четырех Мастеров"" под 690-м годом);
  • они могут снимать волчью шкуру по своему желанию, независимо от каких-нибудь лунных фаз;
  • они обращаются к людям за помощью и готовы помогать взамен, т.е. держат в узде звериные инстинкты.

Древний король Лайнах Фэйлад - предок ирландских оборотней

Лайнах Фэйлад (художник Nashoba Hastina, deviantart.com).
Лайнах Фэйлад (художник Nashoba Hastina, deviantart.com).

Считается, что первым оборотнем из Оссори был древний король этих земель. В рунете его обычно называют Лайгнед Файлид, но в базе произношений Forvo имя Laignech Fáelad звучит как Лайнах Фэйлад.

В ирландском трактате "Соответствие имен" говорится, что Лайнах Фэйлад был человеком, который принимал облик волка (по-ирландски fael или faol - отсюда и взялось имя). Он и его потомки могли перевоплощаться тогда, когда им было угодно, и нападали на стада, как заведено у волков. В этой истории явно видна отсылка к фианнам - ирландским боевым сообществам из безземельной молодежи, которые нанимались к разным королям и угоняли скот у соседей.

В норвежском тексте "Королевское зеркало" есть интересное дополнение о том, как именно Лайнах Фэйлад и его клан приобрели такую способность. Оказывается, они насмехались над проповедью Святого Патрика, воя по-волчьи. Разгневанный Патрик проклял их, сделав оборотнями. Что ж, если судить по генеалогиям ирландских королей, Лайнах Фэйлад жил примерно в то же время, что и Патрик, поэтому они вполне могли пересекаться. А проповедников в Ирландии встречали неласково.

Перемещение души и богиня Морриган

Богиня Морриган (картинка EXOGUN, pinterest.com).
Богиня Морриган (картинка EXOGUN, pinterest.com).

Еще одно интересное свидетельство о способностях оборотней Оссори можно найти в "Истории бриттов" Ненния. Он пишет, что эти люди выходят из дома в облике волков, но их человеческое тело остается на месте. Его ни в коем случае нельзя передвигать, иначе оборотень не сможет вернуться обратно.

Это очень распространенный сюжет. Многие чародеи или шаманы в мифологии разных народов могли отправиться куда-то в виде духа, пока тело выглядело спящим.

Также известно, что волк - одно из обличий богини войны Морриган. Например, в легенде "Похищение быка из Куальнге" она говорит герою Кухулину: "Я погоню скот к тебе через брод в облике серого волка". Так что боевой клан из Оссори имел очень даже подходящего покровителя среди ирландских богов.

На этом сегодня все, спасибо за внимание!) А о других ирландских мифических существах можно прочитать в этой подборке:

Ирландская мифология | ИРЛАНДИЯ | Дзен