Сейчас, когда погода испортилась, самое время ходить по музеям и театрам. А еще можно совместить прогулку по парку, а потом погреться, посещая музей. Именно так мы и поступили, посетив знаменитый музей заповедник "Архангельское". Его я для прогулки выбрала неслучайно. Вы знаете меня как творческого человека, а мое увлечение росписью посуды уже имеет своих поклонников. Мои работы можно посмотреть тут: https://vk.com/leska_artandlive
В музее-заповеднике «Архангельское» в павильоне «Каприз» открыта выставка «Фарфоровое заведение» князя Н. Б. Юсупова 1818‒1831 гг. (14.11.2023—16.02.2025). Здесь демонстрируют предметы фарфора и фаянса, которые использовались членами семьи в повседневной жизни.
Фарфор Юсупова, возникший как «ученая прихоть» и «усадебная затея», стал выдающимся явлением в истории русского декоративно-прикладного искусства XIX века. Архангельское, которое князь Н. Б. Юсупов превратил в уникальный частный «музей», стало известно благодаря, помимо прочего, фарфоровым изделиям, созданным руками мастеров живописной фабрики по росписи фарфора.
Княжеская семья Юсуповых была одной из самых богатых в России. После эмиграции они оставили в стране огромные дворцы и бесценные произведения искусства, в том числе коллекцию изысканного фарфора для званых ужинов и праздничных мероприятий. Однако интересным является не только блестящий парадный фарфор, но и посуда, которую аристократическая семья использовала в своей повседневной жизни.
В Москве есть несколько музеев с богатой коллекцией фарфора дореволюционной эпохи. Один из них — музей-заповедник «Архангельское», расположенный в Московской области, в Красногорске. Из Москвы можно доехать до него на общественном транспорте от станции метро «Тушинская» примерно за 30 минут.
Художественное оформление фарфора было идеей самого владельца. Его вкус формировался благодаря многолетнему опыту коллекционирования, общению с выдающимися художниками Европы, знакомству с работой фарфоровых мануфактур Вены, Севра и частных заводов Парижа, а также его собственному опыту в качестве руководителя в сфере искусства: с 1792 по 1802 год Н. Б. Юсупов был директором Императорского фарфорового и стеклянного заводов.
В 1810 году князь Николай Борисович Юсупов (1750–1831), влиятельный государственный деятель и дипломат, приобрёл усадьбу Архангельское. Он обладал превосходным вкусом и страстью к коллекционированию произведений искусства и фарфора. В музее представлены бесценные сервизы Севрской, Мейсенской, Делфтской, Венской фабрик, а также китайский, японский и отечественный фарфор, принадлежавшие князю Н. Б. Юсупову.
С 1792 года князь Юсупов руководил Императорским фарфоровым и стеклянным заводами. За десять лет работы на этих предприятиях он внёс значительный вклад в развитие фарфорового производства в России.
Дорогие друзья, ваша поддержка очень важна для развития канала. Без лайков и подписок контент может остаться незамеченным, и Дзен перестанет показывать его читателям. Те, кто просматривают публикации и видео, но не ставят лайк, могут неосознанно навредить каналу. Таковы правила интернета, поэтому все авторы просят вас ставить лайки, оставлять комментарии и подписываться на канал.
Для просмотра видов усадьбы «Архангельское» пролистайте фотографии:
В 1818 году в северных комнатах Каприза, расположенного в западной части парка, была создана мастерская. Крепостные художники Иван Колесников (руководитель работ до 1820 года), Фёдор Сотников, Фёдор Ткаченков и Егор Шебанин стали первыми мастерами юсуповской фабрики.
Продукция мастерской отличалась искусной орнаментальной росписью, изысканными полихромными миниатюрами и высококачественной позолотой. Тарелки, чайные пары и предметы чайно-кофейных сервизов украшались портретами, пейзажами и сюжетными композициями. Изделия с миниатюрными копиями шедевров живописи из личной коллекции князя принесли славу фарфору Юсупова. Главная цель предприятия заключалась в создании художественно оформленных фарфоровых изделий, лучшие из которых могли бы считаться произведениями искусства.
Создание художественных изделий и обучение были тесно взаимосвязаны. Ученики развивали необходимые навыки, расписывая «черепки букетами» и «украшая цветами тарелки», и учились рисовать цветочные орнаменты и фигурные композиции. Система обучения включала освоение техники росписи специальными керамическими красками. Художники должны были знать состав красок, их цвет до и после обжига, возможности смешивания для получения нужных оттенков, методы и порядок нанесения, температурную шкалу обжига, особенности нанесения и закрепления золота. Для росписи использовалось заготовки, изготовленные на российских и европейских предприятиях. Чайно-кофейные сервизы, чайные пары, чернильницы и пасхальные яйца были привезены с заводов Гарднера, Попова, Долгорукова и Императорского фарфорового завода, а столовая посуда — с Мейсенской мануфактуры и частных заводов Парижа. Большая часть посуды, расписанной в Архангельском, отправлялась в «буфетную Его Сиятельства» в московском доме, но два раза в неделю мастера могли заниматься росписью фарфора на продажу.
С января 1822 года французским художником Августом Филиппом Ламбером (годы жизни неизвестны), приглашённым князем из Севра, было возглавлено фарфоровое предприятие. Благодаря ему предприятие расширилось, увеличилось количество художников и учеников, улучшились технологии росписи и обжига, а также значительно расширилась тематика росписей.
Под чутким руководством Ламбера были созданы истинные шедевры фарфорового искусства Юсуповых: сервизы для императоров Александра I и Николая I, знаменитый «Аракчеевский сервиз», а также восхитительные тарелки с видами села Грузино и серия «Розы», вдохновлённая работами французского художника П.-Ж. Редуте.
С 1823 года на фарфоре, расписанном в Архангельском, стали ставить маркировку: указывать год красной краской или золотом, а на наиболее важных предметах или подарках делать надпись «Архангельское» кириллицей или в латинской транскрипции «Archangelski».
В 1826–1827 годах в Архангельском был возведён корпус фарфорового завода. Ламбер арендовал предприятие и приступил к производству фарфора и фаянса. Однако ожидаемых доходов это не принесло, но художественные достоинства изделий завода Юсупова–Ламбера были бесспорными. Работы «чудесного искусства», созданные «под руководством талантливого француза», вызывали восхищение у современников. В 1828 году Ж. Лекуант де Лаво писал об Архангельском: «Вы не были в этом владении, если не посетили мастерские по росписи фарфора, находящиеся в одном из павильонов в конце регулярного сада».
В 1831 году живописная мастерская по росписи фарфора и фарфоровый завод в Архангельском завершили свою деятельность после ухода из жизни Н. Б. Юсупова. Без князя, служившего им опорой, источником вдохновения и покровителем, их существование утратило смысл. Его наследник приостановил все непрофильные процессы и закрыл фарфоровое предприятие, оставив Ламберу лишь аренду фаянсового производства.
За 14 лет существования живописной мастерской она стала настоящим домом для 70 молодых художников. Когда предприятие закрылось, 12 из них получили паспорта, открывшие для них двери всей страны, а пятеро обрели возможность трудиться на других заводах.
До 1917 года князья Юсуповы владели впечатляющей коллекцией фарфора, изготовленного на их собственном предприятии. Эта коллекция размещалась в их дворце на Мойке в Санкт-Петербурге и в кладовых Архангельского. Фарфоровые изделия с изысканной ручной росписью, которые были подарены членам императорской семьи, хранились в царских и великокняжеских дворцах Санкт-Петербурга, Гатчины, Павловска, а также в коллекциях дворянских семейств Голицыных, Виельгорских, Вяземских, Шереметевых и Потёмкиных.
В настоящее время музей-заповедник «Архангельское» бережно хранит произведения фарфорового завода князя Юсупова. Эти уникальные экспонаты являются свидетельством мастерства и таланта мастеров прошлого. Значительные коллекции юсуповского фарфора можно увидеть в Государственном Русском музее, дворцово-парковом музее-заповеднике «Останкино и Кусково», Эрмитаже, музее-заповеднике «Павловск» и Историческом музее.
Благодарю за внимание!
Выставка: «Фарфоровое заведение».
Даты: 14.11.2023—16.02.2025
Место: музей-заповедник "Архангельское", Московская область, Красногорский район, павильон "Каприз».
Стоимость билета: 300 р. взрослый. Для посещения дворца "Каприз" необходимо приобретать билет в Парк за 150 рублей.
Друзья, вы же помните, что дзен работает на лайках и подписках? Действуйте!
Спасибо, что уделили время на посещение моего канала.
До новых встреч на канале «Леся ма(ст)ерица»! Подпишитесь, чтобы не потеряться:
У меня появился совсем молодой канал, здесь есть прямые трансляции творчества и про многое другое. Если есть возможность, зайдите ко мне в гости :
Приглашаю вас на свою творческую страницу в ВК, там есть все мои работы.