В этой статье рассматривается вопрос целостности личности с точки зрения древних Традиций У и БОН. Как результат автор формирует интегративное понимание целостности личности выраженной в умении быть всегда в нужном состоянии духа и тела, в нужном месте в нужное время, понимать и уметь выполнить нужные действия. По сути речь идет о выработке таких качеств как умение самостоятельно выстраивать вектор своего развития, соблюдение гармонии в развитии персоны: «я-материальное», «я социальное», «я духовное».
Древние Традиции БОН определяют пространство личности как «внутреннее», «внешнее», и «тайное». Понимание внутреннего пространства человека характеризует его тело не только с точки зрения здоровья и силы, но и с точки зрения развитости внутреннего камертона. Этот камертон позволяет человеку чувствовать и видеть не только материальные объекты, но и энергию и информацию. Поэтому человек развивший свое внутреннее становится готовым к восприятию пространства внешнего и духовного на различных планах и уровнях. Первичными инструментами внутренней работы для изучения и раскрытия своего внутреннего камертона в традиции БОН является понимание своих пяти индивидуальных сил и их взаимодействия между собой. В Традиции У для этой цели служит комплекс упражнений достижения цельности тела. Соединяя практики обеих традиций мы получаем гармоничное развитие «я-внутреннее». Во многом сие понимание находит отражение в понятии «я-материальное» интегративной психологии. Отличие заключается лишь в том, что материальный мир извне в традициях У и БОН к внутреннему не относится. Также Традиции У и БОН не включают в себя формирование обширного мировоззрения, учитывающего реалии дня сегодняшнего и формирующего систему ценностей личности.
Понимание «внешнего» включает в себя взаимодействие личности с временем и пространством его окружающим. Умении грамотно оценивать пространство в традиции БОН определяется знанием личных благоприятных и неблагоприятных направлений, умение грамотно взаимодействовать с благоприятным и нейтрализовать неблагоприятное направление. В Традиции У для этого служит комплекс тайцзицюань направленный на совершенствование физической и духовной природы человека, на взаимодействие внутреннего камертона с энергиями различных сторон света, а также земли и неба. Умение взаимодействовать с временем взращивается изучением тибетской астрологии позволяющей рассчитать для себя благоприятный день, час для определенного вида активности, а также рассчитать неблагоприятный день и час налагающий запрет на строго определенные виды деятельности в силу высокой возможности неблагоприятного результата. Соединяя практики обеих традиций и дополняя их умением поставить перед собой цель грамотно и осознанно, мы получаем гармоничное развитие «я-внешнее». «Ведь только тогда, когда психика человека спокойна подобно глади воды, все жизненные процессы, как внутри человека, так и снаружи, обретают гармонию, и только таким образом можно «вскармливать жизнь», достигая цели долгого и здорового существования» (Ли Лянь). Внимательный взгляд усматривает сходство в понятии «внешнее» с понятием «я- социальное» интегративной психологии. Однако, в отличии от обобщенных понятий «я-социальное», традиции дают конкретные практические инструменты личности позволяющие быть в нужном месте в нужный час. И, следовательно, вероятность успеха на социальном плане в этом случае резко возрастает.
Понимание «тайного» в традиции Бон определяется как Бон двенадцати знаний и включает в себя науку о защите, науку о процветании, науку о судьбе, науку освобождения от чар, умение определить своего Бога наставника, своих Духов помощников, Духов защитников, вредоносные классы Духов, а также систематизировать для себя порядок взаимодействия с невидимыми, неосязаемыми для материальных органов мирами/пространствами. В тексте Шардза Таши Гьялцена есть краткий комментарий – "Почитая божеств наверху, они давали защиту. Призывая процветание, они увеличивали богатство и стада. Отсылая выкуп, они ублаготворяли Духов... Отделяя чистое от нечистого, они ублажали охранных Божеств…". Традиция Бон дает возможность определить духовное прибежище личности и понять какие именно ритуалы необходимо проводить для гармоничного взаимодействия со своими защитниками, союзниками на различных духовных планах. Как результат, личность получая откровения во время обрядов, обретает смысл своего прихода в этот мир, проясняется духовный Путь и Воля Творца в его жизни. В этом плане понятие «тайное» в традиции БОН и «я-духовное» в интегративной психологии идентичны. Также как и практики интегративной психологии, Традиция БОН в дополнение дает конкретные инструменты и систему их применения.
Таким образом, понятия вводимые для анализа личности интегративной психологией «я-материальное», «я-социальное», «я-духовное» имеют свое отражение в древних традициях У и БОН «внутреннее», «внешнее», «тайное». Практические инструменты есть как в интегративной психологии, так и в древних традициях. Главное отличие этих инструментов заключается лишь в том, что древние системы воспитания целостности личности предусматривают постепенное «созревание» плода, обеспечивая личности цельную систему понимания мира на разных планах и уровнях, воспитания себя и взаимодействия с ним.
Подписывайтесь на мой канал, здесь будет публиковаться полезная информация, которая позволит Вам проводить Ваши практики на Местах Силы на новом качественном уровне.
(С) Велеслав Алтайцев