("Профессионал", Absolution, 2024, США)
На случай, если вы вдруг забыли - есть такой хороший ирландский актёр Лиам Нисон...
Не забыли его? Ну ладно. А то я было забеспокоился: раз Лиам Бернардович не напоминал о себе целый год, - хотя ранее делал это по 2-3 раза за год, - этак он, может, давно выветрился из народной памяти.
Но если вы говорите, что не выветрился, значит отбой ложной тревоги. Значит переходим к новому явлению Нисона пред наши очи. Под названием "Отпущение грехов". Которое наши прокатчики со всей присущей им фантазией нарекли "Профессионалом" (хотя что с них взять, если они даже "Сибирь" так обозвали).
Новости кому приятные, а кому как.
То, что перед нами не "тыща-пятисотый" Нисон-боевик, уже замечательно. Да и имя режиссёра Ханса Петтера Муланда на это косвенно намекает. Ведь это он 5 лет назад снял Лиама в "Снегоуборщике" - ремейке своего же норвежского фильма. Экстравагантной картине, где Нисон сыграл любопытную, нетипичную для себя роль. Особенно по сравнению с чередой его "заложницких" ролей 2000-2010-х.
В "Профессионале" он и Муланд вновь порадуют нас небезынтересной историей. Суровой гангстерской драмой, только больше напоминающей по духу... "Рестлера" Аронофски.
Почему так?
Да потому что их героев, профи в своём травмоопасном деле, объединяет одна беда: наступившая проклятая старость. А с ней - безвозвратная потеря здоровья, ускоренная хроническими "профессиональными" болячками.
И вот, озознав сей факт, ты волей-неволей берёшься задумываться о вещах, от которых прежде отмахивался, словно от докучливой ерунды. И приходишь к мысли: хм, а ведь жил ты как-то неправильно, если в итоге ничего кроме "разбитого корыта" у тебя не осталось.
Вернее, кроме него и небольшого запаса времени. Того, что отмерено тебе до уже недалёкой кончины. А коли так, вероятно, есть шанс пойти и исправить какие-нибудь ошибки прошлого? Не все, конечно, но хотя бы самые постыдные.
Иными словами, как и "Рестлер", "Absolution" - тоже подчёркнуто взрослое, совершенно не молодёжное кино. Фаталистично-мрачное, "размышлительное" и серьёзное до мозга берцовых костей. Где, разумеется, есть остросюжетные моменты, особенно в развязке, но их не так много.
Зато тут 72-летнему Лиаму наконец-то не надо изображать из себя бегунов-прыгунов на 20 лет моложе. Наоборот, его герою вдобавок антикварные усы наклеили, состарив Нисона ещё на пятилетку. Вот только - упс! - имя дать позабыли, изверги (чёртова сценарная мода 2020-х!). Поэтому в титрах он прямо так и записан: Бандит (Thug). А его чернокожая подружка-хохотушка (Й. Росс) - Женщина. Причём у всех остальных второ- и третьестепенных персонажей имена, блин, есть. У многих даже с фамилиями!
Да почему так-то? В чём, расскажите, знающие люди, тут фишка, ибо я сей выпендрёж сценаристов в упор не разумею.
Итак, его зовут Бандитом, он живёт и преступничает в Массачусетсе, и у своего босса-с-именем Коннера (Р. Перлман) он самый пожилой "бык" в штате.
Более того, наш старик-разбойник до сих пор в спортзале боксом занимается и гирьку тягает - видимо, горячий привет молодости самого Лиама. Который, учась в школе, выигрывал юношеские чемпионаты по боксу, а однажды ему на ринге даже нос сломали.
Увы, но реалии таковы, что если тебе с детства колотят по "чайнику" на тренировках и на работе, однажды это аукнется. Даже удивительно, что Бандиту с его нелюбовью к своей башке, - а он ещё и пил, - это аукнулось лишь в старости, не раньше. Можно даже сказать, повезло, кабы слово "везение" было здесь вообще уместно.
Хроническая травматическая энцефалопатия - так мудрёно звучал диагноз, которым ошарашили Бандита врачи. Выражалось это в частых провалах памяти, иногда серьезных: дедушка мог забыть, где он живёт, или кого-нибудь из корешей и родственников. Разве что Бандит всё забытое потом вспоминал. Но доктор сказал, что это пока. И что через год блокнотик, куда он записывал всё, чего нельзя забывать, ему не поможет. Поскольку бедолаге поплохеет так, что хуже некуда, и всё закончится для него крайне неромантично.
Тем не менее, с блокнотиком или без, Бандит продолжал делать для Коннера грязную работёнку. И иногда учил криминальному уму-разуму туповатого боссова сынка-наркомана. А в свободное время...
...Правильно: на досуге Бандит вспомнил - пока ещё смог, - что где-то неподалеку у него живёт родня. Взрослые дочь и сын, и, кажется, даже есть внуки. С которыми старик не виделся чёрт-те знает, сколько лет.
Но теперь, раз такое безвыходное дело, было бы неплохо с ними повидаться. А то и попытаться растопить лёд, что намёрз между Бандитом и его близкими в масштабах целого ледника.
Не буду спойлерить, кого из них в итоге разыщет Бандит. Но и без спойлеров ясно: встречать отца и дедушку с распростёртыми объятьями, цветами и тортиком никто не бросился. Однако этой, и так непростой задачей он своё аbsolution не ограничил. Более того, вторая "покаянная" миссия, что Бандит на себя возложил, была гораздо труднее и во стократ опаснее...
***
В общем, "не время улыбаться"©. Сегодня Лиам Бернардыч Нисон пришёл к нам для серьёзного киноразговора. Хоть и не на шибко оригинальную тему "Последнее покаяние матёрого уголовника". Однако талант Муланда, помноженный на талант Нисона, не даёт назвать "Профессионала" такой уж вторичной картиной. Да и заскучает на ней разве что молодежь, кому все эти стариковские метания и переживания пока ещё непонятны и неинтересны.
Зато зрители 35-40+ обнаружат здесь неторопливую гангстерскую драму с эмоционально сложным, трагическим героем. Снятую пусть не за дорого, но всё равно красиво и мастерски.
Поэтому, думаю, нет нужды уточнять, кому именно новую работу Муланда/Нисона я рекомендую. Ну а кому лучше обойти её стороной, дабы не хаять её после в Сети почём зря.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):