Найти в Дзене
Техника мужика

EK9 Type R последняя тру-Хонда эпохи Ито-сана. Зацеп как у Формулы, обороты спортбайка

Хонда была одной из немногих компаний, которая под управлением инженеров дожила до 21 века с выдающимися результатами не только в финансовых отчетах, но и на гоночных трассах. В 80-х имя Honda гремело в Формуле-1 доказав на примере McLaren MP4/4 свою непобедимость (15 побед и поулов из 16 гонок сезона). В 90-х лихая частная команда Эдди Джордана с японскими моторами, не смотря на раздолбайский рок-н-ролльный имидж, сумела навязать борьбу заводским командам и взять бронзу в командном и личном зачетах. Honda и гонки стали синонимами. Эти успехи отразились и на серийных машинах.

Береги арки смолоду! Сегодня найти ЕК9 с родным железом почти невозможно. Фото из открытых источников.
Береги арки смолоду! Сегодня найти ЕК9 с родным железом почти невозможно. Фото из открытых источников.

Даже самый простой Civic 1.4 ехал по-боевому! Благодаря сбалансированному шасси на техничных трассах он легко объезжал машины большей мощности. Секрет скорости прост – над всеми Сивиками инженеры трудились вместе со специалистами гоночного отделения. Регулярная ротация кадров для обмена опытом была обязательна. Так каждая Хонда проходила «гоночную школу». Таков был принцип, заложенный Хироюки Ито, творцом всех Сивиков до 6 поколения. Поэтому, когда очередной титул в Формуле-1 Хондой почти взят, предлагаю вспомнить последний из настоящих автомобилей Ито-сана – Civic EK 6 поколения.

Зимой и летом одним цветом! Civic EK9 Type R может быть любого цвета, при условии что это Championship White! Фото из открытых источников.
Зимой и летом одним цветом! Civic EK9 Type R может быть любого цвета, при условии что это Championship White! Фото из открытых источников.

Если в 90-х Сивик ЕК относили к гольф-классу, то на фоне современного потока безродных китайских кроссоверов он воспринимается как карт. Приземистый (высота всего 112 см) силуэт с правильными пропорциями не только выглядит легким и стремительным, но и на самом деле весит всего 1080 кг. Сравните с нынешним «спортивным» Сивиком Si весом под 1.5 тонны с "турбополторашкой". Смех, да и только! И не надо рассказывать про широкие шины и мощность наддува. Момент инерции никто не отменял, да и современный дизайн в духе боевого покемона – это попытка маскировки уродливых пропорций.

Этими пропорциями можно любоваться вечно. Ни одной лишней линии. Икона скорости. Фото из открытых источников.
Этими пропорциями можно любоваться вечно. Ни одной лишней линии. Икона скорости. Фото из открытых источников.

Настоящий Civic EK в ретуши не нуждается. В здоровом теле-здоровый дух! Он имеет низкую линию капота благодаря передней двухрычажной подвеске. Никакой Макферсон с ней не сравниться, а схема с отдельным поворотным кулаком – компоновочный компромисс по сравнению с гоночной честностью реакций двухрычажки. И никаких электроусилителей! Только честный ГУР или сухая рейка для тру-гонщиков. В задней подвеске – многорычажка. Надо ли говорить, что любой Civic управляется как карт?

Гоночная трасса для Хонды - родной дом. Она рождена на треке. Фото из открытых источников.
Гоночная трасса для Хонды - родной дом. Она рождена на треке. Фото из открытых источников.

Под капот кроме надежных как катана моторов D-серии ставились легендарные двухвальные B-моторы. По эффективности им нет равных даже в 2024! Так на версии VTI с 1.6 литра рабочего объема мотористы сняли 160 л.с. без наддува с примитивным трамблерным зажиганием! Благодаря гениальной системе VTEC изменяющей фазу и подъем кулачков распредвала до 5000 Civic едет как обычная «рисовозка-тошнотка», а после взрывается тягой вплоть до предельных 7500 rpm! При этом надежен, а бензин нюхает.

Убить этот мотор может только миссшифт, но это не точно. Фото из открытых источников
Убить этот мотор может только миссшифт, но это не точно. Фото из открытых источников

Настоящий гоночный дух Honda воплотила в кузове EK9 в версии Type R. Точечные доработки подвески, коробка с "самоблоком", увеличенные тормоза, салон Recaro, аэродинамический обвес и конечно бешеный мотор B16B. В отличие от VTI он стал еще злее и выдает 185 л.с.! При этом жесткость блока такова, что двигатель крутился до 8500 rpm! Надо ли говорит про чумовой звук и ускорение? 7 секунд до 100 км/ч и более 220 км/ч максимальной скорости. Динамика на уровне многолитровых пожирателей бензина и турбомоторов тех лет! С таким зарядом на гоночных трассах Civic Type R готов биться даже с превосходящими по мощности соперниками и выйти победителем! Зацеп в поворотах сумасшедший, а блокировка позволяет открывать газ сразу после апекса.

Когда ведешь Type R по гоночной трассе создается полное впечатление, что сидишь не в переднеприводном хэтчбеке, а в формуле с открытыми колесами!
Сердце слева, руль справа. Оказывается салон может быть прекрасным без планшетов из панели. Фото из открытых источников.
Сердце слева, руль справа. Оказывается салон может быть прекрасным без планшетов из панели. Фото из открытых источников.

И это далеко не предел форсировки. Так фирма Spoon предлагала комплект доработок для увеличения рабочего диапазона до 11 000 rpm! Мотор крутился как бешеный, словно это спортбайк! Видео этого безумия ниже:

Впечатляет, что творили японцы? Увы, сегодня такая машина обречена на провал, не смотря на инженерное превосходство. Время автомобилистов прошло, как и эпоха инженеров в автопроме. Современному потребителю подавай «самовоз», который сделает все сам и поможет выложить селфи в соцсеть. А то, что машина является бездушным роботом – это не важно. Главное, чтобы взгляды притягивала! Поэтому такие люди как Хироюки Ито остались не у дел.

"Восьмерка", мы с тобой одной крови!
"Восьмерка", мы с тобой одной крови!

Но не будем лить слезы в масляные лужи на тему «что раньше было лучше». Закончим на высокой ноте, как рабочие обороты B16B и восхитимся детищем Ито-сана! Напомню, что в середине 80-х Civic был, похож на родную «восьмерку» - рабоче-крестьянский хетчбэк с балкой сзади. Но уже начиная со следующего поколения (великолепный "квадрат" EF) началось написание легенды о «гоночном духе Hondа» , а родное «зубило» со временем только теряло свою остроту. Увы, русский менталитет и японская самурайская честь так же далеки друг от друга как Тольятти от Осаки.

"Квадрат EF" не менее легендарен. Но это совсем другая история. Фото из открытых источников.
"Квадрат EF" не менее легендарен. Но это совсем другая история. Фото из открытых источников.

То что не смогли сделать на АвтоВАЗе, в начале 2000-х сделают парни в гаражах. На дорогах появится много великолепных восьмерок с 16-клапанниками мощностью под 200 сил способными крутиться за 8000 rpm как на EK9 Type R. Именно Хондой Ито-сана вдохновлялись все тюнеры, вынужденные дорабатывать "восьмерки" от безденежья. Позже большинство этих парней пересядут на Хонды, которые во второй половине 2000-х станут доступными и тюнинг ТАЗов начнет вымирать как явление. Ну а дальше все как обычно - заградительные пошлины на ввоз иномарок, рост курса валют и правильным Хондам без обновления "железа" останется лишь догнивать в регионах. Поэтому цена на сохранившиеся EK9 Type R растет и превышает 1 млн. руб.!

Не все то золото, что блестит! ЕК9 в желтом тоже великолепен. Фото из открытых источников.
Не все то золото, что блестит! ЕК9 в желтом тоже великолепен. Фото из открытых источников.

Смена вкусов большинства потребителей привела к появлению Civic 7 поколения в котором гоночной честности не осталось. Маркетологи хотели угодить и «вашим и нашим», вместо ориентации на людей с бензином в крови. Дух былого величия остался лишь на версии Type R в кузове EP3. Но та «гоночная маршрутка» все же вызывает вопросы своей компромиссной компоновкой, уж не говоря про следующее поколение FN2 c балкой сзади и переход на темную сторону турбо тяги.

В любом правиле бывают исключения. FD2 Type R тоже великолепен, но о нем в другой раз. Фото из открытых источников.
В любом правиле бывают исключения. FD2 Type R тоже великолепен, но о нем в другой раз. Фото из открытых источников.

Ценителям правильных Сивиков желаю терпения в переварке арок и достойных результатов на треке. Сегодня владеть легендарной Хондой и не гоняться - это глупая трата денег. Хироюки Ито такое бы не одобрил. А пока очередной литр масла помещается в картер, кулачки VTEC задают правильное наполнение камер сгорания свежим зарядом, а полуслики еще не стерты до корда, Civic EK живее всех живых! И будет жить вечно, как последняя легендарная Хонда Ито-сана.

P.S. Данная статья написана для тру-фанатиков хонды. Парни, ваш покорный слуга в курсе про не менее легендарные кузова EG и EF. Это темы для отдельного рассказа. Всем мир!

Уходят легенды, но навсегда остаются в наших сердцах. Фото из открытых источников
Уходят легенды, но навсегда остаются в наших сердцах. Фото из открытых источников

Спасибо, что дочитали до конца! Если материал понравился - поддержите канал поставив лайк. Это важно для дальнейшего развития первого автомобильного канала Дзена. Буду рад, если выскажите свое мнение в комментариях. Возможно в материале упущены важные моменты - не стесняйтесь пишите, критикуйте. Каждый отзыв важен для автора.

По вопросам сотрудничества: pr.techman@yandex.ru

Рекомендую к прочтению:

#Honda #Civic #TypeR #EK9 #Хонда #Spoon #Redliners #Цивик