Читатель! Дважды Герой Социалистического труда Сергей Павлович Королёв - советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, открывший для человечества новую, космическую эру, выведя при этом СССР на передовые рубежи. При Королёве Советский Союз запустил на орбиту первый искусственный спутник Земли и первого землянина, первую женщину-космонавта, впервые человек вышел в открытый космос. Личность главного конструктора для всех, кроме узкого круга посвящённых, была строго засекреченной и настоящие имя и фамилию того, кто заложил основы отечественной космонавтики мир узнал только после смерти Королёва.
Ранние годы. Будущий основатель советской космонавтики родился в Житомире 12 января 1907 года (по новому стилю) в семье учителей Павла Яковлевича Королёва (1877-1929) и Марии Николаевны Москаленко (1888-1980). Вскоре родительский брак распался, и двухлетний Серёжа был увезён матерью к бабушке и дедушке в город Нежин Житомирской области. В августе 1914-го, с началом Первой мировой войны, семья переехала в Киев, где в 1915 году Сергей поступил в подготовительные классы гимназии. В первый класс пошёл уже в Одессе в 1917-м, куда переехала его мать, вышедшая к тому времени замуж за инженера-технолога Григория Михайловича Баланина (1881-1963). Отчим, который получил три высших образования (одно из них в Германии) и считался в семье ходячей энциклопедией, оказал большое влияние на пасынка, которому после закрытия в Одессе гимназии преподавал школьные дисциплины на дому. Заметив, что Сергей активно интересуется авиационной техникой, Баланин записал подростка в авиамодельный кружок портового клуба, где тот с увлечением занимался. Много времени юноша проводил также среди пилотов и механиков Одесского гидроотряда, с большим интересом наблюдая за полётами и помогая готовить к ним гидросамолёты. С 1922 по 1924 год Королёв учился в Одесской строительной профессиональной школе, по окончании которой понял, что это не его стезя, и в 1924-м поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники. В вузе юноша освоил все инженерные дисциплины, а в 1926 году стал студентом Московского высшего технического училища (МВТУ, ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана). Окончив МВТУ в 1930 году Королёв получил специальность инженера-аэротехника. Руководителем его дипломного проекта (лёгкий самолёт СК-4) стал известный авиационный конструктор Андрей Туполев. В том же году молодой специалист закончил Московскую школу лётчиков-планеристов, после чего получил от Туполева приглашение работать в Центральном аэрогидродинамическом институте, где создал ряд летательных аппаратов (в частности, планеры "Красная звезда" и "Коктебель").
Создание ГИРД. После знакомства с трудами советского учёного Константина Циолковского (их личная встреча в 1929-м многими исследователями ставится под сомнение) Королёв вместе с другим энтузиастом ракетной техники Фридрихом Цандером добился в 1931 году создания в Москве Группы изучения реактивного движения (ГИРД), в которой были разработаны и созданы первые советские жидкостно-баллистические ракеты. 5 августа 1931 года в Москве Королёв женился на однокласснице по Одесской строительной профшколе Ксении Максимилиановне Винцентини (1907-1991), к моменту бракосочетания работавшей врачом. 10 апреля 1935 года у супругов родилась дочь Наталия (1935-2023), ставшая впоследствии хирургом. 17 августа 1933-го был осуществлён первый удачный запуск ракеты ГИРД, которого Цандер уже не застал: он скончался в Кисловодске от тифа 28 марта 1933 года.
Работа в Реактивном институте. В том же 1933 году приказом Реввоенсовета на базе московского ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) при народном комиссариате по военным и морским делам СССР. РНИИ возглавил военинженер 1-го ранга Иван Клейменов, Королёв был назначен его заместителем по научной работе с присвоением звания дивизионного инженера инженерно-авиационной службы. Королёву было интересно заниматься реактивной авиацией, тогда как Клейменов сосредоточился на разработке реактивных снарядов для самолётов и установок залпового огня - будущих "Катюш". Это привело к конфликту двух конструкторов и назначению Королёва в начале 1934-го начальником отдела ракетных летательных аппаратов РНИИ, а также увольнению его с действительной воинской службы. 10 декабря 1934 года в свет вышла книга Сергея Королёва "Ракетный полёт в стратосфере", в которой конструктор систематизировал основные схемы ракетных двигателей (в зависимости от применяемого топлива) в научных и военных целях. Королёв вместе с другим пионером советской ракетно-космической техники, инженером Валентином Глушко разработал экспериментальную управляемую крылатую ракету 212, первый полёт которой состоялся 29 января 1939 года уже после ареста обоих изобретателей.
Арест и первый приговор. В ночь на 28 июня 1938 года НКВД арестовало Королёва на основании показаний ранее задержанных Клейменова и Глушко, которые сообщили, что Сергей Павлович является соучастником некоей троцкистской организации внутри РНИИ и с 1935 года систематически срывает отработку и сдачу Красной армии новых образцов вооружения. Следователям НКВД Николаю Быкову и Михаилу Шестакову понадобилось пять недель, чтобы выбить нужные показания и из Королёва, в частности, сломав ему челюсть (журналист Ярослав Голованов подвергал это сомнению). 27 сентября 1938 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Королёва к десяти годам исправительно-трудовых лагерей по обвинению в контрреволюционной деятельности. После этого конструктор провёл девять месяцев в Новочеркасской пересыльной тюрьме, откуда в июне 1939-го был этапирован на Колыму.
Читатель! На этом первая часть статьи подходит к концу. Пиши в комментариях, узнал ли ты что-то новое после прочтения? Подписывайся, продолжение совсем скоро, ведь это Твоя История!