Найти в Дзене
Уходящая натура

Юмористические открытки эпохи перемен

И чего только люди не коллекционируют: значки, спичечные коробки, календарики, открытки… На дворе 1990-е. Ветер перемен принёс в жизнь страны смуту, инфляцию, потерю стабильности и отсутствие каких-либо перспектив на будущее. А вместе с этим, как ни странно, появились и возможности. И ими пользовались. Кто как мог. Как грибы стали появляться новые издательства. Впоследствии кто-то из них вырос в большой торговый дом, а кто-то, промелькнув, оставил после себя красивый шлейф, или просто исчез с отечественного издательского горизонта. Одним из таких издательств, оставивших после себя шлейф, был «Нью-тон». В середине 1990-х годов выпускник Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева, по натуре человек творческий, и из творческой семьи, полный идей (не понятно, что его занесло в химию) и желания заняться чем-то интересным, собрал команду единомышленников, снял маленькую коморку в родном институте и выпустил первую партию юмористических открыток. Рисовал художник на ко

И чего только люди не коллекционируют: значки, спичечные коробки, календарики, открытки…

На дворе 1990-е. Ветер перемен принёс в жизнь страны смуту, инфляцию, потерю стабильности и отсутствие каких-либо перспектив на будущее. А вместе с этим, как ни странно, появились и возможности. И ими пользовались. Кто как мог. Как грибы стали появляться новые издательства. Впоследствии кто-то из них вырос в большой торговый дом, а кто-то, промелькнув, оставил после себя красивый шлейф, или просто исчез с отечественного издательского горизонта. Одним из таких издательств, оставивших после себя шлейф, был «Нью-тон».

В середине 1990-х годов выпускник Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева, по натуре человек творческий, и из творческой семьи, полный идей (не понятно, что его занесло в химию) и желания заняться чем-то интересным, собрал команду единомышленников, снял маленькую коморку в родном институте и выпустил первую партию юмористических открыток. Рисовал художник на компьютере, осваиваемом тогда инструменте. Реализовали открытки в метро. В 1990-е в переходах можно было встретить стойки с открытками и прессой. Как ни странно, открытки заинтересовали покупателей. Люди устали от разнообразных цветочков и открыток по поводу: «С Новым годом», «1 Мая», «С днём рождения», «С праздником великого октября» и других. Появились открытки, которые можно было дарить без повода. Для настроения. Это был новый подвид искусства – смешение открытки в привычном, классическом виде, и карикатуры. А главное, они были ироничны. Никто не посягал на любимых многими открытки художников Четверикова и Зарубина. В нашу жизнь входило что-то новое! И оно привлекало.

Первые открытки этого издательства не отличались какой-то уникальной графикой. Они отличались темами. Конечно, рисовали открытки и к традиционным праздникам: Новый год, рождение детей и т. д.

1996. Художник А. Синькин. Из личной коллекции.
1996. Художник А. Синькин. Из личной коллекции.
1996. Художник А. Синькин. Из личной коллекции.
1996. Художник А. Синькин. Из личной коллекции.

Поначалу логотипа у издательства был – «МЕТРОПРЕСС». Оно и понятно: открытки продавались в метро. Парни сами развозили свои первые детища по точкам.

Фото автора. Из личной коллекции.
Фото автора. Из личной коллекции.

Чуть позже был разработан логотип издательства, и открытки уже стали под ним.

-4
1996. Художник А. Синькин. Из личной коллекции.
1996. Художник А. Синькин. Из личной коллекции.

Издательство начало привлекать к работе других художников. Одна голова хорошо, а несколько лучше! Авторы были и совсем начинающие в этом деле, и матёрые. Вместе, художник и издатель, осваивали искусство открытки. Идей было много! Работа шла по всем направлениям: каждый художник предлагал свои идеи в своём исполнении. Бывало и так, что идею одного художника передавали для реализации другим художником. И очень часто директор издательства поручал кому-то из художников отрисовать его идею.

1996. Художник А. Синькин. Идея художника Ю. Воронцовой. Из личной коллекции.
1996. Художник А. Синькин. Идея художника Ю. Воронцовой. Из личной коллекции.

Работа кипела: эскизы, много эскизов, карандашных, в цвете, и после утверждения выполнялся оригинал. Более того, каждый художник разрабатывал свой шрифт для своих открыток.

1996. Художник Ю. Воронцова. Из личной коллекции.
1996. Художник Ю. Воронцова. Из личной коллекции.
1996-97. Художник Б. Пушкарёв. Идея художника Ю. Воронцовой. Из личной коллекции.
1996-97. Художник Б. Пушкарёв. Идея художника Ю. Воронцовой. Из личной коллекции.
1996. Художник Ю. Воронцова. Идея директора издательства.
1996. Художник Ю. Воронцова. Идея директора издательства.
1997. Художник Ю. Воронцова. Идея директора издательства.
1997. Художник Ю. Воронцова. Идея директора издательства.
1997. Художник Ю. Воронцова.
1997. Художник Ю. Воронцова.

Появилась новая графика, отличная от советской. Местами наивная. Главная идея – добрый юмор, понятный без слов.

Художник С. Трубников. Из личной коллекции.
Художник С. Трубников. Из личной коллекции.
Художник Л. Симбирцева. Из личной коллекции.
Художник Л. Симбирцева. Из личной коллекции.
Художник Г. Крыжановский. Из личной коллекции.
Художник Г. Крыжановский. Из личной коллекции.
Художник С. Трубников. Из личной коллекции. Моя любимая открытка этого издательства.
Художник С. Трубников. Из личной коллекции. Моя любимая открытка этого издательства.
Художник Е. Ващинская. Из личной коллекции.
Художник Е. Ващинская. Из личной коллекции.

Продолжение следует.

Если вам понравилась статья, ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал!