Найти в Дзене

"Девичьи покои" или Парфенон, мои впечатления.

Парфенон, построенный Иктином, Калликратом и Фидием, во время правления Перикла, переводится как «девичьи покои», посвящён богине Афине. Всё, что я читала о Парфеноне до поездки, не имеет никакого значения, по сравнению с тем впечатлением, переживанием, которое я получила там. Золото заката остывало в водах Эгейского моря, когда мы поднялись на Акрополь. Ветер доносил легкий аромат миндальных деревьев, микромерии, растущей только на Акрополе, и солоноватый запах моря. Вверх вели мраморные ступени, отполированные туристами так, что они казались расплавленными на 40 градусной жаре. Впечатляли размеры храма, нет не подавляли, а именно впечатляли. Солнечный свет скользил по карнизам и каннелюрам, рисуя тени на мраморе. Как они красивы, как совершенны эти пропорции, и не потому, что они соразмерны человеку. На самом деле, они соразмерны Афине , той статуи, которую сделал Фидий. Он украсил внутреннее убранство храма величественной скульптурой Афины Парфенос. В высоту статуя была 11 метров

Парфенон, построенный Иктином, Калликратом и Фидием, во время правления Перикла, переводится как «девичьи покои», посвящён богине Афине. Всё, что я читала о Парфеноне до поездки, не имеет никакого значения, по сравнению с тем впечатлением, переживанием, которое я получила там.

Золото заката остывало в водах Эгейского моря, когда мы поднялись на Акрополь. Ветер доносил легкий аромат миндальных деревьев, микромерии, растущей только на Акрополе, и солоноватый запах моря. Вверх вели мраморные ступени, отполированные туристами так, что они казались расплавленными на 40 градусной жаре. Впечатляли размеры храма, нет не подавляли, а именно впечатляли. Солнечный свет скользил по карнизам и каннелюрам, рисуя тени на мраморе. Как они красивы, как совершенны эти пропорции, и не потому, что они соразмерны человеку. На самом деле, они соразмерны Афине , той статуи, которую сделал Фидий. Он украсил внутреннее убранство храма величественной скульптурой Афины Парфенос. В высоту статуя была 11 метров и сделана из золота со слоновьей кости. К сожалению, до нашего времени не сохранилась. Столбы колонн уходили высоко вверх, заканчиваясь ионическими капителями. Была видна система балок и перекрытий. Когда-то он был расписан, и довольно ярко, были расписаны и рельефы фронтонов Фидия, кроме того, там была использована и металлическая фурнитура. Везде лежали обломки, фрагменты профилей, капители. Это всё можно было рассмотреть и потрогать.

Парфенон спроектирован так, чтобы компенсировать особенности человеческого зрения. Древнегреческие зодчие учитывали, что человеческий глаз имеет форму сферы, и издали он будет воспринимать плоскую поверхность как прогнувшуюся в середине. Поэтому карнизы и кровля Парфенона были слегка изогнуты, что позволило создать оптическую иллюзию прямоты. Стилобат имеет небольшое повышение к центру. Угловые колонны наклонены к середине, а две средние — к углам. Угловые колонны в диаметре несколько толще других. В противном случае они бы казались тоньше. Колонны внутреннего ряда портика Парфенона меньше внешних. В результате кажется, что они стоят дальше, и что портик глубже, чем на самом деле. Поэтому в Парфеноне нет ни одной прямой линии. Отклонения от горизонталей и вертикалей почти незаметны, но они придают храму целостность и собранность. Все колонны немного наклонены к центру. Греки говорят, что есть исследование: если провести невидимые линии они сойдутся в одной точке – точно на высоте горы Олимп, где и жили боги. Всё это великолепие было сделано из мрамора, добытого на горе Пентеликон, здесь не далеко от Акрополя. Начиная с античных времён гора была известна во всей Элладе своим мрамором. Он использовался древними архитекторами для строительства Афинского Акрополя и стадиона Панатинаикос. Пентелийский мрамор отличается своим безупречно равномерным белым цветом с едва заметным желтоватым оттенком. Под солнечными лучами можно заметить его золотистый отблеск. Из Афин или Акрополя карьеры легко узнать в ясную погоду. Старая тропа ведет к древним каменоломням, по которым добытые блоки спускались по горкам. Эта старая тропа находится на высоте около 700  м над уровнем моря. В зоне древних горных работ мелкие слои хлорита пронизывают мрамор и, таким образом, отмечают слоистость в породе. Эти контактные зоны особенно восприимчивы к последующим атмосферным воздействиям и представляют особую проблему для обслуживания многих древних зданий, поэтому сильно изношенные компоненты дополняются или заменяются новыми. Белый и светло-серый мелкозернистый мрамор добывают в современных карьерах. В отложениях прослеживается слоистость, для которой характерны серые полосчатые отложения. Помимо кальцита в мраморе можно найти и другие минералы . Сюда входят уже упомянутый хлорит, а также минералы пирит и кварц в качестве дополнительных компонентов.Из-за атмосферных воздействий мрамор через долгое время приобретает патину золотисто-охристого цвета, что является результатом преобразования низкого содержания пирита в минералы лимонитового комплекса и гематита . Поэтому мы видим отреставрированные белые вставки камней на фоне золотистых.

Парфенон сооружали десять лет с 447 года. Освящение храма состоялось на празднике Панафиней в честь богини Афины в 438 до н. э. К сожалению, храм можно было осмотреть только снаружи – идут реставрационные работы.

Я много работаю с мрамором, казалось бы, сейчас такие технологии, такие возможности, но ничего подобного я не видела. Более того, я уверена, что если бы кто-то сейчас решил создать копию, имея все возможности нашей цивилизации, у него бы ничего не вышло. Продолжение следует...

Все фотографии сделаны мною во время поездки.