Найти в Дзене
Эхо Победы

«Пограничная болезнь» Донской армии

Максимальных успехов Донская армия атамана Краснова добилась к новому 1919 году. Пока казаки продвигались по казачьей земле, они ощущали поддержку местного казачьего населения. С иногородним крестьянским населением было не всё однозначно – настроения колебались от нейтрального до сочувствующего большевикам. С выходом частей Донской армии в Воронежскую, Тамбовскую и Саратовскую губернии казаки заметили резкий контраст – местное население враждебно относилось к пришельцам и активно поддерживало Советы. Сопротивление частей Красной армии резко повысилось, а у казаков земля буквально начала «гореть под ногами». Донцов охватила так называемая «пограничная болезнь», которая носила глубокие психологические основания. А теперь по порядку. Первоначально на северном фронте, казаки Хопёрского и Усть-Медведицкого округов на своем личном опыте убедились во враждебном отношении донского иногороднего крестьянства к ликвидации Советской власти. Крестьяне поддерживали Советы и лишь в ввиду опасности за
Донские казаки. Кадр из х/ф "Тихий Дон". 2015г.
Донские казаки. Кадр из х/ф "Тихий Дон". 2015г.

Максимальных успехов Донская армия атамана Краснова добилась к новому 1919 году. Пока казаки продвигались по казачьей земле, они ощущали поддержку местного казачьего населения. С иногородним крестьянским населением было не всё однозначно – настроения колебались от нейтрального до сочувствующего большевикам. С выходом частей Донской армии в Воронежскую, Тамбовскую и Саратовскую губернии казаки заметили резкий контраст – местное население враждебно относилось к пришельцам и активно поддерживало Советы. Сопротивление частей Красной армии резко повысилось, а у казаков земля буквально начала «гореть под ногами». Донцов охватила так называемая «пограничная болезнь», которая носила глубокие психологические основания.

А теперь по порядку.

Первоначально на северном фронте, казаки Хопёрского и Усть-Медведицкого округов на своем личном опыте убедились во враждебном отношении донского иногороднего крестьянства к ликвидации Советской власти. Крестьяне поддерживали Советы и лишь в ввиду опасности за свою жизнь и семьи они открыто не выступали за большевиков. Это было обусловлено разными правами и привилегиями у разных сословных групп (казачество и крестьянство) внутри одного региона. Крестьяне не имели собственного земельного надела и вынуждены были его арендовать у казаков. И если на Кубани весной-летом 1918г. иногородние крестьяне успели провести «черный передел» и с оружием в руках активно вступали в Красную армию Северного Кавказа с целью отстоять свои права, то донские крестьяне, не имевшие такой возможности, выражали лишь глухую неприязнь красновскому режиму. Таким образом, тыл Донской армии имел определенную долю неустойчивости ввиду не лояльности основной массы донского крестьянства.

Выход Донской армии в южные уезды Воронежской губернии был встречен местным крестьянским населением весьма своеобразно. Первоначально воронежские крестьяне поддержали донцов и даже целыми дружинами начали записываться в казачьи войска. Ободренный таким развитием ситуации атаман Краснов распорядился о формировании так называемой Южной армии из крестьян. Но буквально через несколько месяцев Южная армия стремительно большевизировалась. Этому явлению хорошо помог казачий беспредел – реквизиции, грабеж и террор местного населения. В романе М.А. Шолохова "Тихий Дон" колоритно описан приезд Пантелея Прокофьевича к сыну Григорию на фронт. При отъезде Прокофич не постеснялся обыскать крестьянскую избу и вывезти из неё всё "лишнее". В январе 1919г. части Южной армии большевизировали, занимавшие позиции по соседству, казачьи полки и в итоге обвалили весь северный фронт.

В пограничных уездах Тамбовской и Саратовской губерний приход Донской армии был встречен крестьянами откровенно враждебно. «…Казаки не без оснований говорили:

- Чего они пойдут за свои границы, если само население не желает освобождаться от большевиков, а это значит, что они ему по душе и пусть оно с ними и живет, а мы освобождая их, свои семьи бросим на своих крестьян-большевиков…

Это настроение казаков может быть охарактеризовано следующей выдержкой из классической речи на одном из Кругов, произнесенной депутатом-казаком:

- Я коснуся одному г.г. члены: так как мы на той поприще стоим, штобы свово не отдать, а чужово нам не надо, то надо до тово добиться, штобы эти флажки (указывает на карту) назад не передвигались, но и в даль далеко не пущались… Россия?... Конешно, держава была порядошная, а ныне произошла в низость… Ну, и пущай… У нас и своих делов не мало собственных… Прямо сказать, г.г. члены, кто пропитан казачеством, тот своево не должон отдать – дурно… А на счёт России повременить. Пущай Круг идет к той намеченной цели, штобы спасти родной край – пригребай к своему берегу…». (Донская летопись. ч.1).

Это была основная причина, заставлявшая казаков, упорно отказываться выходить за пределы Донской области. Другой причиной стало подавление царским режимом первой Революции 1905-1907гг. казачьими руками. «Нагаечники» – такое позорное прозвище получили казаки за карательные действия. Мировая война и вторая Революция изменили сознание казаков и в своей массе карателями-нагаечниками они быть уже не желали.

Наступление Донской армии остановилось приблизительно в пределах своей области, а советское командование готовилось к переходу в наступление с решительными целями…

Продолжение:

Отставка атамана Краснова

Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал.