Найти в Дзене

Как пройти шлюз правильно? Часть 1 «Теория».

Возьмите себе за основу, позвонить диспетчеру шлюза за 24 часа до планируемого времени прибытия. Поинтересуйтесь, есть ли в это время теплоход который будет следовать в том же направлении что и вы.
Чаще можно услышать в ответ: Подходите, прохождение шлюза и очередность по факту прибытия. В моей практике, заранее могут сформировать караван только в «Канале имени Москвы». Убедитесь в том, что:
на палубе все убрано и ничего вам не мешает
нет выпирающих за габариты судна предметов
швартовы готовы
швартовное устройство исправно
кранцы готовы Полезный совет: допустим у вас всего 4 кранца, приготовьте 2 с одного борта и два с другого, как только диспетчер сообщит вам, каким бортом будете швартоваться, перевесить останется всего один кранец. С тремя кранцами шлюзование пройдет безопасно.) вся команда в спасательных жилетах
отпорный крюк приготовлен
рулевое устройство работает исправно
радиооборудование работает исправно За километр до подхода в бьеф шлюза, вызывайте диспетчера, на частоте ра
Оглавление

Планирование.

Возьмите себе за основу, позвонить диспетчеру шлюза за 24 часа до планируемого времени прибытия. Поинтересуйтесь, есть ли в это время теплоход который будет следовать в том же направлении что и вы.
Чаще можно услышать в ответ:

Подходите, прохождение шлюза и очередность по факту прибытия.

В моей практике, заранее могут сформировать караван только в «Канале имени Москвы».

Подготовка судна.

Убедитесь в том, что:
на палубе все убрано и ничего вам не мешает
нет выпирающих за габариты судна предметов
швартовы готовы
швартовное устройство исправно
кранцы готовы

Полезный совет: допустим у вас всего 4 кранца, приготовьте 2 с одного борта и два с другого, как только диспетчер сообщит вам, каким бортом будете швартоваться, перевесить останется всего один кранец. С тремя кранцами шлюзование пройдет безопасно.)

вся команда в спасательных жилетах
отпорный крюк приготовлен
рулевое устройство работает исправно
радиооборудование работает исправно

Доклад диспетчеру шлюза 1.

За километр до подхода в бьеф шлюза, вызывайте диспетчера, на частоте работы шлюза. Если у шлюза есть позывной, обязательно вызов по позывному. Пятый канал радиостанции тоже оставляйте включеным.
Когда диспетчер даст вам команду «Докладывайтесь». Вы должны соощить следующее: (в примере название нашей яхты).


Шлюз № 1, яхта «Николай Чудотворец», рулевое управление исправно, двигатель исправен, радиооборудование исправно, швартовное устройство исправно, экипаж в спасательных жилетах, к шлюзованаию готовы, просим разрешения на шлюзование.
Сигнальный огни шлюза
Сигнальный огни шлюза

Вход в камеру.
Правильная очередность, залог успеха!
Заходить в шлюз можно только, или по команде диспетчера, или по зеленому огню на шлюзе.
Диспетчер вам четко сообщит за каким судном вы входите в камеру шлюза, каким бортом будете швартоваться и номер рыма, к которому вы будете швартоваться.
ЗАПРЕЩЕНО! лезть вперед больших судов, лезть вперед судна которое должно заходить перед вами. Соблюдайте вежливость и уважение ко всем участникам процесса.

Швартовка.

Будьте внимательны, в камере могут быть буруны или течение мешающие вам маневрировать.
Попросите пассажиров проследовать в каюту дабы не мешать вам, после швартовки выйдут и успеют все сфоткать.
Проверьте готовность швартовых и швартовного устройства.
Заходите в камеру неспеша, я обычно держу скорость около 3 км в час. На расстоянии 1го рыма до предназначенного для нас, я убираю газ полностью.
Такой инерции мне хватает для безопасного подхода, за 5 метров до рыма я выключаю передачу в нейтраль.
Соблюдайте всегда именно вашу маневренную скорость!


При швартовке я использую «градус к стенке» примерно 35 градусов. За метр до стенки шлюза:
Если у Вас шутрвал - положить на борт противоположный швартовой стороне.
Если у Вас румпель - положить на борт швартовной стороны.
Примерная схема швартовки
Примерная схема швартовки

Положите петли швартовых канатов на рым (крюк), проконтролируйте что судно стоит ровно и кранцы расположены правильно = работают. Матрос с багром кортролирует положение судна и вас не наваливает на причальную стенку.

Будьте бдительны! часто из стен шлюза торчит арматура, опасно как для судна так и для человека.

Доклад диспетчеру шлюза 2.

После швартовки, сразу проинформируйте диспетчера, о том что вы пришвартованы.

Наблюдение за швартовыми.

Диспетчер проинформирует все суда в камере, о том что начинает опорожнять камеру и попросит следить за швартовыми. Всю процедуру спуска или подъема соблюдайте осторожность и бдительность. Бывает камера опорожняется очень быстро. В случае наполнения образуется сильное течение от поступления воды в камеру шлюза.

Отход от рыма и выход из шлюза.

Выходить только по команде диспетчера или по зеленому световому сигналу. Выходите в той же очередности, не мешайте участником движения, успеете обогнать всех на просторах открытой воды. Не создавайте излишнего волнения, после открытия ворот итак хватает течения, которое ограничивает маневренность.

Рым в камере шлюза
Рым в камере шлюза

Не забудьте поблагодарить диспетчера шлюза.

Вежливость и хорошее настроение помогут вам преодолеть шлюз весело! Поблагодарите диспетчера, они замечательные люди, делают огромную работу, а нас «маломерных» еще и бесплатно пускают.