В 1360 году по особому благоволению Пресвятой Богородицы был основан один из древнейших монастырей на Подмосковной земле, ставший местом притяжения тысяч человеческих душ, ищущих исцеления и спасения.
Его история, длиной в 600 лет, началась чудесным образом. Божья Матерь провозгласила от Своей иконы повеление святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси создать монастырь: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память... в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!»
По назначению святителя Алексия первым настоятелем и строителем мужского монастыря стал его келейник и ученик – преподобный Варлаам, который еще при жизни имел дар чудотворения. Перед тем, как преподобный Варлаам отправился отыскать место для святой обители, ему было чудесное видение, о котором он поведал святителю Алексию только перед своим преставлением. В нем Ангелы в Небесах держат монастырь, и Пресвятая Владычица Богородица вводится во храм, во Святая Святых: “Почто монастырь наречется Владычен, а не Алексиевский, занеже видех Владычицу, и Тоя бысть промыслом.”
На протяжении четырёх с половиной веков Владычный мужской монастырь никогда не славился богатством или размерами (число братии издревле составляло 30 человек). Обитель претерпевала многие бури скорбей и лишений, перенесла опустошительные набеги, осады вражеских полчищ и даже пожары.
Заметного благоустройства в монастыре не велось почти два столетия, до тех пор, пока в 1598 году великий князь Борис Годунов не предпринял свой серпуховский поход против нашествия хана Казы-Гирея. За бескровную победу над ханом государь возблагодарил Господа полной перестройкой ансамбля Владычнего монастыря, проведенной в очень короткий срок (1598 - 1609).
С конца XVII века обитель начала испытывать большие материальные затруднения, и к началу XIX в. пришла в совершенный упадок: богослужения почти не совершались, келии и храмы пришли в запустение, а некогда дружная братия разошлась. Все понимали, что Владычний мужской монастырь ожидает упразднение, но милостью Божией в 1806 году по благословению митрополита Платона (Левшина) он был реорганизован в девичий. Первой игуменией была назначена казначея Новодевичьего монастыря – монахиня Дионисия. Состояние обители стало улучшаться с каждым годом. К середине столетия количество насельниц увеличилось до 300.
Обитель процветала вплоть до своего закрытия. В ней подвизались до 400 насельниц, здания и территория также благоустраивались и украшались. Широкое развитие получила благотворительная деятельность: существовала богадельня, где страждущим бесплатно оказывалась необходимая медицинская помощь.
В 1924 г. монастырь был закрыт, осквернен, а сестры выселены. На его территории советской властью было допущено размещение среднего военного училища. Святая обитель стала называться «Авиагородок». Во Введенском соборе и Алексиевском приделе были расположены склады, в Георгиевском храме — клуб с кинобудкой, в остальных корпусах монастыря разместились классы, офицерские казармы, мастерские.
К 1978 году военное училище освободило территорию обители, и она, в состоянии полной бесхозности, подверглась большому разорению. Монастырские здания разбирались по кирпичикам на гаражи и дачи. За 17 лет уникальный архитектурный памятник времен Бориса Годунова принял удручающий облик руин.
Но как Господь никогда не оставляет избранных своих, так и Матерь Божия не оставила Свою обитель. Милостию Своею Она благоволила её возрождению. И 5 мая 1995 года Священный Синод благословил возобновление прежней монашеской жизни во Введенском Владычнем женском монастыре и назначил настоятельницей монахиню Алексию (Петрову) (с 1998 года игумения).
Не так давно корреспонденты нашей газеты и сами стали гостями Владычнего монастыря, где матушка Алексия с большим радушием согласилась дать небольшое интервью для новой рубрики “Храмы и монастыри”:
“Матушка Алексия, что Вы можете поведать читателям “Новобытовского вестника” о святынях Владычнего монастыря?”
м. Алексия: Главной святыней монастыря является Святая икона «Неупиваемая Чаша», исцеляющая от пьянства. С 1999 года у нас периодически мироточит Крест-Голгофа, он не является писанным, типографское изображение наклеено на дерево. А с 19 августа 2000 г. началось массовое мироточение многих храмовых икон. Мироточение сразу нескольких икон одновременно чаще всего можно наблюдать к концу всенощного бдения, перед двунадесятыми и престольными праздниками, в субботу после полиелея. Сестрами обители ведутся записи всех мироточений. Миро бывает иногда с запахом, иногда без запаха. Запах не духов, а я бы сказала кондитерский запах. Мы не знали, к хорошему или к плохому это мироточение, но все батюшки говорили, что миро — это милость Божья. Может быть, это мироточение – ответ на чьи-то внутренние духовные вопросы, мы же не знаем у кого какие проблемы, с какими молитвами человек подходит, потому что с какими-либо внешними событиями это мироточение не связано.
“Матушка, а паломники часто приезжают?”
м. Алексия: После ковида паломников стало меньше. Я бы сказала, что сейчас стало меньше именно организованных паломников и больше тех, которые приезжают сами. В ковид люди не ездили из-за ограничений, потом произошло подорожание бензина, а значит и поездок. Теперь не каждый человек может позволить себе поездку в паломничество.
“Матушка Алексия, это сложно, уйти в монастырь?”
м. Алексия: Монашество - это призвание Божье, Воля Божья должна быть. Если без призвания, то это тюрьма. Потому что туда нельзя, это нельзя, вот это только с разрешения, только за послушание. Телевизора нет, в город не выйти. Чем это от тюрьмы отличается? Только тем, что ты здесь добровольно. Если внутри нет призвания, духовного осмысления своего пребывания в монастыре, то он станет тюрьмой. Поэтому обязательно должно быть призвание.
“Матушка, есть ли на территории обители образовательное учреждение и как у вас развито волонтерство?”
м. Алексия: В 2001 году была основана православная гимназия во имя преподобного Варлаама Серпуховского. Гимназия имеет государственную аккредитацию и лицензию на образовательную деятельность. Основные профессии, которые выбирают гимназисты по окончанию – врач, педагог и военный. В программе обучения есть богословский компонент, много внимания уделяется воспитательной работе. Также у нас есть волонтеры-экскурсоводы, есть школа православного экскурсовода. Кто ее окончил, тот несет волонтерское послушание в монастыре, по выходным дням проводит экскурсии по городу Серпухову. Волонтеры-певчие посещают с беседами и концертами больницы, центры для реабилитации больных и инвалидов. У нас есть программа «Школа Здоровья», из нее «выросла» наша школа сестер милосердия. Некоторые ее выпускники работают в госпиталях.
“Матушка, а как Вы сами пришли к вере, как оказались здесь, во Владычнем монастыре?”
м. Алексия: К вере я шла долго, потому что родственники были не воцерковленные, в детстве меня не крестили. Первые мысли о том, что мир не так просто появился, а он кем-то создан, возникли на уроках биологии. В то время были богоборческие времена, узнать нужную информацию не представлялось возможным. Интерес был, но его нечем было подпитать. Когда после празднования тысячелетия крещения Руси, появилось больше сведений о церкви, это помогло принять решение о крещении, и в 1991 году я покрестилась, будучи взрослым человеком. А уже в 1994 году ушла в монастырь. Был такой явный призыв от Бога, который ни с чем не спутаешь. Не просто какие-то мысли приходили, а именно призвание. Первый мой монастырь был Введенская островная пустынь близ города Покров, Владимирская область.
Я местный человек, серпуховичка. В период, когда я уже была воцерковлена, будучи прихожанкой Высоцкой обители, молилась об открытии Владычнего женского монастыря. Конечно, я не думала, в каком качестве сюда попаду. У нас был церковный хор, наш монастырский священник протоиерей Игорь Хромов тоже вместе со мной пел в этом хоре. Из нашего церковного хора вышло несколько монахинь и священников. Потом я ушла в свой первый монастырь по благословению старца Наума (Байбородина), а потом уже оказалась здесь. Меня вызвал настоятель Высоцкого монастыря архимандрит Иосиф (Балабанов), (ныне митрополит Улан-Удэнский и Бурятский, глава Бурятской митрополии). Архимандрит Иосиф привез меня к митрополиту Ювеналию, который предложил мне должность настоятельницы планировавшегося к открытию Владычнего монастыря. Митрополит утвердил мою кандидатуру.
Когда я ушла в свой первый монастырь, я дала себе внутренний зарок, что когда откроется Владычний монастырь, я не буду в него проситься, но если позовут, то я перейду. И когда меня сюда позвали настоятельницей, согласилась, потому что слишком дорого мне было это место.
“Спаси Вас Господи, матушка Алексия!”
Основанный по повелению Божьей Матери на правом берегу реки Нары, Владычний женский монастырь всегда открыт для всех православных христиан, желающих посетить его, как и нежные объятия Матушки нашей Пресвятой Богородицы.
Софья Лезова