2 декабря 2024 года
Многие люди считают коммунизм некой фантазией, утопией, т.е. несбыточной мечтой. Особенно такое мнение укрепилось в обывательской и антикоммунистической среде после развала СССР и так называемой мировой системы социализма.
Но есть люди, которые остаются приверженцами коммунистической идее. Однако, подавляющее большинство из них находятся в плену извращённого марксистского учения о социализме и коммунизме сталинско-советского образца. И по этой причине они также, как и антикоммунисты, имеют УТОПИЧЕСКОЕ, мещанско-обывательское представление о коммунизме как некоем светлом и бесконечном будущем, в котором пролетарии освободятся от гнета и эксплуатации и наконец заживут счастливо, и когда осуществится завещанный основоположниками марксизма коммунистический принцип: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».
В действительности же полный коммунизм будет не "светлым", а нормальным общественным устройством. Нормальным в том смысле, что он станет результатом естественно-исторической замены эксплуататорского периода в развитии человечества, который в своё время тем же (естественным) путем сменил первобытный коммунизм, не знавший эксплуатации одних людей другими. Кстати последний, хотя в исторической очереди он первый, существовал многие десятки тысяч лет, что во много раз превышает длительность периода эксплуатации (рабовладение, феодализм и капитализм вместе взятые). Грядущий коммунизм по длительности существования в несколько раз будет короче сменяемой им эры эксплуатации и ознаменует собой последний этап в человеческой истории.
Предвижу здесь возмущение яростных сторонников светлой и бесконечной коммунистической будущности, которые олицетворяют её, главным образом, с распределением благ по потребностям и трудом по способностям. Но такие возмущения не могут отменить объективные законы нашего мироздания и, в частности, закон ускорения развития и смены авангардных форм существования материи. Человеческая история всецело подчиняется этому закону. Человечество являет собой лишь переходный буфер между биологической формой вселенской материи и её будущей логической формой, с установлением которой оно бесследно исчезнет. По временнЫм вселенским меркам оно словно миг между прошлым и будущим. Но это уже отвлечение от темы о коммунизме.
Коммунизм приходит на смену именно капитализму потому, что капитализм является последним общественным устройством эры эксплуатации и завершает выработку своего исторического потенциала, подготавливая материальную почву для возникновения и роста коммунизма. В первую очередь это проявляется в том, что капитализм достиг своего предельного (планетарного) масштаба в развитии буржуазных отношений, которые господствуют во всех странах мира. В результате этого достижения капитализм лишился своей жизненной функции – постоянного территориального расширения на основе свободной конкуренции товаропроизводителей. В его теле уже давно произошло образование монопольных структур - убийц свободной конкуренции, ведущих плановую деятельность в погоне за все большими прибылями и тем уничтожающих рыночные отношения как основу здорового капитализма. Монополии – это антикапиталистические образования, являющиеся первым признаком готовности капитализма к началу его превращения в коммунизм. Монополия, действующая в интересах всего общества, есть атрибут коммунизма. Как антипод капитализму, коммунизм в своей высшей фазе развития будет иметь в качестве экономической основы абсолютную производственную монополию, работающую строго по плану.
Социалисты – утописты, создавали свои утопии «светлого» общественного устройства под влиянием возмущения от эксплуататорской действительности и из гуманных соображений. В противовес им основоположники марксизма предсказали неизбежность наступления коммунизма не только на основе экономического анализа капиталистического общества, в то время ещё далеко не выработавшего свой прогрессивный исторический потенциал, но и в результате изучения всей предыдущей истории человечества и применения к ней законов диалектики, открытых Гегелем (единства и борьбы противоположностей, перехода накопленных изменений в новое качество, отрицания отрицания). Позитив марксистского учения состоит в том, что оно доказывает неизбежность гибели капитализма как последнего эксплуататорского общественного устройства и замены его на коммунизм, - строй по своим атрибутам ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ обществу периода эксплуатации, - но вовсе не в том, что коммунизм будет обществом всеобщего благоденствия и безмятежного существования. Коммунизм в своем полном развитии по масштабу одинаков с умирающим капитализмом. Оба они мирового (планетарного) масштаба. Мировой капитализм может быть заменён только МИРОВЫМ общественным устройством – антиэксплуататорским коммунизмом. Поэтому полный коммунизм в одной или нескольких странах не возможен. Национальный коммунизм существовал и существует только в головах представителей утопического коммунизма.
Процесс смены эксплуататорской эры в истории человечества, заканчивающейся планетарным капитализмом, на такой же по масштабу коммунизм в марксизме называется коммунистической революцией. Своего предельного (мирового) масштаба капитализм достиг на рубеже 19-го и 20-го веков. С этого времени глобальная капиталистическая система стала испытывать не устранимые внутренние противоречия, приведшие к первой мировой войне и началу коммунистической революции. Первая волна этой глобальной революции охватила несколько европейских стран. Большего успеха она достигла на территории Российской империи, выбив её, как наиболее слабый по сочетанию объективных и субъективных факторов элемент, из мировой системы капитализма на семь десятилетий. Следующая волна мировой коммунистической революции связана со второй мировой войной, после которой капитализм потерял ещё ряд стран, в том числе и многонаселенный Китай. Хотя обе эти революционные волны откатились назад, и образовавшиеся благодаря их воздействию коммунистические режимы, просуществовавшие несколько десятилетий, в большинстве своем были в 80-е и 90-е годы ликвидированы (по причине их суррогатности), все же негативные последствия для мировой капиталистической системы оказались очень значительными. В настоящее время она гораздо более слабая, чем век тому назад, когда только началась коммунистическая революция. И противоречия мирового капитализма за прошедшее столетие только усилились, а коммунистические атрибуты внутри него в качестве монопольных образований разрослись до международных масштабов и практически ликвидировали рыночные отношения. Об этом, например, свидетельствуют применяемые жесткие санкции со стороны паразитических стран золотого миллиарда в отношении непокорных конкурентов. Если новая мировая война применением оружия массового поражения не уничтожит человечество, то вероятность ликвидации капитализма и установления коммунизма в течение 21-го века представляется реальной.
В качестве альтернативы утопическим воззрениям на коммунизм ниже предлагается его научное определение, данное в книге современного марксиста В.И.Искрина «Коммунистическая революция».
Коммунизм – последняя из форм общественного устройства, с естественно-исторической неизбежностью возникающая и существующая только в масштабах всего мира и сходящая по мере своего развития и исчерпания своих возможностей с исторической сцены, форма, основанная на таком – базирующемся на всемирном монополизме и автоматизации производства и управления – уровне производительных сил, который обусловливает отсутствие обособления производителей и непосредственно общественное производство материальных благ, несобственнические общественные отношения, отсутствие эксплуатации, классов, государства, стран и народов, в основном равное удовлетворение потребностей всех членов социально однородного общества.
В означенной книге даётся подробное обоснование и разъяснение данного определения. Её можно прочитать на авторском сайте:
http://iskrin.narod.ru в разделе «Теория истории».