Я увидела рекламу этой книги у блогера - подростковый голос озвучивал строчки из книги, и оттуда стало ясно, что это рассказ юноши, чей отец оказался маньяком-п****илом. Меня это очень заинтересовало, как любителя тру-крайма. Я знакома с литературой про серийных убийц, а также читала книгу дочери маньяка BTK Керри Роусон - "Дочь серийного убийцы. Моя история страха, боли и преодоления". Я уверена, что Анастасия Максимова познакомилась с этой книгой перед написанием.
О чём книга? Егор приходит домой и встречает на пороге полицейских, которые в наручниках выводят его отца из квартиры. Егор боится, что это из-за него на отца повесили какую-то статейку, однако очень скоро ему становится известно, что его отец обвиняемый в из********нии и убийстве несовершеннолетних.
Я представляла книгу больше, тяжелее, более масштабней и многогранней. Я ожидала изучение и расследование со стороны автора и юного героя. Но это была книга с самокопаниями сына преступника. Книга поделена на две части - 2012 год, когда преступник только найден, и 2022, когда уже 10 лет Егор живёт с этим знанием.
Егора откровенно жалко - все отцовские грязные делишки упали на плечи мальчика 15-16 лет. Он хочет, чтобы его поддержали, посочувствовали, помогли, сказали, что он не виноват ни в чём. Но ему кричат прямо в лицо: "Ты слишком много думаешь о себе, а как же жертвы!?" Жертв жалко, да, но вы его друзья - поддержите его! Я не вижу человеческих чувств особо в этой книге. Мать сразу уходит в себя, и вытаскивают её дети, но дети тоже закрываются друг от друга, не поддерживая совсем.
При этом я могу сказать, что Егор своим желанием ударить, нахамить или нагрубить раздражал в первой части - вероятно, это его подростковый порыв, но благо его сдерживали. В принципе, как-то мне ближе была его сестра - она взяла себя в руки и пошла действовать (хотя её мать во всём обвиняла). Во второй части книги я Егору больше сочувствовала - у него не получилось примириться с ситуацией, а те, кому он по логике может довериться, его не поддерживают.
Из местного маньяка автор сделала собирательный образ - п*****л, им****нт, держал жертв в подвале, который оборудовал, в обычной жизни был "ближе" к детям, "невиноват" в глазах родственников. Нам его толком не описывают внешне, но перед глазами у меня встал усатый и пузатый дядька, как Джон Гейси или тот же BTK. Его, в принципе, прозывают Сибирским Гейси в книге. Это скорее хорошо, ибо в подобной ситуации - надеюсь, никогда! - может оказаться, к сожалению, любой. Но в книге нет рецепта, как с этим справиться и смириться, а какие-то "советы" мне кажутся бесчеловечными.
Взять ту же книгу "Дочь серийного убийцы. Моя история страха, боли и преодоления" - в ней гораздо больше добра и каких-то приятных моментов, чем в этой книге. Опять же, я уверена, что Анастасия с ней знакома, но она будто решила не брать оттуда ничего хорошего - то же скрепление семьи и первые шаги к прощанию с этой ужасной ситуацией.
Вопросики к книге:
Не знаю, для кого как, но мне очень странно, что мальчик в 2012 году говорит про 8 марта, как символ феминизма, и сепарацию. Как будто это не совсем те темы, которые могли затронуть подростки в 2012 году - я плохо помню этот год, но сидела в интернете и про это услышала только году в 2015-2016. Но мне сказали, что такое было... И всё же, будто слишком много современности в этих словах.
Егор живет в маленьком городке, но откуда-то знает про метро и ужас тамошних толкучек - самый крупный город Сибири Новосибирск, и там две малюсенькие линии метро. Судя по повествованию, Егор не оттуда. Возможно, он ездил в город с метро побольше, но этого не заявлялось, хотя было бы большим воспоминанием для ребёнка.
И ещё немного про оформление книги:
Книга читается очень легко. И всё же... На второй странице меня сразу встретила ошибка, а потом было ещё. Но как ошибку могли пропустить на второй странице? А также, для меня всегда будет необычно в книге невыделенная прямая речь - приходилось перечитывать, потому что иногда разграничения не было даже абзацами. Это что-то вроде потока сознания?
Для меня главным ужасом этой книги было обесценивание чувств Егора, хотя он тоже жертва - отец прикрывался им в бассейне и обычной жизни, как минимум! Травля, избиение, невозможность поговорить о чувствах с сестрой или мамой, какое-то наплевательское отношение к нему было. А ему 15-16 лет, очень тяжёлый период жизни, и тут он остаётся с такой трагедией наедине с собой. Понятно, откуда появились страхи стать таким же, как отец!
Всю книгу мне хотелось сказать, что он ни в чём не виноват, но сказать по-доброму, а не как его сестра (зачем она вообще вытащила грудь для кормления при брате в такой момент!?) - автор сама будто заняла сторону того, что реакция окружения Егора должна быть такой; мол, "Чел, не распускай нюни! Думай о других!". Мне кажется, эта книга могла бы быть прекрасным спасением для детей преступников (любых, если что), могла дать надежду на то, что ты не одинок и не виноват, но книга странная, агрессивная и грустная не по той причине, по которой могла быть грустной.