Найти в Дзене
Аквинский

Картина «Жамал» К. Тельжанова

Художник Канафия Тельжанов в соответствии с особенностями своих творческих интересов уделял преимущественное внимание сюжетной картине. В его творчестве тесно сосуществуют камерная форма — бытовой жанр, в котором раскрываются характерные явления народной жизни и более интимные душевные переживания человека, и историческая картина как форма обобщения общественного опыта народа. В основе исторической картины Тельжанова обычно лежит бытовой сюжет, но разрешается он художником в возвышенно-героическом плане. Образы природы играют значительную роль во всех произведениях художника. Но как самостоятельный жанр пейзаж его не занимает. Тельжанов не плодовиты художник. Он работал над своими картинами долго, добиваясь разрешения интересующей его темы в выразительном художественном образе. В картине«Жамал», написанной в 1955 году, художник «нашел себя», то есть в данном случае свою точку зрения на действительность, а говоря шире, — свой круг тем и образов. Вокруг Жамал — зеленая и бескрайняя сте

Художник Канафия Тельжанов в соответствии с особенностями своих творческих интересов уделял преимущественное внимание сюжетной картине. В его творчестве тесно сосуществуют камерная форма — бытовой жанр, в котором раскрываются характерные явления народной жизни и более интимные душевные переживания человека, и историческая картина как форма обобщения общественного опыта народа.

В основе исторической картины Тельжанова обычно лежит бытовой сюжет, но разрешается он художником в возвышенно-героическом плане. Образы природы играют значительную роль во всех произведениях художника. Но как самостоятельный жанр пейзаж его не занимает.

Тельжанов не плодовиты художник. Он работал над своими картинами долго, добиваясь разрешения интересующей его темы в выразительном художественном образе.

1955 год, картина «Жамал»
1955 год, картина «Жамал»

В картине«Жамал», написанной в 1955 году, художник «нашел себя», то есть в данном случае свою точку зрения на действительность, а говоря шире, — свой круг тем и образов.

Вокруг Жамал — зеленая и бескрайняя степь Она уходит далеко-далеко, туда, где тает в полуденном мареве сиреневато-голубая гряда невысоких гор. Масштаб фигур Жамал и чабана, пасущего свое стадо вдали, как будто подчеркивает необозримость пространства. Небо едва-едва видно над горами, но оно присутствует в нежных оттенках травы, в освещенном солнцем платье девушки, в бликах, подчеркивающих контуры ее фигуры. Жамал совершенно органично входит в пейзаж, как бы «купается» в воздухе, в степных просторах.

Источники: Елена Ваноровская: Канафия Тельжанов, «советский художник», 1973 год;