Найти в Дзене
Sitcomer

Жажда свободы. Рецензия на фильм "400 ударов"

Реж. Франсуа Трюффо Фильм "Четыреста ударов" является полнометражным дебютом Франсуа Трюффо. Трюффо посветил картину своему учителю теории кино - Андре Базену, чьи труды об авторском кино также важны как работы Эйзенштейна и Сарриса. Фильм оставил большой след в истории мирового кинематографа, являясь одной из первой ключевых лент "Новой волны". Хоть и Трюффо сильно конфликтовал с дирекцией фестиваля из-за их устаревшего, по его мнению, взгляда на кинематограф. Однако Картина взяла награду "Каннского кинофестиваля" за лучшую режиссуру. Трюффо не отпустил историю своего персонажа, и через несколько лет вышли продолжения о знакомом зрителе герое. Так какой же вышла лента, покорившая в своем время умы и сердца зрителей? Фильм можно назвать автобиографичным, поскольку большинство эпизодов из жизни Трюффо были переложены на сюжет картины. Главный герой, являющийся альтер эгом режиссера,- Антуан Дуанель 12 летний мальчишка грезит полной свободой. Его мать занята личной жизнью и не желает вн
Оглавление

Реж. Франсуа Трюффо

Из фильма "Четыреста ударов" (реж. Франсуа Трюффо, 1959)
Из фильма "Четыреста ударов" (реж. Франсуа Трюффо, 1959)

Вступление

Фильм "Четыреста ударов" является полнометражным дебютом Франсуа Трюффо. Трюффо посветил картину своему учителю теории кино - Андре Базену, чьи труды об авторском кино также важны как работы Эйзенштейна и Сарриса. Фильм оставил большой след в истории мирового кинематографа, являясь одной из первой ключевых лент "Новой волны". Хоть и Трюффо сильно конфликтовал с дирекцией фестиваля из-за их устаревшего, по его мнению, взгляда на кинематограф. Однако Картина взяла награду "Каннского кинофестиваля" за лучшую режиссуру. Трюффо не отпустил историю своего персонажа, и через несколько лет вышли продолжения о знакомом зрителе герое. Так какой же вышла лента, покорившая в своем время умы и сердца зрителей?

О чем история?

Фильм можно назвать автобиографичным, поскольку большинство эпизодов из жизни Трюффо были переложены на сюжет картины. Главный герой, являющийся альтер эгом режиссера,- Антуан Дуанель 12 летний мальчишка грезит полной свободой. Его мать занята личной жизнью и не желает вникать в переживания своего ребенка. В школе учитель мальчика постоянно ругает. Он прогуливает уроки, сбегает из дома и просто развлекается.

Из фильма "Четыреста ударов" (реж. Франсуа Трюффо, 1959)
Из фильма "Четыреста ударов" (реж. Франсуа Трюффо, 1959)

Рецензия

 "Faire les 400 coups" ("400 ударов") французское выражение соответствует нашим "зз несчастьях". В картине Трюффо главного героя постоянно настигают неприятности. Антуан раз за разом совершает проступки, а затем следом следуют наказания. Интересно, что если разбирать сюжет фильма, то можно проследить, что у него нет типичной для зрителя структуры. Весь фильм состоит из провинностей и воздаяний. У этих деликтов почти прозрачная связующая нить. Лента напоминает сборник проказ Антуана, за которые он должен понести наказание.

 Одним из важных достоинств фильма является метод съемки. Камера Трюффо насколько хаотична, что она будто живет отдельно своей жизнью. Ее объектив напоминает скорее глаза настоящего человека, который наблюдает за судьбой Антуана. Такой подход сильно отличался от статичного варианта. Сам фильм начинается с проезда камеры, снимающей улицы города. Создается впечатление, что сам зритель едет в машине и смотрит на достопримечательности Франции. В то время такая концепция получила массу оваций. Особенно зрителей поразил финал, где герой смотрит в кадр. На этом все застывает и фильм заканчивается. Для того зрителя такой прием был инновационным. Ленту, по правде, можно назвать одну из самых красивых фильмов в истории мирового кинематографа.

Из фильма "Четыреста ударов" (реж. Франсуа Трюффо, 1959)
Из фильма "Четыреста ударов" (реж. Франсуа Трюффо, 1959)

 Актеры в фильме невероятны. Четырнадцатилетний Жан-Пьер Лео, сыгравший главную роль, восхитителен. Молодого актера можно смело назвать дарованием. Трюффо выбрал именно Лео, потому что тот имел хороший навык спонтанной импровизации, к которой был неравнодушен режиссер. К тому же Лео напоминал внешне молодого Трюффо. Импровизация была частым явлением на съемках. Режиссер не требовал заучивать реплики и поощрял спонтанные реплики. Импровизация помогала сделать персонажей более реальными и приземленными. Трюффо сильнее раскрыл желание свободы Антуана через свободы мыслей Лео, который был не ограничен словами. Ярким примером импровизации Лео и метода Трюффо является сцена на сеансе у психолога. Трюффо объяснил общую тему ответов, потому многие ответы Антуана являются импровизацией актера. 

Вывод

Итак, мы получаем прекрасное кино, где необычный метод съемки заставляет восхищаться визуальной составляющей ленты, а изумительная игра актера помогает своей гибкостью более широко раскрыть тему фильма. Однако структура сюжета может оттолкнуть зрителя своим нетипичным, но превосходным построением.

"Четыреста ударов" (реж. Франсуа Трюффо, 1959)
"Четыреста ударов" (реж. Франсуа Трюффо, 1959)