Найти в Дзене
Дизайн с Алексом

Что такое тромплёй? Разбираемся и любуемся картинами, росписями и даже посудой вместе

Тромплёй – приём, с помощью которого художники создают на плоскости объемные фигуры. Это как игра художника со зрителями. Пошло название от слова тромплёй, trompe l'oeil - обман глаза. Герои этих картин и предметы словно выпрыгивают из полотна, могут указывать на нас пальцем, от которого остается тень на картинной раме, или наоборот завет нас внутрь, словно за плоскостью холста еще есть комната или даже целый зал...

Две смеющиеся девочки. Художник Пере Боррель
Две смеющиеся девочки. Художник Пере Боррель

Художник словно играет со зрителем, обманывает, завлекает, создавая такие красивые картины-обманки. Действительно, это очень весело. забавно рассматривать этих персонажей, которым, порой, уже не одна сотня лет....

Роспись стены спальни одного из дворцов в Риме.
Роспись стены спальни одного из дворцов в Риме.

Этот жанр появился уже очень давно, еще в античности. Греки и римляне создавали рисунки на стенах для того, чтобы визуально увеличить помещение, сделать его светлее, просторнее, красивее - так появлялись фальшивые окна, двери, атриумы....

Роспись купола церкви. Инсбург.
Роспись купола церкви. Инсбург.

Невероятно популярными такие росписи-обманки стали при создании дворцов. Располагая их на ровном потолке высоких залов, можно было добиться эффекто невероятной перспективы.

Павловск.
Павловск.
Павловск.
Павловск.

Зрителям может показаться, что они смотрят не на потолок, на огромное высокое небо, куда уходят балконы, колонны, арки...

Роспись потолка зала ожидания железнодорожного вокзала Волгоград 1 до реставрации.
Роспись потолка зала ожидания железнодорожного вокзала Волгоград 1 до реставрации.

В СССР при рассвете сталинского ампира при создании общественных помещений советские архитекторы и художники часто возвращались к этому приему...

Роспись потолка зала ожидания железнодорожного вокзала Волгоград 1 до реставрации.
Роспись потолка зала ожидания железнодорожного вокзала Волгоград 1 до реставрации.
Художник Хуан Санчес Котан. "Айва, капуста, дыня и огурец".
Художник Хуан Санчес Котан. "Айва, капуста, дыня и огурец".
Художник Харнетт У. Натюрморт со скрипкой и нотами.
Художник Харнетт У. Натюрморт со скрипкой и нотами.
Французский художник Буальи Луи-Леопольд (1761-1845годы). Кот, нашедший рыбку за картиной.
Французский художник Буальи Луи-Леопольд (1761-1845годы). Кот, нашедший рыбку за картиной.
Современная художница Мария Павлова.
Современная художница Мария Павлова.

Этот художественный прием применялся и применяется не только в живописи и в архитектуре, но и в декоративно-прикладном искусстве. Так рождается иллюзия невозможного. А бывает и совсем наоборот - на первый взгляд вещь кажется вполне материальной, по крайней мере взгляд указывает на его существование. Но на самом деле он - не существует.... Как, например, эти муравьи и вишни на тарелочке:

Современная тарелка.
Современная тарелка.

Это - настоящая оптическая иллюзия, созданная художниками, скульпторами, архитекторами, керамистами. Как видите, изображения насекомых - мух, бабочек, стрекоз, ползающих по тарелкам, чашкам, присевших на изображённые предметы, гуляющих по рамкам картин встречается очень часто. Одна из самых известных картин средневековья в этом стиле - картина Петруса Кристуса "Портрет картузианца" с будто бы сидящей мухой на рамке:

Художник Петрус Кристус. "Портрет картузианца"
Художник Петрус Кристус. "Портрет картузианца"

Невероятный всплеск в таким обманкам в керамике тромплей случился после появления фарфора в Европе собственного производства в начале 18 века. Самой известной фабрикой по созданию таких милых "фейков" стала Мейсенская фарфоровая мануфактура.

Блюдо с цветами. Мейсенская фарфоровая мануфактура
Блюдо с цветами. Мейсенская фарфоровая мануфактура

Это легендарное производство создавало невероятные творения, в существование которых поверить просто невозможно...

Масленка "Корзинки с яйцами и колосьями". Завод М.С. Кузнецова в Риге. Конец 19го века.
Масленка "Корзинки с яйцами и колосьями". Завод М.С. Кузнецова в Риге. Конец 19го века.

В Российской империи подобные вещи выпускались на фабриках Гарднера и Кузнецова. Но это был совсем другой стиль и традиции. В Российской Империи часто изображались раки, рыбы, птицы в натуральную величину...

Масленка. Конец 19 века. Россия.  Выставка "Из истории убранства стола XVIII–XIX веков".
Масленка. Конец 19 века. Россия. Выставка "Из истории убранства стола XVIII–XIX веков".

Невероятно красивые коллекции керамики для убранства стола в этом стиле можно найти в музеях "Царицыно", Музея керамики и "Усадьбы Кусково XVIII века", а также Музея-усадьбы "Архангельское" и Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства при Московской государственной художественно-промышленной Академии имени С. Г. Строганова. 

 Супница. Конец 19 века. Россия.  Выставка "Из истории убранства стола XVIII–XIX веков"
Супница. Конец 19 века. Россия. Выставка "Из истории убранства стола XVIII–XIX веков"
Современная чашка с птицами, стрекозами и улитками. Керамика. Цена - 36 557 рублей. Россия.
Современная чашка с птицами, стрекозами и улитками. Керамика. Цена - 36 557 рублей. Россия.
Современная ваа с птицами. Керамика. Цена - 38 370 рублей. Россия.
Современная ваа с птицами. Керамика. Цена - 38 370 рублей. Россия.

Невероятно популярными в конце 18 - начале 19 века стали стеклянные стаканы и рюмка "с мухой". На пустом стекле они не производили большого впечатления, но когда в такую посуду наливали воду, очень реалистичное изображение этих мух словно оживало.

-20

"Муха в стакане" идеально отвечала главной цели создания столовой "обманки" — перехитрить, застать врасплох, потешиться - главное, чем так нравились вещи в стиле "тромплёй".

В музее стекла и хрусталя в городе Никольск Пензенской области есть интересный экспонат. Однажды владелец стекольного завода Николай Алексеевич Бахметев своего лучшего мастера А.П. Вершинина попросил создал фужер, расписав его ... мухами.

Фужер из Никольского музея.
Фужер из Никольского музея.

Наутро после очередной попойки поутру отец налил сыну водочки в этот фужер опохмелиться. Казалось, что мухи зашевелили зашевелились. После этого сын никогда не прикасался к алкоголю....

Вот, пожалуй, на сегодня и все. Надеюсь, дорогие читатели, Вы получили удовольствие, рассматривая эти удивительные работы художников, архитекторов, мастеров по керамике и стеклу. Не забывайте ставить лайки, писать комментарии, подписываться. Это важно для развития канала. До новых встреч, Ваш Алекс.