Тромплёй – приём, с помощью которого художники создают на плоскости объемные фигуры. Это как игра художника со зрителями. Пошло название от слова тромплёй, trompe l'oeil - обман глаза. Герои этих картин и предметы словно выпрыгивают из полотна, могут указывать на нас пальцем, от которого остается тень на картинной раме, или наоборот завет нас внутрь, словно за плоскостью холста еще есть комната или даже целый зал...
Художник словно играет со зрителем, обманывает, завлекает, создавая такие красивые картины-обманки. Действительно, это очень весело. забавно рассматривать этих персонажей, которым, порой, уже не одна сотня лет....
Этот жанр появился уже очень давно, еще в античности. Греки и римляне создавали рисунки на стенах для того, чтобы визуально увеличить помещение, сделать его светлее, просторнее, красивее - так появлялись фальшивые окна, двери, атриумы....
Невероятно популярными такие росписи-обманки стали при создании дворцов. Располагая их на ровном потолке высоких залов, можно было добиться эффекто невероятной перспективы.
Зрителям может показаться, что они смотрят не на потолок, на огромное высокое небо, куда уходят балконы, колонны, арки...
В СССР при рассвете сталинского ампира при создании общественных помещений советские архитекторы и художники часто возвращались к этому приему...
Этот художественный прием применялся и применяется не только в живописи и в архитектуре, но и в декоративно-прикладном искусстве. Так рождается иллюзия невозможного. А бывает и совсем наоборот - на первый взгляд вещь кажется вполне материальной, по крайней мере взгляд указывает на его существование. Но на самом деле он - не существует.... Как, например, эти муравьи и вишни на тарелочке:
Это - настоящая оптическая иллюзия, созданная художниками, скульпторами, архитекторами, керамистами. Как видите, изображения насекомых - мух, бабочек, стрекоз, ползающих по тарелкам, чашкам, присевших на изображённые предметы, гуляющих по рамкам картин встречается очень часто. Одна из самых известных картин средневековья в этом стиле - картина Петруса Кристуса "Портрет картузианца" с будто бы сидящей мухой на рамке:
Невероятный всплеск в таким обманкам в керамике тромплей случился после появления фарфора в Европе собственного производства в начале 18 века. Самой известной фабрикой по созданию таких милых "фейков" стала Мейсенская фарфоровая мануфактура.
Это легендарное производство создавало невероятные творения, в существование которых поверить просто невозможно...
В Российской империи подобные вещи выпускались на фабриках Гарднера и Кузнецова. Но это был совсем другой стиль и традиции. В Российской Империи часто изображались раки, рыбы, птицы в натуральную величину...
Невероятно красивые коллекции керамики для убранства стола в этом стиле можно найти в музеях "Царицыно", Музея керамики и "Усадьбы Кусково XVIII века", а также Музея-усадьбы "Архангельское" и Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства при Московской государственной художественно-промышленной Академии имени С. Г. Строганова.
Невероятно популярными в конце 18 - начале 19 века стали стеклянные стаканы и рюмка "с мухой". На пустом стекле они не производили большого впечатления, но когда в такую посуду наливали воду, очень реалистичное изображение этих мух словно оживало.
"Муха в стакане" идеально отвечала главной цели создания столовой "обманки" — перехитрить, застать врасплох, потешиться - главное, чем так нравились вещи в стиле "тромплёй".
В музее стекла и хрусталя в городе Никольск Пензенской области есть интересный экспонат. Однажды владелец стекольного завода Николай Алексеевич Бахметев своего лучшего мастера А.П. Вершинина попросил создал фужер, расписав его ... мухами.
Наутро после очередной попойки поутру отец налил сыну водочки в этот фужер опохмелиться. Казалось, что мухи зашевелили зашевелились. После этого сын никогда не прикасался к алкоголю....
Вот, пожалуй, на сегодня и все. Надеюсь, дорогие читатели, Вы получили удовольствие, рассматривая эти удивительные работы художников, архитекторов, мастеров по керамике и стеклу. Не забывайте ставить лайки, писать комментарии, подписываться. Это важно для развития канала. До новых встреч, Ваш Алекс.