На портале экспертных статей 02.12.24 искусствовед и кинокритик Мария Ефимова опубликовала статю, в которой, чтобы наглядно продемонстрировать, как общество влияет на культуру человека, возьмём в качестве примера трех необычных женщин-режиссеров: Валерию Гай Германику, Маринетт Мортем и Светлану Баскову, известных своими провокационными фильмами, которые поднимают острые социальные вопросы.
Общество оказывает глубокое влияние на каждого человека, формируя его мировоззрение, ценности и поведенческие установки. Однако проследить это влияние наиболее отчетливо можно через продукты творчества, созданные людьми. Художественное выражение мыслей и чувств позволяет увидеть, как общественные процессы и явления преломляются в сознании творческих личностей. Хотя общество воздействует на всех своих членов, именно творческие люди, такие как художники, писатели и режиссёры, способны наиболее ярко выразить свои переживания и реакции на окружающую действительность.
Чтобы наглядно продемонстрировать, как общество влияет на культуру человека, возьмём в качестве примера трех необычных женщин-режиссеров: Валерию Гай Германику, Маринетт Мортем и Светлану Баскову, известных своими провокационными фильмами, которые поднимают острые социальные вопросы. Через анализ их работ мы сможем глубже понять, как общество и среда, в которой они выросли и развивались сформировали их уникальный художественный язык и тематику произведений. Для анализа влияния общества на культурную продукцию женщин-режиссеров рассмотрим несколько их ключевых фильмов, которые помогут лучше понять, откуда берутся темы их работ и как они связаны с влиянием общества.
Валерия Гай Германика
Валерия Гай Германика родилась в Москве в 1979 году. Её детство пришлось на период распада Советского Союза и последовавшие за ним экономические и социальные потрясения. Эти события оставили неизгладимый след в её сознании, и нашли отражение в её работах.
Интересные факты: Валерия Гай Германика не имеет высшего режиссёрского образования. Она окончила полугодовые режиссёрские курсы в «Школе кино и телевидения «Интерньюс». В 2008 году она рассказала, что недолгое время работала оператором на порностудии. В 2010 года Валерия получила должность креативного директора MTV Россия, но ушла оттуда через несколько месяцев, так как ни один из её проектов не был запущен в эфир.
«Школа» — сериал (2010), ставший культовым, вызвал широкий общественный резонанс. Он реалистично показал жизнь подростков в российской школе, включая проблемы буллинга, наркотиков, подростковой беременности и других социальных вызовов. Германика использовала этот проект, чтобы привлечь внимание к актуальным проблемам молодёжи и показать, как современная образовательная система влияет на формирование личности.
«Краткий курс счастливой жизни» — сериал (2011–2012) повествует о жизни трёх подруг, каждая из которых сталкивается с собственными проблемами и трудностями. Сюжет сериала затрагивает такие темы, как женственность, материнство, карьера и отношения с мужчинами. Влияние общества здесь прослеживается в изображении современных женщин, стремящихся найти баланс между работой, семьёй и личным счастьем.
«Да и да» – фильм (2014) рассказывает о сложной любовной связи между художником и учительницей начальных классов. Картина поднимает вопросы о свободе выбора, самоопределении и поиске счастья. Влияние общества здесь проявляется в исследовании современных отношений, где люди стремятся к личной свободе, но при этом сталкиваются с ограничениями и социальными нормами.
Маринетт Мортем
Маринетт Мортем – родилась в 2003 году в г. Новотроицке, но с рождения жила в г. Орске Оренбургской области, а с 2018 года она жила училась в Санкт-Петербурге. Однако уже в подростковом возрасте ей пришлось наблюдать за событиями, такими как международные конфликты, санкции против России и экономическая нестабильность, что повлияло на ее творчество.
Интересные факты: отказалась от творчества в геймдеве, когда в марте 2021 г. перед поступлением написала пробный экзамен по математике на два. Преодолевая депрессивную интроверсию прошла курсы актерского мастерства и поступила на режиссера в «Санкт-Петербургский институт искусств и реставрации», переименованный в 2022 г. в «Санкт-Петербургский реставрационно-строительный институт», а с 2024 г в «Северо-Западный университет». Участвовала на съемках как волонтер («До рассвета», 2023 г.) и как буфетчица (сериал НТВ «Лихач», 2024), чтоб наблюдать работу на площадке.
«Ария цыплёнка» 2021 г. — пост-апокалипсическая драма о страхе взросления, о тревоге перед предстоящей жизнью, в которой случаются страшные вещи, о попытке убежать от себя, сбежать от груза ответственности за последствия, вызванными действиями других людей и поколений. О страхе перед выбором, о борьбе за идею своей жизнестойкости, об умении собраться и начать действовать там, где нет инструкций, где никто не знает, как правильно, и никто не поможет.
«Плохой день» – 2022 г. Тема фильма связана с последовательным сниманием социальных слоев и с драматической ликвидацией и родственных и любовных отношений, для того, чтоб показать стержень человеческой сути в условиях лишения коммуникативных и ценностных связей: всего того, что дает общество. С одной стороны, общество оказывает давление, вынуждая соответствовать определенным стандартам и ожиданиям. А с другой стороны, обнажение стержня личности в условиях потерь социальных связей говорит о том, что одиночество – деструктивно и не отвечает потребностям личности в сопереживании, принятии и понимании.
«Просто скажи нет» – фильм 2023 г. Идея фильма направлена против навязанных стереотипов и ожиданий, которые часто диктуют человеку, как он должен жить и действовать. Фильм призывает зрителей осознать ценность собственного мнения и желаний, и не поддаваться давлению извне. Отсутствие необходимости быть удобным для всех в ущерб собственному благополучию указывает на важность сохранения не только личной целостности и независимости, но даже жизни.
Светлана Баскова
Светлана Баскова родилась в 1965 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Её детство и юность пришлись на эпоху позднего СССР, когда страна переживала значительные политические и социальные изменения. Эти события оставили отпечаток на её мировоззрении и творчестве.
Интересные факты: Окончила Московский архитектурный институт в 1989 году. 6 мая 2022 года Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга запретил показ и распространение фильма «Зелёный слоник» в России и постановил удалить ленту из интернета, так как было установлено, что фильм причиняет вред психическому здоровью несовершеннолетних из за сцен убийств и насилия. В интервью она сказала: «Я могу начать снимать без сценария, но сценарий появляется, когда я улавливаю первую интонацию. Сценарий в итоге есть в каждом фильме, иначе это была бы нарезка гэгов».
«Зелёный слоник» — фильм «Зелёный слоник» (1999 г.) разошелся на мемы и стал одним из самых легендарных, скандальных и обсуждаемых проектов Светланы Басковой. Картина рассказывает о двух солдатах, находящихся в плену, и их психологических и физических страданиях. Фильм вызвал бурные дискуссии в обществе и был запрещён к показу в некоторых странах. Влияние общества здесь проявляется в выборе темы, которая касается вопросов насилия, власти и человеческой природы.
«Пять бутылок водки» – фильм «Пять бутылок водки» (2001 г.) также вызвал много споров. Картина рассказывает об отношениях подчинения и угнетения между хозяином, «крышей» и работниками московского бара. Последствия кражи 5 бутылок водки уборщиками бара раскрывают героев друг перед другом, и они делятся своими мыслями и переживаниями. Уборщик пытается доказать страдающему депрессией стриптизёру, что тот является счастливым человеком, поскольку не ведает ужасов рабского труда. Влияние общества здесь проявляется в исследовании человеческих отношений, стремлении к пониманию и взаимопониманию.
«За Маркса…» — фильм (2012 г.) стал ещё одним знаковым проектом Светланы Басковой. Картина исследует тему классовой борьбы и капитализма в современной России, показывая борьбу профсоюза сталелитейного завода с увольнениями и снижением зарплаты простых рабочих. Влияние общества здесь проявляется в критике существующих экономических механизмов и исследовании их воздействия на людей.
Заключение
Проанализировав произведения Валерии Гай Германики, Маринетт Мортем, Светланы Басковой можно сделать вывод, что их творчество глубоко связано с социальными и культурными реалиями, в которых они живут и работают. Их фильмы и художественные работы отражают актуальные проблемы современности, такие как давление общества, одиночество, потребительское отношение к жизни и конфликты поколений. Через призму их творчества мы видим, как общественные процессы по-разному проникают в сознание женщин-режиссеров и находят своё отражение в их уникальных произведениях.
Таким образом, изучение продуктов их творчества подтверждает идею о том, что общество оказывает существенное влияние на каждого человека, формируя его мировоззрение и ценности. При этом творческие личности выступают своеобразными зеркалами общества, отражающими его внутренние противоречия и вызовы. Их фильмы помогают нам лучше понять, как внешние факторы воздействуют на внутренний мир человека и как этот процесс находит своё воплощение в искусстве.
Вывод
Творчество служит ярким примером того, как общество влияет на культуру человека. Рассмотренные работы демонстрируют, что общественные процессы и явления оставляют глубокий след в сознании женщин-режиссеров, находя своё выражение в их произведениях.
Анализируя их фильмы, мы можем глубже понять, как социальные условия формируют интересы, характерные для каждого творческого человека. Их фильмы поднимают актуальные социальные вопросы, исследуют человеческие эмоции и взаимоотношения, привлекают внимание к проблемам современного общества.
Влияние общества на творчество женщин-режиссеров проявляется в выборе сюжетов, персонажей и тем, которые находят отклик и вызывают обсуждение у зрителей. Ведь они не боятся поднимать сложные и спорные темы, что делает их работы важными и значимыми для широкой аудитории.