Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Казино "Рояль" (2006, Великобритания - США, шпионский): Кто тут такой серьезный?

Дух агента 007 оставил бренную оболочку Пирса Броснана и переселился в более молодое тело Дэниела Крейга, но сказать, что это пошло фильму на пользу — значит ничего не сказать или сказать слишком много, а это уже преступление, учитывая ту секретность, с которой фильм доставлялся на экраны (эта рецензия была написана в год выхода фильма на экраны).
В одном из интервью, сделанном в начале 70-х для советской кинопрессы, Шон Коннери заявил: В книгах Флеминга все было излишне серьезно, и это плохо. В первые же фильмы о Бонде я попытался внести некую долю иронии. Правда, я тогда не ожидал, что этот клубок будет разматываться так долго. И, может быть, жизнь Бонда продолжилась еще и потому, что удалось придать всему действию оттенок сатиры, буффонады. Йен Флеминг же, еще только увидев Коннери главным кандидатом на роль Бонда в фильме "Доктор Но", был страшно недоволен таким выбором. По его мнению, Шону сильно не хватало аристократизма, зато грубости и мужланства было с избытком. Что тог

Дух агента 007 оставил бренную оболочку Пирса Броснана и переселился в более молодое тело Дэниела Крейга, но сказать, что это пошло фильму на пользу — значит ничего не сказать или сказать слишком много, а это уже преступление, учитывая ту секретность, с которой фильм доставлялся на экраны (эта рецензия была написана в год выхода фильма на экраны).

В одном из интервью, сделанном в начале 70-х для советской кинопрессы,
Шон Коннери заявил:

В книгах Флеминга все было излишне серьезно, и это плохо. В первые же фильмы о Бонде я попытался внести некую долю иронии. Правда, я тогда не ожидал, что этот клубок будет разматываться так долго. И, может быть, жизнь Бонда продолжилась еще и потому, что удалось придать всему действию оттенок сатиры, буффонады.

Йен Флеминг же, еще только увидев Коннери главным кандидатом на роль Бонда в фильме "Доктор Но", был страшно недоволен таким выбором. По его мнению, Шону сильно не хватало аристократизма, зато грубости и мужланства было с избытком.

Кадр из фильма "Казино "Рояль" (2006)
Кадр из фильма "Казино "Рояль" (2006)

Что тогда говорить о Крэйге? В юмористических сценах он выглядит неловко, во всех остальных — попросту деревянно. Угловатый подросток-переросток, орудие убийства, не ощущающее особого кайфа ни от убийств, ни от своей профессии вообще. Что это — попытка привнести драматизм туда, где ему быть не должно? Да и сценаристы всё же осмелились на суперизменение образа шпиона: теперь он что-то непонятное мутит с сухим мартини и даже просит положить лимон! (Кстати, забегая вперед, один раз этот "эксперимент" чуть не приведет его к заслуженной гибели. Надо быть консерватором, Джеймс!).

"Казино "Рояль" снимал Мартин Кэмпбелл, уже работавший над "Бондианой". Как раз ему принадлежит самый, наверное, тупой фильм сериала —
"Золотой глаз".

В начале нового фильма Джеймс, сменивший элегантный костюм на гавайскую рубашку, скачет по высотным кранам Мадагаскара в погоне за негром-бомбистом. Эта сцена — единственная захватывающая сцена в фильме, да и то, меня она захватила лишь потому, что я боюсь высоты.

Кадр из фильма "Казино "Рояль" (2006)
Кадр из фильма "Казино "Рояль" (2006)

А потом Бонд Крейга седлает бульдозер и превращается в Бонда Броснана, в 1995 году уже разворотившего на танке половину Васильевского острова. Сам же фильм приобретает типичные очертания "Золотого глаза" и вообще, наверное, всех постановок Кэмпбелла (включая "Маску Зорро"): скучно тянущееся, условное зрелище, какие-то долгие сентиментальности и, в качестве бонуса, полная сюжетная невнятность в финале: когда вторая красотка (в каждой серии "бондианы" должно быть как минимум 2 красотки) помирает, и Бонду долго объясняет босс М. (Джуди Денч), почему девушка умерла, с кем она была связана, зачем и почему. При этом смысла и логики в объяснении — ноль целых ноль десятых.

Сериал про Бонда ценят за уникальную приверженность традициям. В каждом фильме должен быть могущественный бандит, желающий поставить мир на колени, две молодые дамочки на второстепенных ролях, пара престарелых звезд на второстепенных ролях (здесь — Джуди Денч и Джанкарло Джаннини), море гламура и рекламы гламура, ну и, собственно, сам Бонд.

Кадр из фильма "Казино "Рояль" (2006)
Кадр из фильма "Казино "Рояль" (2006)

В данном случае, могущественный бандит приобретает эфемерные очертания темного облака, имеющего вполне конкретное название: международный терроризм. Но цели террористов абсолютно неясны ("Я дерусь, потому что я дерусь" (с) Портос), что с одной стороны привязывает фильм к бондовской традиции, а с другой держится из последних сил, одним мизинцем, за горбатую тень актуальности. Однако, хорошо известно, что одной задницей на двух табуретках не усидишь, и потому столь часто упоминаемое словцо "терроризм" приобретает значение слова "чушь".

С чувством юмора у создателей бондианы проблемы еще с конца 80-х. В "Казино "Рояль" положение больного ухудшилось. "Здравствуйте, мистер Bitch… или я ошибся?" — самая остроумная шутка в фильме.

Кадр из фильма "Казино "Рояль" (2006)
Кадр из фильма "Казино "Рояль" (2006)

А вот другая сцена, в которой сценаристы явно то ли намеренно перегнули палку, идя на глубинное упрощение — "для быдла", то ли попросту не успели отойти от работы над сценарием "Американского пирога-44": голого Бонда сажают на стул с выбитым сиденьем, а мистер Главный Бандит берет обрезок каната со свинцовой блямбой на конце и начинает хлестать Бонда по яйцам. А тому больно, но он крепится, как настоящий героический агент, и приговаривает: "А теперь почеши здесь, а теперь — вот здесь. Знаешь, чудак, тебя ведь очень быстро убьют. И знаешь, как ты умрешь? Ты умрешь, почесывая у меня в паху". В следующей сцене, по замыслу лирической, когда Бонд оклёмывается в больнице и пытается подкатить яйца к своей подруге, предыдущая сцена продолжает прокручиваться в умах у зрителей, и совершенно невинные, типа даже "изящные" фразы Бонда приобретают особое значение. Он воркует что-то вроде: "Я не могу. Я сдаюсь… Моя броня треснула".

Вот что бывает, когда сериалу уже много лет, когда его тиражируют и доверяют режиссерское кресло всяким техасским рейнжерам (впрочем, Кэмпбелл - новозеландец). От аристократизма и иронии остается пустой гламур, позолоченные деревянные истуканы — бандиты и шпионы, да тупые застольные шутки. Уж насколько я был равнодушен к классической бондиане, когда играли Шон Коннери и Роджер Мур, а фильмы снимали Льюис Гилберт и Теренс Янг, но и то готов признать, что те фильмы обладали достоинством (госсподи, опять эти
бычьи яйца джеймса бонда) и были вполне качественными постановками.

Кадр из фильма "Казино "Рояль" (2006)
Кадр из фильма "Казино "Рояль" (2006)

Оценка: 4,0 из 10.

Режиссер: Мартин Кэмпбелл.
Сценарий Нил Пёрвис, Роберт Уэйд, Пол Хэггис,
по роману Йена Флеминга,
музыка Дэвид Арнольд,
оператор Фил Мехеукс.

В главных ролях: Дэниел Крейг, Ева Грин.
В ролях: Джуди Денч, Мадс Миккелсен, Джефри Райт, Джанкарло Джанини.

Интересные факты о фильме:

  • Дэниел Крэйг — шестой исполнитель роли Джейма Бонда. До него эту ношу несли Шон Коннери, Джордж Лэзенби, Роджер Мур, Тимоти Далтон и Пирс Броснан. При этом он первый Джеймс Бонд-блондин.
  • Все исполнители роли Бонда — английские подданные.
  • "Казино "Рояль" — 21-й официальный фильм бондианы. Кроме того существуют 3 неофициальных фильма.
  • Точная дата рождения Джеймса Бонда не называется в книгах Флеминга, однако специалисты, сопоставивши тексты, выяснили, что это - 11 ноября 1920 или 1921 года. Однако в связи с тем, что нонче Бонд помолодел, датой его рождения объявили 13 апреля 1968 года, что несомненно перемешало агенту весь феншуй. Эта дата — комбинация дня выхода романа "Казино "Рояль" и года рождения Дэниела Крэйга.
Кадр из фильма "Казино "Рояль" (2006)
Кадр из фильма "Казино "Рояль" (2006)

Читайте также на моем канале:

Шон Коннери
Владимир Гордеев28 марта 2023
Бей первым, Фредди! (1965, Дания, шпионская комедия): Закидать врага какахами
Владимир Гордеев29 октября 2023
Высокий блондин в черном ботинке (1971, Франция, шпионская комедия): У вас спина белая
Владимир Гордеев2 июля 2023