Найти в Дзене
ПОД СТУК

Почему схлопываются цистерны и часто ли такое бывает на железной дороге?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Возможно вы видели где-либо картинки (хотя, желательно, конечно, видео), где здоровая цистерна (как вариант - железнодорожная) сплющивается в один миг под действием некоторой невиданной силы. Возможно напомню, а возможно покажу впервые, как это выглядит: Согласитесь - весьма впечатляюще. Это как взрыв, только в обратную сторону. К слову, если уйти в лингвистику, то данный процесс называется имплозия (imposition с английского) - дословно сжатие. В русском языке имплозию чаще всё таки называют схлопыванием. В этой статье расскажу из-за чего такая проблема возникает, а также сталкиваются ли с ней наши железнодорожники. В основе процесса имплозии (схлопывания) лежит разница между внутренним давлением и внешним, причём в пользу внешнего. Иначе говоря, если давление окружающей среды (внешнее) больше внутреннего давления той или иной изолированной ёмкости (цистерны, бочки и тд) - то под действием внешнего давления оболочка этой сам
Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Возможно вы видели где-либо картинки (хотя, желательно, конечно, видео), где здоровая цистерна (как вариант - железнодорожная) сплющивается в один миг под действием некоторой невиданной силы. Возможно напомню, а возможно покажу впервые, как это выглядит:

Согласитесь - весьма впечатляюще. Это как взрыв, только в обратную сторону. К слову, если уйти в лингвистику, то данный процесс называется имплозия (imposition с английского) - дословно сжатие. В русском языке имплозию чаще всё таки называют схлопыванием.

В этой статье расскажу из-за чего такая проблема возникает, а также сталкиваются ли с ней наши железнодорожники.

Почему схлопывается цистерна?

В основе процесса имплозии (схлопывания) лежит разница между внутренним давлением и внешним, причём в пользу внешнего. Иначе говоря, если давление окружающей среды (внешнее) больше внутреннего давления той или иной изолированной ёмкости (цистерны, бочки и тд) - то под действием внешнего давления оболочка этой самой ёмкости деформируется.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

В нормальных условиях, в цистерне находится жидкость (реже газ), благодаря чему внутреннее давление цистерны либо сопоставимо с атмосферным, либо выше него. Также цистерна может стоять пустой, но при этом соединённой с атмосферой, таким образом давление в ней будет равным атмосферному.

Однако, если просто откачать содержимое цистерны, то внутри давление последней станет сильно ниже атмосферного (технически - вакуум) и цистерна изменится до неузнаваемости деформируется под действием внешнего давления.

Для того, чтобы предотвратить столь необратимые изменения в кошельке владельца цистерны предусмотрен предохранительный клапан, главным элементом которого является элемент сравнения (пружина), которая при чересчур высоком давлении сжимается, открывая клапан, ну а при низком давлении, наоборот, разжимается, что позволяет воздуху заполнить ёмкость.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Ну и, соответственно, допустимая разница давлений внутри цистерны и снаружи неё определяется главным параметром пружины - её жесткостью.

Практически все случаи схлопывания цистерн связаны с неисправностью предохранительного клапана.

Бывает ли такое на железной дороге?

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Данных о схлопывании цистерн на наших железных дорогах за последнее время в интернете найти невозможно. Такие случаи, если они и бывают, то очень редко, а информация о них не становится достоянием общественности. Чаще можно услышать про схлопывание цистерн на автотранспорте (в том числе и на ассенизаторских машинах).

Обусловлено это тем, что вероятность халатности в проверке или замене предохранительного клапана (при необходимости) на небольшой автобазе, или у водителя-частника - больше, чем на железной дороге.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

На последней цистерна скорее сойдет с рельсов из-за совокупности факторов, чем схлопнется из-за того, что вовремя был не заменён предохранительный клапан.

Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-6