Найти в Дзене
Жизнь и Чувства

Гладиатор 2 Ридли Скотта — апофеоз абсурда

Я искренне восхищаюсь выдающимся режиссёром Ридли Скоттом. В свои 87 лет он продолжает заниматься любимым делом, невзирая на критику зрителей и давление кинокомпаний. Он снимает высокобюджетные киноленты, уделяя огромное количество времени работе на съёмочной площадке. И это в его-то возрасте! Это прекрасный пример человека, который всю свою жизнь посвятил тому делу, которое он любит. Браво, маэстро! Гладиатор 2 Когда было объявлено о начале съёмок сиквела «Гладиатора», я, несмотря на свой изначальный скептицизм относительно идеи прямого продолжения первой части, решил непременно посетить кинотеатр и посмотреть этот фильм. Первый «Гладиатор» я по праву считаю одним из лучших представителей жанра пеплум. История генерала Максимуса, мстящего за смерть своей жены и сына спятившему императору, в своё время поразила в самое сердце огромное количество зрителей по всему миру. В числе этих зрителей был и я. Однако, что можно добавить к уже завершённому произведению, не требующему продолжения?

Я искренне восхищаюсь выдающимся режиссёром Ридли Скоттом. В свои 87 лет он продолжает заниматься любимым делом, невзирая на критику зрителей и давление кинокомпаний. Он снимает высокобюджетные киноленты, уделяя огромное количество времени работе на съёмочной площадке. И это в его-то возрасте! Это прекрасный пример человека, который всю свою жизнь посвятил тому делу, которое он любит. Браво, маэстро!

Гладиатор 2

Когда было объявлено о начале съёмок сиквела «Гладиатора», я, несмотря на свой изначальный скептицизм относительно идеи прямого продолжения первой части, решил непременно посетить кинотеатр и посмотреть этот фильм.

Первый «Гладиатор» я по праву считаю одним из лучших представителей жанра пеплум. История генерала Максимуса, мстящего за смерть своей жены и сына спятившему императору, в своё время поразила в самое сердце огромное количество зрителей по всему миру. В числе этих зрителей был и я.

Рассел Кроу в роли генерала Максимуса из фильма «Гладиатор» 2000 года.
Рассел Кроу в роли генерала Максимуса из фильма «Гладиатор» 2000 года.

Однако, что можно добавить к уже завершённому произведению, не требующему продолжения? Этот вопрос вызывал наибольшее беспокойство. Я не сомневался в безупречности операторской работы и качестве спецэффектов, актерский каст также не вызывал сомнений, но вот сценарная составляющая — сюжет — вызывала множество вопросов.

Что ж, после просмотра фильма я могу смело говорить, что именно сценарий и сама история главного героя являются ахиллесовой пятой второй части. И именно из-за этого я не стал бы никому советовать сломя голову бежать в кинотеатры. Дело в том, что примерно с середины фильма логика покидает экран, громко хлопая за собой дверью, а потому на происходящее смотришь с изрядной долей скептицизма на лице.

Дальше будут спойлеры.

Я предупредил!

Ханно и генерал Марк Акаций
Ханно и генерал Марк Акаций

В самой первой сцене фильма мы знакомимся с главным героем — нумидийским полководцем Ханно. В составе защитников прибрежного нумидийского города, он доблестно обороняется от римских войск, во главе которых стоит генерал Марк Акаций(Педро Паскаль в этой роли выглядит очень органично).

-4
-5

Что ж, по эпичности и эффектности, это одна из лучших батальных сцен, снятых за последнее время, если вообще не за всю историю кинематографа. Без шуток, атака стен города с помощью римских галер снята без изъяна и очень эффектно. Наверное только ради этой сцены и можно было смотреть весь фильм. Хотя если учесть, что сцена показана в самом начале, то и остановить просмотр тоже можно после этой сцены, что уж.

Во время боя Ханно теряет свою возлюбленную Аришат. Генерал Акаций, отдавший приказ своим лучникам убить Аришат, становится главным объектом для мести Ханно. Но свою месть Ханно сможет свершить позже, так как во время битвы он получает ранение, после чего попадает в рабство к ланисте Дензелу Вашингтону. Как там его зовут в фильме — не важно, потому что Дензел Вашингтон играет Дензела Вашингтона.

-6

Под конец фильма мне вообще стало казаться, что фильм про него и для него, а все остальные персонажи просто как наполнение состава. И именно этот перекос на значимость фигуры ланисты я считаю слишком притянутым за уши. Но об этом позже.

Вскоре мы узнаем, что Ханно, это никто иной как сын Луциллы и племянник убиенного императора Коммода. Собственно говоря, для зрителей это вовсе не секрет, так как эту идею проспойлерили в трейлере и даже в описании на Кинопоиске.

Луций и Коммод из первого фильма
Луций и Коммод из первого фильма

По сюжету второй части, после смерти Максимуса и Коммода в империи произошел переворот, а поэтому законного наследника Луция пришлось спешно отправлять из столицы на дальние рубежи, где он и стал впоследствии командующим нумидийских сил. В Риме же к власти пришли императоры-близнецы. А славный генерал Марк Акаций стал супругом Луциллы. Понимаете к какому столкновению нас подводят, да?

-8

Но наверное самый неприятный перевертыш произошел, когда зрителям заявили, что отцом Луция является сам генерал Максимус. Ради этой идеи даже изменили концовку первого фильма, где умирающий Максимус справляется у Луциллы о безопасности её сына(этот фрагмент показали в качестве флешбека).

-9

Это что же получается? Генерал Максимус, любящий муж погибшей жены и отец убиенного сына, имел бастарда от императорской дочери? Но ведь в первом фильме ясно было показано, что сыну Луциллы и сыну Максимуса по 8 лет, а сам Максимус чрезвычайно уважал покойного супруга Луциллы и безмерно любил свою жену и своего сына. Во втором фильме нам намекнули на то, что давно умерший муж Луциллы вообще являлся представителем нетрадиционной ориентации и не имел привязанности к своей супруге. А возраст самого Луция изменили, чтобы на момент смерти Максимуса и побега из Рима ему стало 12 лет, вместо 8(ведь легче поверить, что за 4 года до появления своего родного сына, у Максимуса могло быть больше возможностей заделать сыночка Луцилле, к которой он имел чувства).

В этот момент хотелось, чтобы сам Максимус восстал из могилы с заявлением о том, что это клевета, и что у него ничего не было с Луциллой. Но мертвому не давали слова! Изрядно потоптавшись по доброй памяти о славном генерале Максимусе нам показывают сцену встречи Луциллы и её сына.

Как вы думаете, мальчик, который расстался с матерью в 12 летнем возрасте, забудет как она выглядит? Конечно же нет. Но Луций, при встрече с ней, отвергает своё родство и отказывается называть себя тем, кем он является на самом деле. Свою мать он вообще не признает. Логически это очень сложно объяснить. Сложно понять откуда такое неприятие. Но совсем скоро Луций меняет свое отношение к матери(также без объяснений), и остается только удивленно вопрошать себя: «а что это вообще было несколькими сценами ранее?» Такие логические провалы очень сильно бьют по положительному восприятию всего фильма в целом и главного героя в частности. К какому-то моменту ты перестаешь верить во все происходящее, не забывая испытывать чувство негодования за плевок в Максимуса.

Ну а чтобы зритель не сильно проваливался в недоумение, ему скармливают кровавые сцены с гладиаторскими боями, повторяя некоторые боевые приемы из своего же первого фильма(ну чтобы точно было понятно, что Луций сын своего отца).

К какому-то моменту тебе становится абсолютно безразлично происходящее на экране. Создатели, чувствуя это, выкатывают свою кульминационную боевую гладиаторскую сцену — морской бой на арене Колизея!

Чего?

-10

Арену наполняют водой, запускают акул, а из ворот выходят боевые галеры! Что курили сценаристы, прописывая этот эпизод? Кто поверит в то, что арену Колизея, показанную в фильме, реально наполнить водой? Мало того, что пришлось бы полностью затопить огромные подземные помещения, в которых содержались гладиаторы, так еще как-то нужно было избежать течь воды во вне. В реальности вся эта вода быстро бы распространилась по римским улицам, а галеры пришлось бы выкатывать на колесных платформах. Ну чего удивляться, если в зале до сих пор стоит звон от захлопнутой двери после ухода логики.

Из исторических данных известно, что подобные морские бои — навмахии — действительно проводились в Колизее(который в древности назывался просто амфитеатром), но это было сделано только в момент открытия арены и до постройки подземных сооружений. Большинство морских сражений проводились на искусственных озерах, с установленными по периметру скамьями или в прибрежных водах. Поэтому, показанное в фильме нереально, так как в одних сценах нам показывают как гладиаторы выбегают по наклонной поверхности вверх, чтобы попасть на арену из нижней части амфитеатра, а в другой сцене — морской бой при полностью заполненной арене.
Даже в популярном сериале 2024 года «Обреченные на славу» заполнение водой арены амфитеатра(Колизея) сходится с историческими данными, так как события сериала проходят в годы открытия арены. Именно тогда и можно было провести навмахии на арене амфитеатра, о чем сообщали историки. Но не в годы, показанные в фильме «Гладиатор 2», так как к этому времени подземные сооружения под ареной амфитеатра уже были готовы. К тому же в сериале очень правдоподобно изображена сама навмахия: воды было налито примерно до колен, использовалась небольшая плоскодонная ладья, а вместо акул запустили крокодилов.

Примерно с середины фильма начинает расти роль ланисты в исполнении Дензела Вашингтона, который в конечном итоге прибирает к рукам всю власть в Риме. Увы, своей напыщенной и манерной игрой Дензел только отталкивает от себя. Ему очень далеко до Оливера Рида, который исполнял роль ланисты Проксимо в первом фильме.

-11

В допуск ланисты на такой высокий политический уровень очень сложно поверить. Ну а про подчинение преторианской гвардии, готовой сражаться против римских легионов за ланисту, я вообще промолчу. Хотя это уже не так важно после всего показанного прежде, так как ты с нескрываемым безразличием ждешь конца этого апофеоза абсурда.

В последние 30 минут события настолько ускоряются, что ты уже не успеваешь следить за повествованием. То Луцилла приходит к сыну в камеру, то она сама находится в камере, и тогда не понятно, кто её пускал к сыну, если она под арестом. То толпа бастует, готовясь снести власть императоров-близнецов, то в следующей сцене та же толпа в ожидании предстоящих поединков восседает на скамьях Колизея. Затем толпа снова ревет, и вот уже преторианцы расстреливают женщин из толпы. В это время римские легионы снимаются со своего лагеря и идут в Рим ради Луция, про которого им сказали, что это внук Марка Аврелия и сын Максимуса, продемонстрировав кольцо Марка Акация. Чего?????

Короче. Кто-то бы сказал в этот момент, что режиссерам нужно уметь уходить во время, но я так не скажу, потому что повторюсь: пример Ридли Скотта, занимающегося на закате жизни любимым делом очень положителен. А то что из этого получается не очень убедительное, вторичное, нелепое попкорновое кинцо, не так важно. Без плохих примеров разучишься ценить хорошие!

-12

P.S. Исполнитель главной роли Пол Мескал очень старался показать ярость и мстительность своего персонажа, но ему не хватило одного очень важного качества — хладнокровной суровости. У Рассела Кроу, в роли Максимуса, она была.

Успели посмотреть этот фильм? Поделитесь своими впечатлениями.