Артисты массово выпускают рождественскую музыку: десятки альбомов, синглов, клипов. Так это только у нас или во всём в мире? Разберёмся. Рождественская музыка – это очень много денег. По подсчётам «Billboard» из года в год рынок рождественской музыки составляет примерно 180 млн. долларов. Если думаете, что многих артистов знаем исключительно через их личные песни, то это далеко не всегда так. Многие из них, например, Elvis Presley, на самом деле, заработали на Рождестве.
Первый альбом Elvisа положил начало рок-н-роллу и сделал его популярным на много лет. Однако, буквально через год он выпустил рождественский альбом, который стал трижды платиновым. А ещё через три года снова выпустил рождественский альбом, который тоже стал трижды платиновым. Elvis не единственный, чьи песни ассоциируются с Рождеством. Если говорить о западной музыке, написанной 50-60 лет назад, мы слышим её перепевки. Одним из крупнейших артистов в этом жанре является Michael Bublé.
В Америке в 1942-м стала популярной песня «White Christmas» Irving Berlin. Чуть позже её спел Harry Lillis «Bing» Crosby, в исполнении которого она стала мегахитом. По подсчётам на сегодня эта песня во всех её вариантах продана в количестве более 100 млн. физических копий. Абсолютный рекорд для любой музыки, причём не только рождественской. Вот, только загадка почему мы слушаем песни, выпущенные 50-60 лет назад. У нас, на Западе, в Америке много материала, который можно назвать относительно свежим.
Это довольно смешно в контексте того, что песни, которые вышли 30-40 лет назад: «Last Christmas» группы «Wham!» и «Fairytale Of New York» группы «The Pogues» (обе выпущены в 80-х), ну, и, конечно, мегахит – «All I Want For Christmas Is You» от Mariah Carey стали закрывающими. Именно Mariah Carey раздаётся «из каждого утюга» и спустя 25 лет, после её выхода, она заняла первое место в чарте «Billboard» в Рождество с 2019-го. Так произошло с этой песней ещё несколько лет подряд. По подсчётам EMI песня собрала всего более 60 млн. долларов. Только эта песня приносит Mariah Carey более 400.000 у.е. Артистка даже хотела зарегистрировать торговую марку «Queen of Christmas», но что-то юридически не сложилось. Вероятно, кто-то не хочет, чтобы эта песня приносила доход только одному человеку.
Из этого следует резонный вопрос. Если рождественские песни – это такая классная экономическая штука, которая может принести тебе столько денег, то почему все не пишут рождественские песни?
На самом деле рождественской музыки издают очень каждый год. Нюанс в том, что мы её не слышим. Она теряется в потоке всей остальной бесконечной музыки. Но, главная причина в том, что Рождественская музыка должна создавать атмосферу дома, уюта, именно ностальгического возвращения в детство и семейное окружение. Ты не вернёшься в атмосферу семейных праздников и детства через новую музыку, потому что она новая по определению. Соответственно гораздо легче понять, что наступило Рождество, включив Frank Sinatra, Mariah Carey, Michael Bublé и спев вместе с ними старые хиты.
Есть два фактора. Первый – это уже хит по определению и не нужно ничего придумывать. Второй – он, скорее всего, свободен от авторских прав, так как срок действия авторских прав – 70 лет после смерти автора. Однако, если записываешь новый перепев, тебе не надо платить за песни, которые написаны много лет назад. Получается много кавер-версий, и они будут продолжать создаваться в большом объёме. Потому что это банально выгодно.
В странах СНГ с авторскими правами похожая ситуация, те же 70 лет, но только Рождество здесь ассоциируется не с популярной, а с фольклорной музыкой: колядки, щедривки, обрядные зимние песни. Не трудно догадаться, что фолклорная музыка не облагается авторским правом. Её автор – народ. Соответственно, некому платить. Всё, что остаётся артисту, – создать свою аранжировку, записать и выпустить в свет. У тебя нет дополнительного контрагента.
Самой популярной фолклорной песней в мире является «Щедрик». В Америке она известна как «Carol of the Bells». В США её впервые сыграли в 1922-м. Соответственно, в 2022-м ей исполнилось 100 лет, что торжественно праздновали. «Щедрик» Николая Леонтович звучал во многих вариациях и в принципе в Америке закрепился во много благодаря фильму «Один дома», где композитор Джон Уильямс адаптировал её под фильм, и она фактически стала рождественской классикой.
Но, всё ещё остаётся вопрос: почему к рождественским песням начали возвращаться только сейчас и так массово? Вероятно, это связано с историей празднования Нового года. Так случилось исторически, что во времена СССР праздник Нового года носил статус более пролетарского, менее буржуазного, соответственно и традиции подгонялись совершенно новые. Попытки искоренить католическое Рождество в головах граждан носили навязчивый характер: дошли до того, что в колядки вместо Иисуса поставили Ленина, комсомол и октябрь. Это выглядело довольно дико, но, по сути, традиция Нового года заменила традицию Рождества. Рождество почти не праздновалось. Праздновали именно Новый год.
С ростом популярности телевидения, на Новый год стало удобно имплементировать средства массовой информации, показывать советские фильмы про новый год с месседжами об этом празднике: о советской жизни, включённом «голубом огоньке», который активно показывали до 2014-го. Самым ярким новогодним фильмом, ознаменовавшим приход «хрущёвской оттепели», стал музыкальный фильм «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова с участием студентки Людмилы Гурченко под аккомпанемент джазового оркестра Эдди Рознера.
Новогодние и рождественские песни имели разный идеологический подтекст: движение в направлении Москвы или в направлении Европы, и западного мира. Разность векторов определяла общественную культуру празднования и репертуар ежегодно прослушиваемых песен. Сейчас снято много видео, где люди пытаются анализировать, что делает рождественскую песню рождественской.
Там много весёлого, например, аккорд ре-минор в определённой позиции, но, в принципе, никто этого действительно не знает. Кроме того, что необходимо добавить колокольчики. Колокольчики всегда всё делают лучше. Современные артисты, которые пытаются писать рождественские и / или новогодние песни. Но, чтобы песня получила какую-то атмосферу праздника, должно пройти не менее 10 лет плюс фактор удачи: она должна попасть в саундтрек кино с крайне необычной историей.
Просчитать этот шанс почти невозможно. С другой стороны, это случай, когда риск стоит усилий. Потому что, если ваша песня станет действительно праздничной и создаст атмосферу, вы станете экономически обеспечены на ближайшие 50 лет.
В этом плане современные авторы и / или исполнители очень креативны и большинство артистов, которые работают с рождественским материалом, подходят к нему инновационно. Пытаются что-то перепеть из периода колядок с электронным метамодерновым звучанием. Новая радость возможна в новой рождественской музыке. Если, слушая эти песни, у вас возникает атмосфера рождества, где бы вы на самом деле не находились, это значит, что эта музыка работает. Это значит, что она написана не зря.
Материал подготовил креативный и исполнительный продюсер лейблов «MIRMIRU Music» & «Endless Happiness» Александр Бессмертный, 2024.