Фотоснимков лагерей ГУЛАГа почти не осталось — лишь изредка туда удавалось попасть людям с фотоаппаратами. Разумеется, самый ужас они не снимали — фотографируя лишь то, что было позволено, но всё равно — каждый такой фотоснимок сейчас на вес золота.
Заключённые ГУЛАГа на строительстве Беломорканала. Фото 1932 года. Все "экономические чудеса" делались тяжелейшим ручным трудом лагерных рабов — за исключением того, что в СССР рабами были не пленные варвары, а собственные граждане. Только по официальным данным на строительстве Беломорканала погибло больше 12 тысяч человек.
Работы по строительству Трансполярной магистрали, ныне ставшей дорогой-призраком — на каждые несколько километров которой приходится по одному заброшенному лагерю. Работы велись без проектно-сметной документации а, десятки тысяч из которых погибли — в основном на так называемых "Стройке 501" и "Стройке 503". Точных данных о погибших людях нет до сих пор.
Зимние работы узников:
Летние работы узников в каменоломнях:
Заключенные на возведении шахты Юнь-Яга, 1937 год.
Строительство одного из лагерных бараков. Как правило, бараки возводились силами самих заключённых из дерева.
Внутри одного из лагерных бараков.
На фото ниже можно увидеть ворота Воркутлага с надписью "Труд в СССР — дело чести, дело славы, дело доблести и геройства!"
Ещё одно фото, сделанное внутри лагерного барака. На нём можно увидеть сколоченные деревянные нары, на каждой из шконок. Зимой из-за холода заключённые спали прямо в той же одежде, в которой работали.
Лагерное построение.
На территории лагеря. Каменное строение из дефицитного кирпича справа от вышки — возможно, карцер, в который отправляли непокорных заключённых, не желавших мириться с лагерными порядками.
Заключённые лагерей носили робы с нашитыми на них номерами — на снимке можно увидеть узника Воркутлага с нашитым номером на шапке, на брюках и на спине.
Мужчина и женщина, с нашитыми на одежде концлагерными номерами.
А это — женский барак одного из лагерей ГУЛАГа. Как известно, женщина в СССР была уравнена в правах с мужчинами.
Внутри женского барака. В центре кадра можно увидеть женщину с нашитым на шапке концлагерным номерм "З-966".
Примерный состав работ женщин. Укладка шпал:
Работы в каменоломнях. Сколько женщин на этих работах погибли, остались инвалидами, навсегда потеряли возможность иметь детей — не считал никто...
Помимо женщин — в лагерях были и дети. Туда попадали, во-первых, "осуждённые по малолетке", а во-вторых — дети тех, кого система посчитала "врагами народа".
Погибшим заключённым, тем кому "повезло" — после смерти ставили табличку с личным лагерным номером. "Судьба" навсегда отняла у человека его имя, полученное при рождении, и даже после смерти он будет лежать под лагерным номером. Тем кому повезло меньше — просто сваливали в общие могилы без всяких надписей...
Почему люди не бежали из ГУЛАГа? Во-первых — бежать было некуда, кругом чаще всего были пустые степи и леса с практически вечной зимой. Во-вторых — людям давали ложную надежду — мол, поработай и всё будет хорошо. На самом деле система ГУЛАГа старалась уже никогда не выпустить человека, который хотя бы раз попал в её лапы — Варламу Шаламову добавили десять лет лагерей за то, что он назвал Бунина "великим русским писателем". Этот факт не имеет прецедента в истории литературы. Но не всегда обращают внимание на резюме Шаламова к этому факту (в рассказе «Мой процесс»): «Это имело значительные последствия и, может быть, спасло мне жизнь». Отныне, поясняет автор, он перестал быть лагерником «со страшной буквой «Т» («троцкизм»), обреченным на уничтожение, и перешел в категорию обыкновенных АСА, «антисоветчиков», которых тьма и которым уготована, как бы то ни было, лучшая участь.