Где: Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Адрес: Лаврушинский переулок, 12
До: 16 февраля 2025
Третьяковская галерея представляет выставку, посвященную Филиппу Малявину и Абраму Архипову, художникам, в чьем творчестве образ улыбающейся русской крестьянки одетой в ярко-красный сарафан стал символом широты русской души.
Выставка позволит вам познакомиться с необычными биографиями двух мастеров, понять, в чем сходства и отличия их методов работы, а главное – просто насладиться буйством красок, будоражащим колоритом, переливами пурпурного и алого, задорной яркостью цвета.
Жизненный путь Филиппа Андреевича Малявина был невероятным, под стать его творениям: ярким, бурным, экспрессивным, динамичным.
Деревенский мальчик из обнищавшей многодетной семьи из Самарской губернии все время что-нибудь лепил из глины, вырезал фигурки из дерева, рисовал угольками на печке или стенах. Вместе с афонским монахом, приехавшим навестить родственников, отправился в Грецию обучаться иконописи. Деньги на дорогу земляку собирали всей деревней.
Прибывший в декабре 1891 года на Афон скульптор В.А.Беклемишев заинтересовался работами молодого послушника и убедил Малявина уехать в Петербург для обучения в Императорской Академии художеств в Петербурге.
В результате реформирования Императорской академии художеств при ней было создано Высшее художественное училище, и в 1894 году Малявин начал там заниматься в мастерской Ильи Репина.
Выпускная работа Малявина «Смех», изображающая баб в красных одеждах на зелёном лугу, была отклонена Советом профессоров академии за бессодержательность. Ученики Репина Махарбек Туганов и Михаил Авилов вспоминали: “Все студенты знали, что если Репин участвует в совете, то он никого из учеников не даст в обиду. Так было, например, когда его ученик Малявин написал свою знаменитую картину “Бабы”. Исполненная в широкой, остроиндивидуальной манере, картина, по мнению совета, не соответствовала академическим канонам. Атмосфера на заседании совета сгущалась. Студенты в ожидании результатов толкались в длинных темных коридорах. До нашего слуха доносились гневные выкрики Ильи Ефимовича. “Вы – душители таланта! Ретрограды!” Поднялся невообразимый шум и вскоре разгневанный Илья Ефимович покинул зал заседания.” В итоге было решено дать выпускнику Малявину звание художника за цикл портретов, написанных ранее.
Из всех портретов родных и односельчан, созданных в 1890-е годы, Малявин считал портрет старухи наиболее удачным и долго не хотел продавать его. Посмотрите на сколько всё правдиво в образе этой пожилой женщины: и асимметричность лица, и покрасневшие веки, и жилистые натруженные руки, и немного сбившийся платок. Во взгляде видна усталость от прожитой жизни, но в тоже время цельность характера.
«Девка» - картина, прославляющая национальную красоту и народную силу. Прикрывая рукой смеющийся рот, красавица смотрит на зрителя сверху вниз, не скрывая свой буйный темперамент. Еще доля секунды, и эта девка закружит вас в своем танце, заворожит и сведет с ума.
Художник пишет деревенских девушек, укрупняя их фигуры, делая тем самым каждый образ монументальным.
Заметьте, что героини Малявина никогда не заняты трудом, они танцуют, поют, кружатся в хороводе, смеются.
“Огромное малявинское полотно буквально ослепляет…Чем-то стихийным веет от этих могучих баб-богатырш, несущихся в вихре стремительной пляски. Словно сказочные героини старорусских былин, из хаоса восставшие дочери Микулы Селяниновича проносятся перед зрителем. Опьяняют яркие, горячие тона резких красок, также будто стремящихся в бешеном вихре одна за другой.” – так писал обозреватель газеты «Новости дня» в 1906 года после открытия 3-й выставки «Союза русских художников».
Репин писал: «“Вихрь” … восхитил меня …Вот символ жизни 905 и 906 гг.!!! Вот она: бесформенная, оглушительная, звонкая как колокола и трубы, оргия красок… Еще издали вся картина кажется колоссальным кровавым потопом…». Действительно, нельзя не провести параллель с революционными событиями 1905 года. Ярко красный цвет одежд крестьянок, был воспринят не только как цвет национального костюма, но и как цвет революции.
В 37 лет художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и командирован от Академии на три года за границу.
Его однокурсница Анна Остроумова-Лебедева, тоже ученица Репина, случайно встретив Малявина за границей, писала: «В 1892 году я встретилась с застенчивым, растерянным и одиноким «монашком» в одежде, похожей на подрясник, — он молчал, опускал глаза и крестил лист бумаги перед тем, как начать рисовать. Прошло десять лет, и уже в Париже я увидела «европейца» в пальмерстоне, цилиндре, ярко-рыжих перчатках и таких же башмаках. Выглядел «европеец» нелепо, но вел при этом себя очень вызывающе».
Крестьянская тема, наметившаяся в ранних работах, развивалась на протяжении всего творческого пути Малявина.
Художник пытался найти иные источники вдохновения, например, написав «Автопортрет с женой и дочерью», однако ничто не имело такого успеха как простые русские женщины в ярко-красных одеждах.
Даже после революции в эмиграции, Малявин продолжил писать русских крестьянок, но они уже не были наделены той глубиной и витальностью, как героини знаковых произведений мастера. Находясь вдали от родной земли, живописец говорил, что вне родины искусства нет.
Абрам Ефимович Архипов, ученик В.Г. Перова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, родился в селе Егорово Рязанской губернии, в бедной крестьянской семье, едва сводившей концы с концами.
С детства он рисовал везде, чем угодно и на чем угодно.
Каждое лето набивался в ученики к заезжим иконописцам, затем познакомился с вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества Зайковым, который взялся готовить его к поступлению.
Семья отнеслась к стремлениям будущего живописца с пониманием и каким-то чудом смогла найти средства, чтобы отправить пятнадцатилетнего юношу в Москву. В 1877 году он осуществил свою мечту – сумел поступить в художественное училище.
В Москве он получает звание «классного художника», он начинает преподавать в художественном училище, вступает в Товарищество передвижных художественных выставок.
В 1914 году Архипов написал полотно «Гости», на котором были изображены четыре молодые женщины в красных крестьянских костюмах, сидящие в горнице у окна. Работая над картиной, художник делал много этюдов с натуры в Рязанской, Тверской и Тамбовской губерниях. Именно тогда он и пришел к мысли о создании портретов крестьянок как отдельных, самостоятельных произведений. Константин Коровин восхищался полотном и писал одному из знакомых: «…до сих пор я не видел ни в русской, ни в иностранной живописи ничего подобного, нельзя рассказать, в чем дело, замечательно переданы свет и деревья; как будто вы приехали к каким-то родным людям, и когда вы смотрите на картину, вы делаетесь молодой».
Лучше всего смысл этих полотен передал Владимир Гиляровский в стихотворении, посвященном Абраму Архипову:
Красным солнцем залитые
Бабы, силой налитые,
Загрубелые,
Загорелые,
Лица смелые.
Ничего-то не боятся,
Им работать да смеяться.
— Кто вас краше? Кто сильней?
Вызов искрится во взорах.
В них залог грядущих дней,
Луч, сверкающий в просторах,
Сила родины твоей.
Замысел картины "Прачки" родился у Абрама Архипова во время посещения прачечной неподалеку от Смоленского рынка в Москве. Художник работал над полотном в течение нескольких лет. Он вспоминал, что, когда раз за разом возвращался в прачечную, видел все по-новому, поэтому не единожды переосмысливал содержание своей работы. Архипов подчеркивает тесноту и духоту полуподвального помещения, где женщины заняты ежедневным тяжелым трудом. Лицо одной из них обращено к окну, из которого льется яркий дневной свет, будто дающий надежду на выход из беспросветной рутины. Увлекали Архипова и живописные задачи: изображение тяжелых клубов пара и влажного пола прачечной.
Старик-послушник вышел из своей кельи, возможно, чтобы покормить птиц и порадоваться солнечному дню. Бытовая сцена в картине обретает глубокий христианский смысл: кормление птиц небесных воспринимается как богоугодное дело, а сад при храме отсылает к образу райских кущ.
Крестный ход движется к горизонту. Туда же, к границе неба и земли, устремлены взоры провожающих. Почти все изображенные на полотне люди повернуты к зрителю спиной. Они погружены в благоговейное созерцание процессии, и художник целомудренно избегает показа их чувств.
Очень рекомендую вам посетить выставку, это гимн жизни, а не просто экспозиция картин!
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Третьяковская_галерея #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Адепты_красного #Абрам_Архипов #Филипп_Малявин