Можно бесконечно спорить, какая к-поп группа лучше, и кто кого пытается скопировать. догнать и перегнать. На само деле у каждой популярной группы есть собственная формула успеха. По-другому никак. Потому что, казалось бы, что проще – взять и просто повторить успешную схему, чтобы, не напрягаясь, получить еще одну популярную группу.
И ведь пытаются многие. Даже крупные к-поп компании время от времени выпускают в индустрию айдолов, стиль которых практически скопирован со старших групп. Но едва ли подражатели добиваются успеха. Во-первых, публика не любит копирку. Во-вторых, музыка не так проста. Легко выступать в том же стиле, но очень трудно повторить уникальное звучание.
Baby Monster от YG Ent. поначалу подражали BlackPink, а NMIXX, группа JYP Ent., к примеру, пытались скопировать микс стайл Stray Kids. И получали в свой адрес если не хейт, то увесистую порцию критики. Публика сменила гнев на милость только тогда, когда девчонки стали пробовать свое оригинальное звучание.
А сколько раз обвиняли в плагиате и известных айдолов, и группы поскромнее, не пересчитать. Но это лишь доказывает, что запоминаются и добиваются успеха только те, кто предлагает что-то если не новое, то уникальное и отличное от других.
Я расскажу преимущественно о тех к-поп группах, которые слушаю, и постараюсь немного проанализировать их музыкальную формулу успеха. Как всегда, не претендую на истину. Хотя – фанаты к-поп понимают – не всегда мы айдолов любим за музыку:)
2PM
О тупиэшах много писала. Тут проще дать ссылки на статьи и видеоролики:) Могу сказать, что 2РМ состоялись во многом благодаря успешной концепции звероайдолов. У них хорошая музыка, как минимум для своего времени, но не сказать, что песни прям уникальные. Скорее их энергичная музыка хорошо легла сначала на их хип-хоп стиль, а затем на мужественную и чувственную концепцию.
Но если спросить меня, почему я до сих пор не только смотрю (это-то понятно:), но и слушаю 2РМ, то на это есть три причины. Во-первых, мне нравится. Во-вторых, их песни музыкально не самые сложные, но в этом как раз их плюс. Спокойный куплет, энергичный припев, еще более вокально и музыкально энергичная концовка. Даже предсказуемо, какую часть песни кто из тупиэшей будет петь.
Такая универсальная схема песен. Но она же самая приятная. «Бум-бум» и «ёу-ёу-ёу» – это круто и стильно, но иногда хочется просто красивой несложной мелодии. Танцы 2РМ со временем еще сильнее умиляют. Сейчас каждая группа ставит невероятной сложности хорео, а тупиэши танцевали от души.
В-третьих, сейчас практически у всех тема песен – мы круче вареных яиц. Во времена 2РМ пели больше про любовь. Вот ТХТ тоже про любовь поют (сужу по заглавкам), но у них мальчиковая концепция. А тупиэши – гарные парни, которые и пострадают в клипах, и очаруют. и девчонок полапают:)
BlackPink
В одной из статей тоже писала, что BP нашли свое фирменное звучание. Вернее, их продюсер Тедди Пак вывел успешную музыкальную формулу, которую, собственно, и назвали его именем – формула Тедди. Справедливости ради надо сказать, что не один Тедди, конечно. Там целая продюсерская команда, включая, к примеру продюсера Чойс37, который, по-моему, BM сейчас занимается.
Кто-то скажет, что BlackPink сами были скопированы с 2NE1, другой женской группы YG Ent., которых тоже продюсировал Тедди. Отчасти так и есть, но в музыкальном плане продюсерская команда YG достигла пика креативности именно с BP.
Формула Тедди началась с «Ddu-du Ddu-du», продолжилась в «Kill This Love», «Pink Venom», «How You Like That». Тедди скрестил хип-хоп с мелодичным электропопом, добавил танцевальный ритм, восточные мотивы, торжественные духовые инструменты, кричалки, дэнсбрейк. И фирменное – совершенно немузыкальный припев, который обычно состоит из «ра-та-та-та» и т.п.
Есть, конечно, у BP разные песни, но заглавки, как правило, следуют одной формуле. А заглавки в к-поп как кутюрные коллекции – самовыражение айдолов и их продюсеров. Именно по заглавкам прослеживается стиль группы.
Кому-то не заходит такая пафосная мешанина, но миллиардные просмотры клипов, миллионный концерты и редкие, но суперудачные камбэки, говорят о том, что команда Тедди отточила музыкальный стиль девчонок до совершенства. Сколько раз пытались формулу Тедди повторить разные группы, но даже не приблизились к оригинальному звучанию.
BTS
Я, честно скажу, поклонница ранних BTS. Их англоязычные синглы мне уже не с таким восторгом зашли, а соло скорее не нравится, чем нравится. Музыка ранних BTS разрывная, энергичная, мощная, эпичная, объемная, с потрясающим битом, разнообразным рэпом, классными вокальными сегментами. АРМИ, которые не любят Скизов из-за их шумной концепции, наверное, подзабыли такие песни бантан, как «Not today», «Fire», «MD» или «Dope:)
Мне кажется, что музыкальный успех BTSслучился во многом потому, что продюсерская команда и парни делали удивительные вещи. Добавь чуть современного лоска «Not today» или «Fake love» и это по-прежнему будут хиты наравне с самыми удачными камбэками групп последних поколений. Но у бантан песни еще не были настолько сложными как у следующего поколения, из музыки они не сделали гремучую смесь как у BP, но при этом ушли от стиля групп своих предшественников в сторону молодежного хип-хопа.
Но только вначале у бантан был чистый хип-хоп («No More Dream», «Boy in Luv», «War of Hormone»), потом появляется электронная музыка («DNA», «Fire», «MicDrop»), латино в «Airplane Pt.2», а «Boy with Luv» вообще няшная попса. Англоязычная тройка песен – это и смена стиля, и чистой воды конъюнктурщина – надо было сочинить музыку на мировую аудиторию.
И вот тут мне всегда было интересно проследить музыкальный путь BTS в параллели с историей BP. BP нашли свою золотую формулу и, по сути, каждый камбэк копировали самих себя. BTS, наоборот, старались каждую эру разнообразить. Но обе группы, выбрав в плане музыки диаметрально противоположные направления, добились невероятного успеха.
Aespa
Aespa – это плотная электронщина, истеричный инструментал и характерная для SM Ent. немного нервная рваная музыка. Опять же, говорю про заглавки. Собственно, я не стэню Эспу, чтобы разбираться в би-сайдах. Но благодаря альбомам 2024 года у группы появился как минимум еще один поклонник в моем лице:)
У них была прекрасная заглавка «Armageddon», еще более крутая предзаглавка «Supernova» и недавняя «Whiplash», которая лично меня окончательно покорила. И, видимо, не только меня, потому что Эспа в этом году собрали кучу дэсанов.
За четыре года девчонки вообще круто прокачали свой стиль. Они, во-первых, нашли свой крутой концепт, отличный от известных BP или Twice, или их конкуренток NewJeans (конкурентки ли «джинсы» им теперь, еще вопрос). Во-вторых, Эспа, в отличии, например, от Itzy, придерживаются одного стиля, да еще круто в нем прогрессируют. Клубную электронную музыку трудно разнообразить, но у их продюсерской команды это получаются.
Последние их песни мне понравились тем, что они стали более музыкальными. Девчонкам можно подпевать, а не просто дергаться под бит. Поэтому мне, например, не особо зашли «Drama» или дебютка «Black Mamba», хотя как песни в жанре электронной музыки они хороши.
Единственный минус для меня в девчачьих группах 4-5-х поколения – они визуально и вокально подобраны как под копирку. Из-за стремления компаний набрать универсальных красавиц и вокалисток в девчачьих группах исчезла уникальность. Когда BP с дебютной «Boombayah» выступали на разных шоу, они все выглядели по-разному, пели по-разному (ну невозможно спутать Лису и Розэ, к примеру) и танцевали местами забавно и неловко. Но зато отличались от других.
Возможно, выхолощенная хореография и внешность кукл Барби у девчонок Эспы оправдываются их концепцией – типа они из виртуальной реальности. Тогда еще понятно. Если девчонки продолжат выпускать такие же бoмбичeские песни как в этом году, то, уверена, они точно запомнятся и выделятся из общей массы девчачьих групп, несмотря на то что на первый взгляд кажутся похожими на остальных.
Stray Kids
Stray Kids – это гармония в хаосе. Они миксуют всё со всем: клавишные с духовыми, быстрый темп с медленным, низкий голос с высоким, няшные образы с крутыми, забористый агрессивный реп с мелодичным вокалом, спокойную музыку с тревожной и угрожающей. Их музыка, помимо того, что она громкая и мощная, еще и креативная.
Парадокс Скизов в том, что фанаты знают, какой стиль песен от них ожидать, но парни все равно каждый раз удивляют. Они ломают структуру песни, придумывают интересные, порой сумасшедшие фишки типа возможности каждому юниту выступить в «JJAM» или дикие визги в «Case 143». Даже невозможно угадать, кто какую часть в новой песне будет исполнять, потому что парни постоянно тасуют свои партии. Вот в 2PM я знаю, что припев скорее всего отдадут Минджуну и Чуно, завершит песню тоже Минджун, рэп – Тэкён и Чансон, куплет – Уён и Никкун. У Скизов трудно угадать.
Выше писала, что BP пели в одном стиле, BTS, наоборот, пробовали разное. Про Stray Kids можно сказать, что они на протяжении всего своего многолетнего творческого пути создают стандартную для себя музыку, при этом делая ее постоянно разной. И так же как вайб BP невозможно скопировать, стиль музыки Скизов невозможно повторить. Иногда пытаются, но получается либо слишком пресно, либо хаотично.
ЕХО
ЕХО в последнее время как-то незаслуженно забывают, по крайней мере в русскоязычном к-поп комьюнити. Хотя, как мне кажется, если хочешь послушать настоящий качественный к-поп – послушай Эксо. Парни исполняют ту музыку, за которую многие корейскую попсу и полюбили.
В музыке EXO, как вообще в стиле SM Ent. при Ли Су Мане, я бы выделила две характерные особенности. Первое – парни очень любят креативить. Не так как сейчас, а по-своему. Музыка Эксо не такая по-западному агрессивная, она более попсовая, но очень разнообразная. В том числе и поэтому заходит корейцам.
Есть у Эксо песни с элементами фанка («Love Me Right»), роковая «МАМА», джазовая «Coming Over» и, конечно, красивые баллады типа «Baby Don't Cry». А знаменитую «Tempo» вообще можно назвать «богемской рапсодией» к-поп. В этой песне столько разных частей: хип-хоп, фанк, поп-музыка, классическая инструментальная музыка, даже акапельное пение присутствует и дичайший автотюн с потусторонним вокалом Бэкхёна. И пусть сейчас некоторые такие моменты смотрятся кринжово, тогда, лет десять назад, Эксо были во многом новаторами.
Вторая особенность стиля SM – из-за экспериментов с музыкой эта самая музыка не всегда заходит с первого раза. Ее, что называется, надо раскушать. Но что касается ЕХО, их песни как раз залетают сразу. Потому что к интересной музыке прибавляется просто фантастический вокал. Один Чен чего стоит. Или Бэкхён. Или ДиО…
Ateez
Тизов я бы сравнила с командой КВН времен 2000-х типа «Владивостока» (тест на возраст:) ). Они считались хорошей командой, но никогда не становились чемпионами. А когда смотришь на команды КВН сейчас, то понимаешь, какие тогда, 20 лет назад, на самом деле были крутые КВНщики и насколько уровень юмора тогда был выше. Так и с Тизами. Они вроде бы не считаются лидерами поколения, с наградами их часто обходят, но насколько высок уровень качества их музыки.
Про Ateez тоже уже не раз писала. Считаю, что половина успеха парней заключается в их продюсерской команде. Им пишут классную, современную, крутую, мощную, креативную музыку. А вторая половина успеха – сами парни. Пока остальные айдолы и их фанаты спорят, кто круче, у кого больше наград, кого активнее продвигают, Тизы просто выпускают свою музыку.
Их музыка такая же разная, как и сами парни. Ateez доказали, что вытягивают любую концепцию: мрачную, элегантную, шумную, смешную, роскошную, bad boy... Ну только что в ванильной нежнятине я их плохо представляю. Они умеют постебаться («Work») и даже здорово реинкарнируют стиль групп второго поколения («Deja Vu»). Ateez как самородки, как большой бриллиант в короне к-поп.
На Тизах я и закончу. Конечно, это далеко не все популярные и успешные к-поп группы, а только те, которые я слушаю или более-менее слушаю:)