Ко Си-Чи (Кэ Сицзе) родился в 1929 году в Тайнане, Тайвань.
В подростковом возрасте он стал свидетелем того, как разорилась его состоятельная семья, как умерла его мать, как был разрушен семейный дом во время бомбардировок ВВС США.
Был он и свидетелем лет "Белого террора" правительства Гоминьдана.
"После 28 февраля, в период Белого террора, жизнь стала полна страха, если вы сказали что-то не то, вас могли поймать и застрелить в любой момент. Я часто просыпался посреди ночи, а дьявол в темноте холодно смотрел мне в глаза".
В 1947 году Ко окончил Промышленную школу Гаосюна, основанную еще в период японской колонизации. Он поступил на работу в компанию по производству щёлочи, служил чертёжником в техническом отделе.
Директор, японец, уезжая с Тайваня, подарил ему складную камеру Welta. Юноша увлекся фотографией, которая была в новинку для жителей острова. Но до карьеры профессионального фотографа было еще очень и очень далеко.
В 1950 году Ко вступил в армию добровольцем, попал в первую тайваньскую сержантскую группу. Но муштра и коррупция привели к тому, что он дезертировал. После полутора лет скитаний юноша сдался властям, отбыл наказание и отслужил положенный срок.
Его первая возможность официально изучать фотографию появилась только в 30 лет. Ко уехал в Японию, поступил в Токийский колледж фотографии. Обучался он у известного фотографа Сигэмори Коэна. В это же время Ко также увлекся литературой, классической музыкой.
В 1962 году Ко провёл свою первую персональную выставку фотографий в Гаосюне. Искусствовед Ку Сянь-Лян пригласил начинающего фотографа приехать на Тайвань.
Объектив Ко Си-чи увековечил историю Тайваня. Множество снимков, таких, как "Лунный мир", уникальный ландшафт холмистой местности на юге Тайваня, "Танцоры возле "Головы королевы"— скалы в геопарке Йелиу, стали частью коллективной памяти целого поколения. Снимки эти были сделаны до того, как Тайвань наводнили толпы туристов.
"Если фотографу не хватает гуманности, глубина его работ сильно потеряет в выразительности. Если то, что вы видите своими глазами, ограничивает вас, то то, что вы чувствуете сердцем, освободит вас"...
Один из шедевров Ко Си-Чи, "Слепая мать", демонстрирует его слова.
"Однажды я поехал фотографировать на полуостров Чжунчжоу в Гаосюне. Я встретил слепых — мужчину и женщину. Они и двое их детей просили милостыню. Много времени спустя я снова встретил эту женщину. Отец семейства умер, а детей было уже трое.
Я сказал ей: "Поторопись и отдай ребенка в приют. Слепая на мгновение остановилась и сказала: "Спасибо вам, но ребенок счастлив лишь на руках у матери".
Много лет спустя я услышал, что она действительно воспитала всех детей одна".
Ко вскоре переехал в Нью-Йорк. Он работал за 65 долларов в неделю в студии коммерческого фотографа Силано, затем открыл собственную студию. Работы его покупали известные журналы, но сам Ко стремился не к деньгам, а к опыту: узнать, что стоит за креативностью и профессионализмом коммерческой фотографии.
После восьми лет, проведённых в Нью-Йорке, он стал знаменитым и богатым, но этот успех внушал Ко лишь чувство опустошённости. Он закрыл студию, сжёг все свои работы и целый месяц хандрил.
"Мне было уже за 50, и я задавался вопросом, неужели это и есть вся жизнь".
И снова Ко отправился в странствие по бескрайнему миру. В Амстердаме он купил подержанный автомобиль, а с собой взял лишь самые необходимые вещи да фотоаппарат Никон.
Начинать все сначала... и снова ... Искать то, что скрыто в сердце — история всей жизни Ко.
Многие из его самых важных работ, в том числе "Присутствие Венеры", "Дерево и стена", "Оле, Антонио", были созданы в то время. Ко наконец нашёл то, что искал, — пересечение времени, пространства и его внутреннего "я", запечатлённое в одно мгновение. Именно это и составляет суть эстетики его работ.
Композиция и цвет на снимке "Присутствие Венеры" — особенно встреча моря и неба, — безграничный простор для воображения, хотя фотограф не стремился намеренно добиться какого-то конкретного эффекта, когда делал этот снимок.
Сам Ко говорил, что каждое великое произведение искусства рождается из богатства жизни и личных размышлений.
Сам он стремился создавать "пейзаж, подобный сердцу", тот, что внутри.
"Человеческая жизнь связана с Вселенной. Вам нужно больше смотреть на искусство, слушать больше музыки, читать больше книг и больше думать, и клетки вашего мозга естественным образом подскажут вам, когда лучше всего нажать на кнопку затвора".
"Море в золотом свете" — Одна из самых узнаваемых работ Ко Си-Чи.
В 1988 году он и поэт Чэн Чоу-ю посетили прибрежную китайскую деревушку, и однажды вечером, Ко поднялся на холм, чтобы сфотографировать луну. Он задержался до раннего утра, пока солнечный свет не начал мерцать на море, создавая волшебную черно-золотую рябь...
По оригинальной фотографии была изготовлена фарфоровая ваза. Чтобы продемонстрировать необъятность океана, ваза вогнута по вертикали и выпукла по горизонтали, что создает иллюзию бесконечного пространства.
По словам дизайнера, Ли, было довольно сложно представить в изделии изменение света и теней, отраженных на поверхности моря восходящим солнцем. Создать узоры, воссоздающие песчинки, волны и игру света и тени, изображенные на оригинальной фотографии, было беспрецедентной задачей.
Лауреат Нобелевской премии по литературе Гао Синцзянь назвал фотографии Ко Си-Чи живописью, а поэт Сянь Цзи описал их как поэзию.
Ко Си-чи однажды сказал: "я перестану фотографировать лишь когда перестану дышать".
В последние годы жизни он передвигался в инвалидной коляске, но все равно продолжал неустанно разглядывать в видоискатель наш огромный, прекрасный мир.
История длиной в 90 лет...