Когда я думаю о творчестве Константина Коровина, обычно сразу представляю яркие летние образы — голубые гавани в Крыму, белоснежные скатерти на столах под открытым небом, на которых стоят самовары и вазы с цветами и фруктами.
Ну или парижский ночной Монмартр, мерцающий огнями и отсылающий к работам Камиля Писсарро и других французских импрессионистов, под влиянием которых Коровин создавал свои пейзажи.
В общем, представляю я всё что угодно, но только не родной Крайний Север. Не сочетается у меня в голове коровинская импрессионистская живопись с хмурым низким небом Лапландии. А зря. Ведь у художника есть целая серия этюдов и панно, созданных по мотивам нескольких северных экспедиций.
Предприятия Саввы Мамонтова
Тому, что северные края были живописно задокументированы Коровиным, мы обязаны меценату Савве Мамонтову. Во-первых, он был покровителем многих деятелей искусства и собрал в своем имении в Абрамцево неформальный клуб творческих людей — так называемый Абрамцевский кружок, в который наряду с Васнецовым, Поленовым и Репиным входил и Константин Коровин.
А во-вторых, Мамонтов, будучи бизнесменом, лоббировал освоение Крайнего Севера, который в конце 19 века всё ещё оставался преимущественно дремучим и незаселённым. Заручившись поддержкой министра финансов Сергея Витте, он начал строить железную дорогу от Ярославля до Вологды и Архангельска.
Так как Мамонтов был большим ценителем живописи, он не мог игнорировать красоты суровой северной природы, которыми сам восхитился впервые, совершив путешествие на Мурман в компании с Витте. В той экспедиции у него и возникла идея отправить в северную командировку Коровина.
По Студёному морю
Мамонтов хотел украсить вокзалы новой железной дороги северными пейзажами, а также устроить на грядущей Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде тематический павильон «Крайний Север», оформление которого думал поручить Коровину, и вскоре снарядил художника в экспедицию.
Путешествие началось летом 1894 года. Вместе с близким другом Валентином Серовым художник отправился по маршруту Мамонтова и Витте: Ярославль — Вологда — Архангельск — Мурман — Норд Кап — Тронхейм — Стокгольм. Из экспедиции Коровин привёз много этюдов, которые имели большой успех на выставках, и так вдохновился, что повторил этот маршрут ещё несколько раз в последующие годы.
В 1895 году журналистом Евгением Львовым-Кочетовым, который сопровождал Витте в том самом первом путешествии, была написана книга «По Студёному морю. Поездка на Север». Издание иллюстрировали этюды Серова и Коровина.
Наиболее известные работы Коровина, вдохновлённые той поездкой — «Зима в Лапландии», «Ручей св. Трифона в Печенге» и, конечно, большое панно «Геммерфест. Северное сияние», задуманное в Норвегии. Считается, что именно с лаконичных этюдов Коровина и Серова началось увлечение отечественных художников Севером.
Павильон «Крайний Север»
На Всероссийской выставке в 1896 году был открыт павильон, призванный популяризировать промышленное освоение севера и строительство новой железной дороги. Как и хотел Савва Мамонтов, проектом занимался Коровин. Он создал необычное деревянное здание в стилистике рыболовецкой фактории, окрашенное в серый цвет, характерный для старых северных изб.
Внутри павильона Коровин разместил монументальные художественные панно, которые показывали реальную жизнь северян: как они разделывают китовую тушу, ловят рыбу, кладут рельсы в тундре, охотятся на моржей. Всего вместе с художниками Досекиным и Малютиным было создано десять полотен большого размера.
Кроме этого, в павильоне были выставлены различные предметы северного быта (медвежьи шкуры, бочки с рыбой, канаты, сети и даже мох), национальные костюмы северных народностей, модели судов, фотографии, карты, чертежи. Внутри и снаружи экспонировались лодки и сани, а рядом присутствовали привезённые с севера ненцы и местные животные — живые альбатросы, чайки и тюлень. За оформление павильона Коровин был награждён золотой медалью.
После выставки панно, принадлежавшие Мамонтову, показывали на Ярославском вокзале, а потом они пропали на долгие годы, пока в 1960 году не были обнаружены в вокзальных кладовых и переданы в Третьяковскую галерею.
В 1898 году Коровин снова отправился на Север — на этот раз в компании пейзажиста Николая Клодта, чтобы подготовить материал уже для Всемирной выставки 1900 года в Париже, в оформлении которой он должен был участвовать. В результате художники в соавторстве создали ещё одну серию монументальных панно, изображающих Север. Сейчас они хранятся в Русском музее.
Здорово, что этюды и особенно декоративные панно, которые создавались для временных выставок, не только сохранились после них, но и дожили до наших дней, ведь это не просто прекрасные предметы искусства, но и настоящие документальные свидетельства того, какой была жизнь на Крайнем Севере более ста лет назад.