Введенский храм на западной окраине Дмитрова не закрывался в советское время. Каменная церковь 1766 года находится в районе Заречье в бывшей Конюшенной слободе. Неподалеку охранилась купеческая усадьба хлеботорговца Ивана Алексеевича Толченова, известная по имени следующего владельца как "Тугаринов дом". Храм в Заречье строился и украшался на деньги купца Федора Макарова, его зятя Алексея Толченова и внука Ивана Толченова. В честь небесных покровителей родителей Макарова один из приделов Введенского храма был посвящен редкому святому Кирику и его матери мученице Иулитте.
Известный искусствовед А. И. Некрасов в книге "Художественные памятники Москвы и городов Московской губернии" высоко оценивал архитектуру усадебного дома, флигеля и Введенской церкви, составивших единый комплекс зданий второй половины и конца XVIII века. С 1754 года деревянные церкви в Дмитрове повсеместно заменялись каменными, но, по словам Некрасова, в архитектурном отношении все они были простые и похожие друг на друга:
Лишь один архитектурный памятник конца XVIII в. стоит на большой высоте искусства, именно: в заречной слободе дом купцов Тугариных… снаружи представляет замечательное произведение в пилястровом стиле Ринальди; выполнение форм первоклассно…Современен Тугариновскому дому исключительно художественный иконостас стиля рокайль в церкви той же заречной слободы.
"Тугариновский" дом у Введенской церкви стал так называться позже, а первым его владельцем был хлеботорговец Толченов. Этот дом был единственным образцом усадебной постройки эпохи классицизма в Дмитрове. На 1770-1780 годы пришелся расцвет хлебной торговли Толченовых. В это же время в Дмитрове побывал известный историк Г. Ф. Миллер. В своих записках он причислил Толченовых к числу самых влиятельных людей города:
Купцы с мещанами состоят в гражданских делах под ведением бургомистров и двух ратманов. Прочие жители, кои под общим званием разночинцев разумеются, принадлежат воеводской канцелярии… Первейший купец Алексей Ильин сын Толченов с сыном составляют первую гильдию. Они платят с обращавшегося у них в торгу ими самими объявленного капитала по 200 рублей.
Иван Алексеевич Толченов до 1812 года вел дневники, которые назвал "Журнал или записка жизни и приключений Ивана Алексеевича Толченова". В этих записках рассказывается о семейных делах и событиях храмоздателей зареченской церкви Введения Пресвятой Богородицы.
Каменный Введенский храм построил тесть Толченова, купец из Конюшенной слободы Федор Кириллович (Кириков) Макаров. Первая жена храмоздателя Марфа Матвеевна (в девичестве Мошарова) родила Макарову единственную дочь Феодосию, которая в 1750 г. вышла замуж за упоминавшегося Алексея Ильича Толченова. Молодой купец унаследовал торговое дело тестя и продолжил жертвовать деньги на семейный храм в Заречье. Теща Толченова Марфа Матвеевна Макарова скончалась в 1763 году и была похоронена в трапезной части еще строящейся Введенской церкви.
Сам Федор Кириллович Макаров скончался в 1771 году при следующих обстоятельствах. Старик сильно заболел, находясь на одной из своих мельниц. Толченов поспешил к тестю на лодке, забрал больного и вместе с ним отправился было в Дмитров, но тот скончался прямо в лодке, посреди реки Сестры недалеко от деревни Стрелка. Тело Федора Кирилловича было погребено рядом с первой супругой в трапезе Введенской церкви.
Всего через восемь лет неожиданно скончался и сам Алексей Ильич Толченов от сердечного приступа во время поездки в Переславль к епископу Феофилакту. Ночью в Переславле у дмитровского купца Толченова украли коней, и это происшествие так расстроило хозяина, что стало причиной удара. На обратном пути в Дмитров при подъезде к Сергиеву Посаду Алексею Толченову неожиданно стало плохо. Сердечный приступ оказался смертельным. Купец был погребен, однако, не при Введенской церкви, а в склепе у собора Борисоглебского монастыря города Дмитрова.
Его сын Иван Алексеевич Толченов в 1786 году продолжил дело отца и деда, и начал строительство каменной колокольни Введенского храма. В это же время началось строительство и нового усадебного дома Толченова неподалеку от церкви – одного из первых каменных жилых зданий в Дмитрове. Одновременность возведения двух построек у одного заказчика дала повод искусствоведу К. А. Соловьеву, инспектировавшему в 1942 году состояние памятников, которые пострадали во время боев в Дмитрове, предположить, что колокольню Введенской церкви и дом Толченова ("Тугаринов дом") строил один зодчий.
С конца XVIII столетия торговые дела Толченовых идут на спад. Экономическая политика царя Павла I, плохой урожай хлеба, рост конкуренции и другие вещи привели к разорению многих дмитровских купцов, и хлеботорговцев в особенности. В 1796 году Иван Толченов, не имея денег платить кредиторам, распродавал все имущество в Дмитрове, а сам скрывался на мельнице. Финансовые авантюры его главного поверенного в Петербурге и карточные долги ускорили банкротство Толченова. Каменный дом в Заречной слободе возле церкви был продан купцу И. А. Тугаринову, благодаря чему он и получил навсегда имя «Тугаринова дома».
В начале XIX века в Введенской церкви служил диакон Иван Кастальский. В 1820 году у него родился сын Дмитрий – в будущем известный священник, преподаватель богословских дисциплин, церковный писатель, протоиерей Казанского собора на Красной площади в Москве.
Дмитрий Иванович Кастальский написал девять томов ценных воспоминаний "Семейные записки", которые иллюстрировал собственными рисунками. Вот как он описывал родной дом в Конюшенной слободе Дмитрова:
Наш старый в три окошка дом, сильно севший наперед и упиравшийся на песочную завалинку… Этот дом, такой тесный, был для нас теплым уютным гнездом, который мы не променяли бы на чужие хоромы… Окна нашего дома смотрят на Введенскую церковь, на ее северную сторону, и одно окно – на восточную.
Его сын Александр Дмитриевич Кастальский стал известным композитором, дирижером и музыковедом.
В первые советские годы и вплоть до 1937 года в Введенском храме Дмитрова служил священник Константин Михайлович Пятикрестовский. Храм не был закрыт, но гонения не обошли стороной его служителей. Судьба местного новомученика связана сразу с несколькими уголками Подмосковья. Красивая фамилия отца Константина происходила от имени древнего погоста Пять Крестов в Коломенском уезде, в храме которого издавна служили его предки . Крестили младенца Константина в Троицкой церкви села Троицкое-Кайнарджи (около Балашихи). В 1899 году Константин Пятикрестовский был назначен служить в Михаило-Архангельский храм села Коробчеево Коломенского уезда. С 1903 по 1913 годы отец Константин был настоятелем Никольского храма села Летово Подольского уезда.
Последние 25 лет жизни был настоятелем Введенской церкви города Дмитрова. В 1937 году священник был арестован по обвинению в антисоветской пропаганде и приговорен к 10 годам лагерей. Отец Константин скончался в Мариинских лагерях. В 2017 году на стене Введенского храма была установлена памятная доска с барельефным портретом священномученика Константина, ставшего небесным покровителем церкви в Заречье в бывшей Конюшенной слободе.