Найти в Дзене

«БЕЗ РЕАЛИЗАЦИИ»

Непосредственно с футболом я познакомился в начальных классах, когда на переменах с толпой одноклассников азартно пинал консервную банку. А, вот, серьезнее с ним пошло дело уже в пятом классе, когда играли непосредственно мячом на уроках физкультуры, и дома в тупике переулка с соседскими пацанами. Через пару лет был принят в детскую команду, а еще через два года вошел в юношескую сборную нашего города. Эта сборная успехов не снискала, хоть и составляли ее индивидуально неплохие игроки. Видимо общий уровень футбола в нашей провинции был пониже прочих. Ну, а я после восьмилетки оказался в техникуме областного центра, и заиграл в его команде. Как-то, на одном из городских соревнований случилось некое подобие фиаско: мой день рождения оказался на два месяца раньше допустимого возраста участников этого турнира, и официально играть я не имел права. Но, меня сделали «подставным» игроком, присвоив чужую фамилию, с соответствующей требованиям регламента соревнований датой рождени

Непосредственно с футболом я познакомился в начальных классах, когда на переменах с толпой одноклассников азартно пинал консервную банку. А, вот, серьезнее с ним пошло дело уже в пятом классе, когда играли непосредственно мячом на уроках физкультуры, и дома в тупике переулка с соседскими пацанами. Через пару лет был принят в детскую команду, а еще через два года вошел в юношескую сборную нашего города.

Эта сборная успехов не снискала, хоть и составляли ее индивидуально неплохие игроки. Видимо общий уровень футбола в нашей провинции был пониже прочих. Ну, а я после восьмилетки оказался в техникуме областного центра, и заиграл в его команде.

Как-то, на одном из городских соревнований случилось некое подобие фиаско: мой день рождения оказался на два месяца раньше допустимого возраста участников этого турнира, и официально играть я не имел права. Но, меня сделали «подставным» игроком, присвоив чужую фамилию, с соответствующей требованиям регламента соревнований датой рождения. Так сошлись звезды, что в этом турнире в нашей команде в лучшей форме оказались мы с Колей Г. (не зря постоянно вместе играли). В спаянной связке мы исправно рвали защиту соперников: у Коли хорошо получалось в подигровке, а я забивал голы. В итоге, мы заняли первое место. После последней игры ко мне подошел один из организаторов соревнований, действующий тренер областной команды, игравшей в первенстве страны. И озвучил невероятное предложение: прийти в его юношескую команду. Понятно, что радоваться этому мне не пришлось, поскольку раскрывать свою «подставную» сущность не имел права - команду из-за меня могли дисквалифицировать, отняв завоеванную победу в соревновании. Надо, поэтому, понимать ошарашенный вид тренера, когда вместо непременного согласия осчастливленного кандидата в большой футбол, он услышал невнятный отказ, типа надо срочно ехать на родину в предстоящие каникулы.

Только позднее до меня дошло, что ситуация с «подставой» размером в два месяца, на самом деле не стоила и выеденного яйца. Да и большой важности тот турнир из себя никак не представлял. Выходило, я вполне мог заиграть по юношам в большом футболе. Но, увы, не срослось…

Дальше, до призыва в СА, играл в междусобойчиках таких же любителей, как и сам, а, также, в командах первенства родного города на каникулах.

Непосредственно в СА, футбольной практики я оказался лишен. Только поступив после службы в институт, вновь вернулся к игре: разные турниры между курсами, факультетами, общагами. На преддипломной практике, будучи в Петропавловске-Камчатском, играл за «СРВ» (Судоремонтная верфь) на первенстве области. И, что обидно, на тренировках игралось намного сильнее, чем в официальных играх, где не пришлось забить ни одного гола за весь сезон, хотя, конечно, достаточно помучил оборону своих соперников. Хорошо, что забивали другие, было кому. Незабываемы от Камчатки стали термальные источники, в которых всей командой плескались по пути к очередной игре.

После института, работал на заводе, где была команда – участник первенства края. Играл, довольно успешно, в этой команде. Играющим тренером здесь был мой ровесник, использовавший в нужное время свой шанс (правда, не полностью) в большом футболе. Ему удалось поиграть в «народной» команде - московском «Спартаке». Там, отыграв полсезона, он был травмирован, долго лечился, и, в итоге, вернувшись в родные края, оказался в заводской команде. Уровень его игры был на голову выше всех. Будучи в хорошей форме, он был способен в одиночку сделать игру команды. А уж когда ему помогали – нашу команду было не остановить. Мы и ходили в лидерах.

Хорошо запомнился один эпизод. Играть должны были с «Локомотивом» вечером на его поле. Начальником этого стадион был мой земляк и первый взрослый тренер с родного города. Тогда он, также, был начальником стадиона и команды «Локомотив», только в нашей провинции, где я впервые вышел на поле в настоящих бутсах во взрослой команде. За эффективную работу его повысили, и перевели по ведомству в региональный центр. Как команда, «Локомотив» представлял крепкую дружину, играть с которой очень непросто.

Отработав на заводе свою смену, я сел на велосипед и рванул на игру. Расстояние до «Локомотива» где-то 8 км. К началу опоздал минут на пять. Наши уже «горели», пропустив быстрый гол. Переодевшись, выскакиваю на поле, и подключаюсь к игре. Надо отыгрываться.

Прижали соперника к его воротам, но, забить не получается. Я по обычной схеме расположился на месте левого «хава» у средней линии поля. Чуть впереди оказался наш играющий тренер Валера. Следует длинная передача (полагаю на Валеру) с правого фланга на наш, левый. Не долетая до нас, мяч ударяется о поле и летит между нами. Вижу, Валера, стоящий спиной к воротам противника, двигаться к мячу не собирается. Значит принимать мне. Начинаю движение с намерением просто принять и обработать мяч, но слышу от Валеры: «Серега – огонь». Не раздумывая, выполняю полученную установку: подстраиваюсь под подлетающий мяч, а затем подъемом левой ноги, с подкруткой же влево, «от души» бью по воротам. Изначально мяч полетел к центру ворот, где его уже ждал вратарь, но, затем, неожиданно для него, резко отвернул влево и влетел в ворота, в зону «девятки». Бросок вратаря оказался бесполезен. До перерыва мы провели в ворота соперника еще один мяч, а во втором тайме третий. Так игра и закончилась. Мой бывший тренер-земляк от проигрыша своего «Локомотива» немного огорчился. Но, не скрывал и что-то подобное гордости за меня. На том и расстались. Больше с ним встретиться не удалось - через некоторое время он ушел из жизни.

Этот гол почти от центра поля оказался самым лучшим в моей футбольной карьере. До этого таким считался гол, забитый по юношам с лицевой линии спиной к воротам, в борьбе с вратарем, когда мне удалось опередить его на какое-то мгновение. И, что немаловажно, этот вратарь считался лучшим в городе.

После сорока лет игра перешла на уровень ветеранского турнира и междусобойчиков на малых площадках. Где прежнего упоения этой игрой, стало увядать. Еще через десяток лет появились ненужные болевые ощущения в суставах и мышцах, что существенно ограничили активность тела на следующий десяток лет. Потом остался только интерес к наблюдению за игрой со стороны. И еще воспоминания о времени, когда мне многое было доступно, и не только в игре с названием «Футбол».