Российские военные помогали бывшему сирийскому президенту Башару Асаду удерживать власть как минимум с 2015 года. Сейчас, когда все пошло прахом, все чаще слышу вопрос: а зачем?
А зачем Россия поддерживала режим Асада? Зачем там угробили столько наших парней? Зачем нам базы в Сирии, стоимость содержания которых измеряется шестизначными цифрами настоящих денег в день.
Наверное, самое популярное объяснение российского присутствия в Сирии по данным наших официальных СМИ носит название "катарский газопровод". Суть преподносится так: Владимир Путин не мог позволить Западной коалиции построить газопровод из Катара в Европу через территорию Сирии. В противном случае российской газ стал бы конкурировать в Европе с дешевым газом из Катара. Вроде как отставной сирийский президент тоже был против строительства газопровода, за что с ним и покончили прозападные бармалеи. По той же причине мы защищали режим Асада как могли.
Аргумент про газопровод сомнителен по целому ряду причин. С точки зрения рентабельности Катару выгоднее поставлять газ в сжиженном виде на премиальные рынки сбыта по морю, чем строить ветку длиною более 4000 тысяч километров через традиционно нестабильный Ближний Восток. Во-вторых, технически проект может быть реализуем в обход Сирии. В-третьих, основным потребителем Катарского газа является Юго-Восточная Азия, строительство ветки в Европу при таких обстоятельствах смахивает на авантюру.
Допускаю, что Кремлевские политики все еще держат в уме потенциальный катарский газопровод, но вряд ли дело только в нем.
Так зачем России Сирия?
1. Контроль над регионом.
У России давние союзнические отношения на Ближнем Востоке со странами "шиитской оси" - Сирией, Ираном. Опираясь на эти страны, Россия может решать геополитические задачи. Поддерживая режим Асада, Россия укрепляла отношения с Ираном. Иран в настоящее время важный военный союзник России, причем не только по части поставок "шахедов", но и например, в ракетно-космической отрасли. Удивительный факт, но в Иране есть космодром и своя космическая программа.
У Сирии, Ирана, Ливана (Хезболлы) непростые отношения со странами суннитского мира, в первую очередь, с Саудовской Аравией. Наличие такого игрока как Россия выгодна противоборствующим сторонам в качестве посредника и надежного партнера. Обратите внимание, президент России часто заявляет, что Россия поддерживает на Ближнем Востоке легитимную (то есть официальную) власть. Такой подход должен быть симпатичен ближневосточным автократиям, особенно после кадров суда над С.Хуссейном как формы демократизации по-американски.
Надо ли говорить, что партнерство со странами, определяющими политику ОПЕК (Иран, Саудовская Аравия), важно для России, основу экономики которой составляет нефтегазовая отрасль.
2. Борьба с терроризмом.
У меня нет уверенности в том, что Владимира Путина сильно беспокоит вопрос принадлежности, скажем, города Алеппо Турции или к Сирии. Но что я точно знаю, российский силовой блок волнует наличие граждан из Кавказа и Средней Азии в рядах так называемой сирийской оппозиции. Эти товарищи имеют свойство возвращаться к себе на родину, набравшись специфического опыта в горячих точках. Цель по нейтрализации радикалов, а еще лучше - по погашению вооруженной фазы конфликта на территории Сирии - прямо соответствовала внутренней политике России по борьбе с терроризмом.
Не хочу вспоминать Крокус, но кажется придется. На фоне потери стабильности в целом регионе, боюсь, ситуация с терроризмом на территории нашей страны осложнится.
3. Сама Сирия.
С 2015 года Россия предприняла попытку серьезно обосноваться в Сирии. В Тартусе была обустроена единственная в Средиземном море российская военно-морская база. Сирия стала транспортным авиахабом для перевозки специальных грузов в ряд регионов на Африканском континенте. Сейчас с этим будет сложнее.
В 2023 году Башар Асад заявлял, что Россия и Сирия планируют 40 инвестиционных проектов в сферах энергетики, промышленности, транспорта, жилищного строительства. Коммерсант и Форбс упоминали участие в проектах таких компаний, как, например, "Стройтрансгаз" - бенефициром которой является друг главного российского дзюдоиста Геннадий Тимченко.
Несмотря на формальный суверенитет Сирийского правительства над территорией государства, последние 10 лет как минимум разработкой сирийских нефтегазовых месторождений занимались страны, которых как бы туда не звали. Например, США. Известный пример битвы международных игроков за сирийские ресурсы - битва при Хашаме.
Что там говорить, Россия оказалась на стороне проигравших. Теперь придется подвинуться и по части реализации инвестпроектов.
P/S/ На этом бы закончить, но выходит однобоко, совсем нет отсылок на западную прессу. Изучая материал, пришлось переварить, наверное, дюжину статей ведущих западных изданий о том, зачем В.Путину нужна Сирия. Там встречались любопытные умозаключения. Например, в Time писали, что Кремль, провоцируя сирийский конфликт, создает потоки беженцев в Европу. Европа от беженцев начинает стонать, потому усиливаются позиции правых. А значит слабеет действующая власть в лице Шольцев и прочих Макронов, что выгодно Путину в украинском конфликте. Версия на любителя, но у меня тут либеральный подход, так что озвучиваю все мнения.
Дарья Тодорова,
09.12.2024 г.