Приветствую!
Итак, наш марафон "Уж небо осенью дышало" по произведениям Александра Сергеевича Пушкина, проходивший с 5 ноября по 1 декабря на моем канале, завершен! Всем, кто принял в нем участие, большое спасибо!
Пока я подвожу его основные итоги, хочу рассказать о том, что читала сама в рамках этого марафона.
Началось все с поэмы "Медный всадник" - о великом наводнении 1824 года в Санкт-Петербурге, городе Петра. Это так называемая повествовательная поэма. Считается одним из самых лучших стихотворных произведений поэта и с этим трудно не согласиться. Поэма стала настолько популярной, что конный памятник первому российскому императору Петру Великому работы Этьена Фальконе стали называть Медный всадник. В этой небольшой поэме так много смыслов, контекстов и т.п., что хватит на несколько статей. Об этом можно найти много информации. Поэтому упомяну лишь один из многочисленных любопытных моментов, заинтересовавших меня.
Герой пушкинской поэмы - бедный чиновник по имени Евгений, у которого есть невеста Параша. Интересно то, что Пушкин изначально хотел дать это же имя героине "Евгения Онегина". И тогда бы мы читали такие строки - "Итак, она звалась Параша..." Странно и непривычно? Но это имя Пушкин неслучайно выбирает. Оно имеет особое значение для поэта и его семьи, т.к. знаменитого предка Пушкина, арапа, крестили в церкви Параскевы Пятницы. А Параскева Пятница в свою очередь является инвариантом чисто русской Богоматери и в народной традиции напрямую соотносится с ней. И это означает, что если невеста носит имя Параша, то она как бы самой судьбой предопределена стать женой героя. Такое же имя, кстати, носит и героиня "Домика в Коломне".
В общем, очень советую прочитать и саму поэму, и критические статьи и обзоры на нее. Очень интересно!
Далее я прочитала пьесу "Анджело", о чем писала в отдельной статье.
Кроме того удалось прочесть еще поэму "Кавказский пленник" и пьесу "Русалка" (не окончена), а также неоконченную повесть "Египетские ночи". Да, Александр Сергеевич не довел многое до конца... Но при этом оно не теряет своей красоты и очарования, а наш интерес к этим произведениям лишь усиливается.
Пьеса "Русалка" - прекрасный образец жанра романтизм. Это фантастическая драма, основанная на народных преданиях. Чем эта история может закончиться, в общем и целом понятно, но можно только представить себе, каким бы прекрасным мог быть текст Пушкина. Обрывается она на самом интересном месте!😢 словами:
Откуда ты, прекрасное дитя!
Такими словами нередко обращался ко мне дедушка, когда я была маленькой... И лишь гораздо позже я узнала, из какого произведения эти строки. Дед обожал Пушкина, большой толстый том, в котором собраны почти все произведения поэта, был его настольной книгой.
На сюжет "Русалки" была написана одноименная опера полным тезкой Пушкина - композитором Александром Сергеевичем Даргомыжским.
Поэма "Кавказский пленник" - еще одно романтическое произведение, относящееся к циклу южных байронических поэм Пушкина. Что сказать о ней? Очень красиво, величественно и печально. Мятежный, разочарованный герой, страстная любовь прекрасной черкешенки, девственная природа Кавказа - все это не может не трогать и не восхищать!
Повесть "Египетские ночи" не так известна, как вышеназванные произведения, но это очень любопытная и оригинальная вещь, сочетающая в себе прозу и поэзию. В первой же главе выводится образ поэта Чарского, и во многих его чертах читатель узнает самого Александра Сергеевича.
Невозможно без улыбки читать то, как Пушкин описывает долю поэта:
Несмотря на великие преимущества, коими пользуются стихотворцы (признаться: кроме права ставить винительный падеж вместо родительного и еще кой-каких так называемых поэтических вольностей, мы никаких особенных преимуществ за русскими стихотворцами не ведаем) - как бы то ни было, несмотря на всевозможные их преимущества, эти люди подвержены большим невыгодам и неприятностям. Зло самое горькое, самое нестерпимое для стихотворца есть его звание и прозвище, которым он заклеймен и которое никогда от него не отпадает. Публика смотрит на него как на свою собственность; по ее мнению, он рожден для ее пользы и удовольствия. Возвратится ли он из деревни, первый встречный спрашивает его: не привезли ли вы нам чего-нибудь новенького? Задумается ли он о расстроенных своих делах, о болезни милого ему человека, тотчас пошлая улыбка сопровождает пошлое восклицание: верно, что-нибудь сочиняете! Влюбится ли он? - красавица его покупает себе альбом в Английском магазине и ждет уж элегии. Приедет ли он к человеку, почти с ним незнако-мому, поговорить о важном деле, тот уж кличет своего сынка и заставляет читать стихи такого-то; и мальчишка угощает стихотворца его же изуродованными стихами.
А это еще цветы ремесла! Каковы же должны быть навзгоды? Чарский признавался, что приветствия, запросы, альбомы и мальчишки так ему надоедали, что помянутно принужден он был удерживаться от какой- нибудь грубости.
<...> Чарский был в отчаянии, если кто-нибудь из светских его друзей заставал его с пером в руках. Трудно поверить, до каких мелочей мог доходить человек, одаренный, впрочем, талантом и душою. Он прикидывался то страстным охотником до лошадей, то отчаянным игроком, то самым тонким гастрономом; хотя никак не мог различить горской породы от арабской, никогда не помнил козырей и втайне предпочитал печеный картофель всевозможным изобретениям французской кухни. Он вел жизнь самую рассеянную; торчал на всех балах, объедался на всех дипломатических обедах, и на всяком званом вечере был так же неизбежим, как резановское мороженое.
Однако ж он был поэт, и страсть его была неодолима. когда находила на него такая дрянь (так называл он вдохновение), Чарский запирался в своем кабинете и писал с утра до поздней ночи. Он признавался искренним своим друзьям, что только тогда и знал истинное счастие. Остальное время он гулял, чинясь и притворяясь и слыша поминутно славный вопрос: не написали ли вы чего-нибудь новенького?
Этот самый замечательный Чарский в общем-то славный малый. Однажды к нему обращается за "вспоможением" - помощью один бедный поэт - итальянский импровизатор, И Чарский поначалу раздраженно его принимает, но потом, поняв, что перед ним поэт, наделенный особым даром - сочинять стихи на заданную тему, т.е. свободный от мук творчества, благосклонно решает ему помочь и принять живое участие в организации поэтического вечера.
На вечере итальянец сочиняет импровизацию о Клеопатре и ее любовниках. В основе этой истории лежат показания Аврелия Виктора о том, что "будто бы Клеопатра назначила смерть ценою своей любви и что нашлись обожатели, которых таковое условие не испугало и не отвратило..."
На этой импровизации все и оканчивается, да и она написана не до конца. И нам остается только гадать, что же там дальше, и каков был истинный замысел Пушкина - то ли импровизация о Клеопатре должна была стать главной темой, а повесть о Чарском и импровизаторе лишь ее обрамлением, то ли именно повести было уготовано стать основным сюжетом, внутри которого стихи о египетской царице были бы очень интересным, но не главным, а вставным фрагментом.
Тут хочется процитировать другого классика литературы - «Кто знает, дорогой Ватсон, кто знает…» (цитата из произведения Артура Конана Дойля «Записки Шерлока Холмса».)
Этот марафон показал мне, как много я еще не читала у Пушкина! И как много хочется прочесть! Буду каждый год перечитывать и открывать для себя что-то новое.
На этом я с вами прощаюсь и благодарю за внимание!
Всем хороших книг и отличного настроения!
***
Приглашаю в свои Телеграм-каналы:
Клуб’book🧶📚 (о книгах и околокнижном, контент несколько отличается от канала в Дзене)
Элегантный Ёжик🦔🌸🍀 (об искусстве, красоте и эстетике)
Если вам удобно, читайте меня в ЖЖ
Ваша Джульетта