Найти в Дзене
КиноБуква

«Преступление и наказание» - новая экранизация одного из самых значимых произведений русской литературы, успевшая стать скандальной

Пожалуй, это самый обсуждаемый российский проект этого года, сравниться с которым могут лишь неутихающие дебаты вокруг «Мастера и Маргариты» Локшина. Один из самых известных романов Достоевского и одно из самых важных произведений не только русской, но и мировой литературы, вызвал бурные обсуждения еще в год его выхода журнале «Русский вестник» в 1866 году. Как это водится, часть литературного сообщества пришла в восторг, часть восприняла в «штыки». Социально-философские идеи об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях, и глубокий психологизм делают роман Фёдора Михайловича бессмертным. Не удивительно, что и в кино то и дело хотят прикоснуться к классике, каждый раз интерпретируя трагедию Раскольникова по-своему. На данный момент известно более пятидесяти(!) фильмов и сериалов, начиная с 1909-го по 2024 год. В роли студента-душегуба в разные годы побывали Владимир Кошевой, Патрик Демпси, Георгий Тараторкин, Ежи Радзивилович, Джон Симм. А в роли Сонечки Мармеладовой - Полина Филоненко,
Оглавление

Пожалуй, это самый обсуждаемый российский проект этого года, сравниться с которым могут лишь неутихающие дебаты вокруг «Мастера и Маргариты» Локшина.

Один из самых известных романов Достоевского и одно из самых важных произведений не только русской, но и мировой литературы, вызвал бурные обсуждения еще в год его выхода журнале «Русский вестник» в 1866 году. Как это водится, часть литературного сообщества пришла в восторг, часть восприняла в «штыки». Социально-философские идеи об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях, и глубокий психологизм делают роман Фёдора Михайловича бессмертным. Не удивительно, что и в кино то и дело хотят прикоснуться к классике, каждый раз интерпретируя трагедию Раскольникова по-своему. На данный момент известно более пятидесяти(!) фильмов и сериалов, начиная с 1909-го по 2024 год.

Кадр из сериала «Преступление и наказание», 2024 год, режиссер Владимир Мирзоев
Кадр из сериала «Преступление и наказание», 2024 год, режиссер Владимир Мирзоев

В роли студента-душегуба в разные годы побывали Владимир Кошевой, Патрик Демпси, Георгий Тараторкин, Ежи Радзивилович, Джон Симм. А в роли Сонечки Мармеладовой - Полина Филоненко, Татьяна Бедова, Жюли Дельпи и даже Марина Влади.

И вот теперь «лицом» Родиона Раскольникова стал один из самых популярных актеров российского кино Иван Янковский, которого называют либо безусловно талантливым, либо очередным внуком советской звезды. На мой субъективный взгляд Янковский действительно хорош. И как Раскольников тоже. Вот только общее впечатление от сериала - так себе.

«Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею»!
Ф.М. Достоевский

🎬Преступление и наказание (2024)

Афиша сериала «Преступление и наказание», 2024 год, режиссер Владимир Мирзоев, официальный сайт Кинопоиск. Коллаж автора канала
Афиша сериала «Преступление и наказание», 2024 год, режиссер Владимир Мирзоев, официальный сайт Кинопоиск. Коллаж автора канала

Думаю, что с сюжетом произведения все знакомы. Если вдруг нет, то однозначно стоит восполнить этот пробел, даже если вы вдруг читали шапочно роман в школе дцать лет назад. «Преступление и наказание» - история не для умов школьников.

Сериал состоит из десяти эпизодов, время действия перенесено в летний Петербург XXI века, Родион убивает неизменным топором не старуху-процентщицу, а старуху-микрокредиторшу, и основной акцент сделан на особенностях характера, личностях Родиона и Дуни Раскольниковых. То есть все остальные линии, включая линию Сони, Дуни и Разумихина (Тихон Жизневский), уходят на второй план.

«Бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».
Ф.М. Достоевский

Что понравилось:

  • Визуальный ряд, наполненный аллюзиями, иллюзиями и метафоричностью кадра, начиная от мух, сидящих на шее Раскольников и выброшенной на берег рыбы, «начиненной» богатствами убиенной Алены Ивановны (Ёла Санько), заканчивая томиком Достоевского под иконой в комнате Сони.

Петербург Федора Михайловича – мрачный и депрессивный, постепенно разрушает душу Раскольникова. Об этом даже читать тяжело, настолько гнетущая атмосфера описана. Допускаю, что режиссер намеренно не стал сгущать краски, вместо этого использовав другой прием – низменность и порочность современного человека. Показанный образ жизни молодых (и не молодых) петербуржцев удручает, мягко говоря.

  • Идея с Тенью, или Злом, или Искусителем, или Альтер Эго (Борис Хвошнянский), который подначивает не только Раскольникова. Он является потайным дном едва ли не каждого героя, который раздумывает, а не совершить ли ему какую гадость или подлость.
  • Игра некоторых актеров, в частности, понравились образы, созданные Викторией Толстогановой (физически и душевно больная Катерина Ивановна Мармеладова), Никитой Тарасовым (до ужаса неприятный скряга Лужин), Юлии Снигирь (светская львица, идущая по головам - Марфа Петровна Свидригайлова), Марии Смольниковой (просто городская сумасшедшая – квартирная хозяйка Раскольникова - Пашенька). Ну и, бесспорно, Иван Янковский, которому, в принципе, удалось показать и безумные метания Родиона Раскольникова, и его философию, и отношение к матери, сестре и Соне.

Что здесь плохо:

  • Небрежность к первоисточнику и своеволие. И если, например, в фильме очевидный факт убийства Свидригайловым своей жены можно подтвердить текстом, где Марфу хватил внезапный удар, но удар какой-то подозрительный, то финал попросту разочаровывает. Потому что никакого духовного перерождения и любви к Соне, в надежде на лучшую жизнь после восьми лет каторги у Раскольникова нет. Как, собственно, нет и самой каторги, ведь Родион красиво стреляет себе в голову на парадной лестнице в полиции, аккурат перед ошарашенным Порфирием Петровичем (Владимир Мишуков). Да, сериал снят по мотивам, и потому возможны расхождения. Но, на мой взгляд, это важный момент – момент осознания, раскаяния, несения вины. А тут все просто – одна пуля и можно ни о чем не думать. Преступление есть, а наказания будто бы и нет.

  • Нет ярко озвученных идей Раскольникова. Речь о его статье «О преступлении», где он делит людей на «можно» и «нельзя». То есть фигурально статья как бы есть, кусочек из нее даже зачитывает следователь Порфирий Петрович, но суть философии, глубина мысли Родиона – не раскрыта. Тем, кто не читал роман, понять мотивы преступления будет сложно. И уж за десять то серий можно было на это время выделить.

«Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, - смотря, впрочем, по идее и по размерам ее. Впрочем, тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает (более или менее) и тем, совершенно справедливо, исполняет консервативное свое назначение, с тем, однако ж, что в следующих поколениях эта же масса ставит казненных на пьедестал и им поклоняется (более или менее).
Первый разряд всегда - господин настоящего, второй разряд - господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать».
Ф.М. Достоевский

  • Просто когнитивный диссонанс от того, что люди XXI века говорят языком Достоевского. Выглядит это как дичь, честное слово. Я полностью поддерживаю идею режиссера, что оригинальный язык важен, но почему из него состоит 90% диалогов? Не грамотно вставленные значимые цитаты, а практически все. Ну совершенно глупо выглядит, когда люди в джинсах и со смартфонами, покуривая кальян, с умными лицами рассуждают о каторге и используют обороты и сленг XIX века. Зачем тогда менять эпохи?

  • Несоответствие образов Сони и Дуни. Вот совсем никак, ничего не откликнулось. Алёна Михайлова в роли Сонечки какая-то бесцветная мышь, в чистоту помыслов и души, в религиозность и любовь к ближнему, которой не верится вообще. Роль «плохой», опустившейся Сони удалась Михайловой куда как лучше, чем роль Сони настоящей, светлой, искренней и всепрощающей. Дуня же Раскольникова – это просто красивая Люба Аксёнова, красиво произносящая свои красивые реплики. И, несмотря на то что ее героине уделено много экранного времени, она искусственна и словно вырвана из контекста произведения.

  • В сериале много плотского. Очень яркое животное начало, порой перетекающее в гротеск. Не могу сказать, что меня это смущает (как мы помним, герои Достоевского были не невинными овечками и отрицать эту сторону жизни глупо), но думаю, большую часть зрителей обилие таких сцен покоробит. Как я уже сказала в начале, мне кажется, это способ режиссера показать низменность Петербурга, которую оценят далеко не все.

Буду ли пересматривать сериал? Нет. Но я и другие, старые экранизации романа не пересматриваю, для меня это один из примеров, когда книга гарантированно лучше, чем кино. Рекомендую ли вам? В качестве составления мнения – определенно да. Как что-то идеальное или близкое к этому – увы, нет.

Кто уже смотрел, а кто планирует?