Найти в Дзене
Мисс география

Самолёт попал в густое облако пепла вулкана в 1982 году: 4 двигателя заглохли, а крылья охватило странное сияние

Оглавление

– Я не могу в это поверить — все четыре двигателя отказали, – заключил бортинженер. Экипаж самолёта Boeing-747, летевшего из Англии в Новую Зеландию и только что пересёкшего с севера на юг индонезийский остров Ява, не понимал, что происходит.

Ночь. Давление в салоне стремительно падает: уже выброшены кислородные маски. Самолёт, без работающих двигателей превратившийся в огромный планёр, стремительно теряет высоту.

Командир понимает, что такими темпами они не доберутся до ближайшей посадочной полосы: полёт над гористым побережьем Явы требует не опускаться ниже 3500 м. Иначе – лоб в лоб с горой. Возможно, уже через минуту ему придётся принять решение, которого боится даже самый опытный пилот, – садиться на воду Индийского океана.

Маршрут следования
Маршрут следования

Мы часто рассматриваем вулканы как источник опасности для местных жителей. Инцидент с «Боингом» 24 июня 1982 года показывает, что природа готова подкинуть людям не самые очевидные проблемы.

Свечение и отказ всех двигателей

Всего этого не случилось бы, если бы не вулкан Галунггунг, который начал серию извержений за полгода до описываемых событий.

Гора высотой 2168 м в регионе Западная Ява активировалась в январе 1982 года и взялась за работу всерьёз. Её продолжающиеся извержения по шкале оценки вулканической деятельности получили категорию «4» – значительные выбросы пепла в тропосферу (12-16 км от земли Явы) и – в меньшем количестве – выше, в стратосферу.

Галунггунг продолжал время от времени извергаться 9 месяцев подряд. Фото 1982 года
Галунггунг продолжал время от времени извергаться 9 месяцев подряд. Фото 1982 года

«Боинг» находился на крейсерской высоте 11-12 км, когда в салоне почувствовали неладное.

Дым. Салон начал заполнять едкий дым, сгущающийся над пассажирскими креслами. Стюарды обследуют самолёт в поисках источника возгорания, но ничего не находят. Позже станет понятно, что это не обычный дым. Появляется странный запах, который самые догадливые пассажиры правильно идентифицируют, как запах серы.

В это время пилот и бортинженер в кабине решают другую загадку. На лобовом стекле каждую секунду вспыхивают и гаснут тысячи светящихся искр. Самый очевидный вариант – феномен «Огни святого Эльма» – к их ситуации не подходит: тот появляется, когда самолёт проходит через грозовые облака и сталкивается с заряженными частицами. Но радар – чист.

А из салона видят, что крылья объяты свечением.

Реконструкция
Реконструкция

Ни у кого из тех, кто находился на борту, не было понимания происходящего. Но вскоре и запах серы, и светящийся ореол самолёта отходят на второй план. Один за другим вспыхивают и выходят из строя двигатели: все 4 за полторы минуты.

– Двигатели заскрежетали, как бетономешалка. А потом наступила тишина,
– расскажет пассажирка рейса.

Экипаж самолёта, не понимая причину ни одной из проблем и тем более не имея возможности сложить картинку воедино, не может ничего исправить. Они связываются с землёй и получают указание разворачиваться, чтобы «дотянуть» до Джакарты – самолёт какое-то время может планировать без двигателей, цепляясь крыльями за воздушные потоки.

Маршрут перестроен
Маршрут перестроен

Причём даже самые оптимистичные подсчёты показывают, что длины «свободного полёта» до аэропорта не хватит. И остаётся надеяться, что хотя бы один из двигателей запустится снова.

Проблемы сыплются как из рога изобилия.

Вместе с остановкой турбин перестаёт вырабатываться электричество и работают только приборы, питающиеся от аккумулятора. В салон больше не нагнетается воздух, и давление падает. На пассажиров, уже пишущих записки для родных, падают кислородные маски.

А вот второй пилот воспользоваться ей не может: он оторвал трубку, когда нервно схватил маску. И командир принимает решение снижаться до той высоты, где можно дышать без масок, чтобы сохранить целостность экипажа.

Команда понимает: им не удастся пролететь над хребтом гор, отделяющих от взлётно-посадочной полосы, если в ближайшие минуты не выйдет запустить двигатели. Бортинженер расскажет, что пытался сделать это не менее 50 раз.

Вот такой вот рельеф. На самом деле у экипажа "Боинга" был ещё длинный перечень сложностей, но мы остановимся только на созданных непосредственно вулканом (а не на диспетчерах Индонезии, которые долго не могли понять фразу "Заглохли четыре двигателя", думая, что им говорят "Заглох четвёртый двигатель")
Вот такой вот рельеф. На самом деле у экипажа "Боинга" был ещё длинный перечень сложностей, но мы остановимся только на созданных непосредственно вулканом (а не на диспетчерах Индонезии, которые долго не могли понять фразу "Заглохли четыре двигателя", думая, что им говорят "Заглох четвёртый двигатель")

А значит, придётся снова развернуться и попробовать посадить самолёт на воду, что требует ювелирной работы и доли везения.

– Я почувствовал, что нас как будто кто-то подтолкнул снизу.

Один из двигателей заработал, когда никто уже на это не надеялся. Сияние исчезло.

Экипаж прикидывает: горы им не пересечь – высота не та и на одном двигателе набрать её не получится, но уже можно попробовать облететь. На высоте 1 км включается ещё один, а за ним – и оставшиеся 2 двигателя.

Самолёт набирает высоту, чтобы пролететь над хребтом, но… на высоте 4,5 км сияние появляется снова. Точь-в-точь такое же, какое было перед выходом из строя всех двигателей. Наученные горьким опытом, пилоты сразу же опускают нос самолёта для снижения, но уже поздно: один двигатель глохнет.

Для иллюстрации
Для иллюстрации

Тем не менее 3 двигателя остались в строю – это уже полноценный полёт. Горная гряда успешно преодолена на высоте 3 700 м.

До взлётно-посадочной полосы осталось совсем чуть-чуть. Но вот странность: пилоты понимают, что они ничего не видят через лобовое стекло. Кажется, что оно запотело, но вентиляторы и дворники не делают стекло прозрачнее ни на йоту. Становится понятно, что лобовое остекление расцарапала какая-то неведомая сила.

Самолёт сажали практически вслепую. Как назло, в это время в аэропорту ещё и не работал важный прибор, задающий траекторию снижения для подлетающих бортов. У пилотов осталась только небольшая полоска на стекле шириной 5 см, дающая хоть какую-то видимость.

Позже командир Эрик Генри Муди расскажет об этом опыте не совсем печатным выражением. Там было что-то про «пролезать в *технологическое отверстие* барсука».

Экипаж. Уже в аэропорту Джакарты
Экипаж. Уже в аэропорту Джакарты

Осмотр самолёта показал поверхностные повреждения корпуса. Кроме стекла кабины, поцарапанной обнаружена краска на фюзеляже. Экспертиза двигателей, проведённая в короткие сроки, установит: они так же повреждены, но ещё и забиты вулканическим пеплом.

Что случилось с самолётом

В ту ночь, когда «Боинг» пролетал над островом Ява, вулкан Галунггунг начал очередное извержение 1982 года. Облако выброшенного пепла поднялось в небо и, подхваченное ветром, полетело в юго-западном направлении. Именно туда, куда направлялся борт.

В те годы наблюдение за вулканами не было таким технологичным, как сейчас. Поэтому сведения об их активности часто передавались с задержкой.

Почему самолёт светился и был поцарапан

Вулканический пепел – это не мягкие хлопья, остающиеся после сгорания бумаги. Это смесь колких, твердых частиц горных пород и песка размером меньше 2 мм с отменным «абразивным эффектом».

Конечно, вы его узнали. Вулканический пепел под микроскопом
Конечно, вы его узнали. Вулканический пепел под микроскопом

Когда самолёт на скорости попал в облако Галунггунга, это стало равносильно обработке пескоструйной машиной. А искры и свечение были теми самыми «Огнями святого Эльма» – особой формой электрического разряда. Только до этого случая никто не знал, что их может вызывать в том числе трение вулканического пепла об обшивку самолёта.

Почему двигатели глохли и запускались снова

Пепел попал во все двигатели самолёта и даже проник в салон.

Художественная иллюстрация
Художественная иллюстрация

То, что видели пассажиры, был не дым, а мелкие частицы вулканического облака. Они имели характерный запах серы: диоксид серы сопровождает каждое извержение с такими выбросами.

А вот внутри двигателя вулканические частицы ждала незавидная судьба. Температура в работающей камере сгорания намного выше температуры плавления пепла.

Случилось неизбежное: пепел расплавлялся внутри двигателя, превращаясь в вязкую массу. Она забила всё внутри, остановив нужный для правильной работы двигателя приток воздуха, что вызвало неполадки до полного отказа.

Что нашли эксперты внутри двигателей
Что нашли эксперты внутри двигателей

И, можно сказать, отказ двигателей и спас самолёт.

Когда они остановились, остановился и процесс сгорания топлива. Вязкий расплав пепла остыл и превратился в корку, которая вскоре растрескалась, начала отваливаться и самоликвидировалась до тонкого слоя, не мешающего работе.

Но когда самолёт с повторно запущенными двигателями снова приблизился к Яве, он второй раз попал в облако пепла. Поэтому сценарий повторился: снова загадочное сияние, снова – глохнет двигатель.

-12

На радарах же облако пепла заметить нельзя: эта техника была рассчитана только на выявление влажных частиц в атмосфере – капель воды в тучах. Пилоты тоже не могли ничего разглядеть в темноте тропической ночи.

И это не единичный случай

Спустя всего 3 недели ещё один самолёт попадает в облако всё того же Галунггунга. 3 из 4 двигателей глохнут и запускаются после снижения. Всего же счёт подобных инцидентов в истории авиации идёт на десятки, и они продолжают происходить.

Закрытие неба на траектории выброшенного шлейфа происходит уже по факту. Но вулкан может начать извергаться в любой момент. Предупреждать никого не собирается.