Юрий Кара — известный советский и российский кинематографист, чьи фильмы часто основаны на литературных произведениях. С самого начала своей карьеры он смело затрагивал темы, о которых другие предпочитали умалчивать, что помогло ему стать культовым режиссёром.
Его работы были оценены не только в России, но и за пределами страны, где он был награждён на многих престижных фестивалях.
Юрий Викторович Кара родился 12 ноября 1954 года в Сталино, ныне известном как Донецк. Его родители не имели отношения к искусству: отец работал технарём и был кандидатом физико-математических наук, а мать преподавала в школе.
С юных лет Юрий проявлял интерес к искусству: ещё в школьные годы он с увлечением прочитал роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, а в 14 лет впервые побывал в театре, что навсегда изменило его жизнь. В то время он думал, что будет следовать по стопам родителей.
Кара успешно окончил физико-математическую школу, где был отличником. В 12 лет он выиграл областную олимпиаду и написал свою первую научную работу. В 1972 году поступил в Московский институт стали и сплавов на физико-химический факультет, став одним из лучших студентов и получая повышенную стипендию.
Тем не менее, творчество всегда оставалось важной частью его жизни. Во время учёбы он возглавлял вокально-инструментальный ансамбль института. Когда Юрий узнал, что его одноклассник поступил в Школу-студию МХАТ, это вдохновило его на то, чтобы попробовать реализовать свои мечты в искусстве.
После окончания института Кара два года работал в НИИ, где защитил кандидатскую диссертацию. Однако, как только представилась возможность, он поступил во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Диплом Юрий Кара защитил в 1987 году. В процессе учёбы он успел снять комедийную короткометражку «Скамейка», вдохновлённую сценой, которую он наблюдал в троллейбусе. Однако после этого ему посоветовали попробовать себя в драме, и он выбрал более серьёзную тему для своей дипломной работы.
Его дебютным фильмом стал «Завтра была война», снятый по повести Бориса Васильева. В то время упоминание сталинских репрессий было под строгим запретом, но поскольку фильм не планировалось показывать за пределами ВГИКа, писатель согласился на экранизацию и даже помог с написанием сценария.
Юрий подобрал актёров среди своих однокурсников и знакомых, а Нину Русланову он встретил совершенно случайно на улице. Режиссёр был поражён её работоспособностью и разнообразием эмоций, которые она могла передать. Это знакомство привело к совету от Алексея Германа сочетать цветные и чёрно-белые кадры в фильме.
Во время презентации ленты худсовет киностудии хотел запретить её к показу, но благодаря вмешательству Армена Медведева фильм вышел в прокат и был встречен с восторгом. «Завтра была война» демонстрировался в 48 странах и получил премию «Ника», а также призы на кинофестивалях в Германии, Испании и Польше.
После выхода первого фильма Медведев предложил Юрию Каре создать ещё одну картину. Режиссёр заявил, что на экране будет показана только правда, и выбрал для своей работы рассказы Фазиля Искандера, основанные на реальных событиях. В результате появилась драма «Воры в законе», которая стала стартом для карьеры Анны Самохиной.
На кинофестивале в Одессе фильм получил «Премию трех “К”»: за конъюнктуру, коммерцию и китч. Критики сочли, что интерпретация литературного произведения слишком вольная, однако зрители тепло восприняли ленту.
Следующим проектом также стал рассказ Искандера — «Пиры Валтасара», который предложил экранизировать Медведев. Юрий искал грузина на главную роль, но в итоге выбрал Алексея Петренко, который великолепно справился с ролью.
Режиссёр, затрагивая сложные темы, смог передать на экране напряжённую атмосферу, царившую в стране во время «сталинских пиршествах». Фильм был показан в нескольких странах, включая демонстрацию в Конгрессе США.
После успешного завершения предыдущих проектов Юрий Кара понял, что настало время для экранизации «Мастера и Маргариты» — произведения, которое оставило глубокий след в его юности. Однако, когда он предпринял попытки снять библейские сцены в Судаке, на него обрушились несчастья: погода резко менялась, актёры покидали проект, а однажды он чудом избежал аварии. Это заставило его осознать, что все сцены следует снимать в соответствии с описанием писателя, и он смог добиться финансирования для поездки в Израиль.
На роль Воланда претендовали многие знаменитости, но Кара пообещал её Валентину Гафту. Маргариту сыграла Анастасия Вертинская, которую выбрали за её благородное происхождение. Во время съёмок бала Сатаны в Сандунах артистке пришлось сняться обнажённой. Чтобы соответствовать образу, она пошла на значительные жертвы: голодала, чтобы похудеть, и рисковала жизнью в некоторых сценах.
Когда фильм был завершён, он не выходил в прокат почти 20 лет. За это время Кара успел снять несколько других работ. В 2005 году вышла драма «Звезда эпохи» с Александром Домогаровым и Мариной Александровой в главных ролях.
Затем появилась лента «Королев» с Сергеем Астаховым в главной роли, основанная на книге дочери известного исследователя Наталии Королевой. Спустя годы вышло продолжение под названием «Главный», в котором режиссёр, опираясь на точные факты о жизни учёного, рассказал о развитии космонавтики в СССР, приурочив работу к 50-летию выхода человека в открытый космос.
В 2009 году Юрий Кара представил свой фильм «Гамлет. XXI век», в котором события классической пьесы были адаптированы к современным реалиям. Режиссёр соединил привычный сюжет с московскими клубами и местами для стритрейсинга.
Ночной клуб «Rай» стал резиденцией для Гамлета, а в образе Офелии дебютировала его дочь, Юлия Кара.
Юрий Викторович остаётся значимой фигурой в российском кино, его часто приглашают на интервью, а его фотографии регулярно публикуются в СМИ. В 2022 году он стал гостем передачи «Мой герой» у Татьяны Устиновой, где открыл некоторые моменты из своей жизни.
Личная жизнь Юрия Викторовича сложилась удачно: он счастлив в браке с Ириной, которая также родом из Донецка.
Пара поженилась в молодости, когда Юрий только начинал свою карьеру в кино, и после рождения дочери они часто курсировали между Москвой и Донецком. В конечном итоге семья переехала в столицу России.
Читайте также статьи:
Аркадий Высоцкий. Непростое детство. Работа таксистом. Как живет сын Владимира Высоцкого?
Ольга Крутая. Жизнь в Штатах. Брак с Игорем Крутым. Как живет?