«От вида несущихся волн горящей серы он остолбенел от ужаса. Это была геенна огненная, описать которую нет человеческих слов.» - рассказывает об аде очевидец, перенесший клиническую смерть.
«Когда ворота слегка распахнулись, она увидела улицу, озаренную золотым светом, и хоть никого не было видно, она поняла, что там — Иисус.» - было открыто женщине, которая, по ее мнению, видела рай.
Так ли всё это?
Обратимся к записям епископа Александра Милеанта:
– Небо представляет собой место, которое в повседневной речи часто упоминается как что-то находящееся вверху, в то время как ад ассоциируется с понятием внизу.
Отмечено, что люди, испытавшие клиническую смерть и видевшие явления, ассоциируемые с адом, единообразно описывают приближение к нему как спуск. Тем не менее, следует понимать, что понятия «верх» и «низ» являются условными, и было бы некорректным ограничивать Небо и ад одними лишь состояниями сознания; они представляют собой две отдельные области, хотя и не поддающиеся описанию в рамках земной географии.
Ангелы и души усопших могут находиться только в одном конкретном месте, будь то Небо, ад или Земля. Определить местоположение духовного мира невозможно, так как он лежит за пределами привычных нам пространственно-временных координат. Это пространство существует в измерении, недоступном для нашего восприятия и начинается здесь, продолжаясь в неуловимом направлении.
Как души покидают тело?
Из житий святых известно множество примеров, когда пространство иного рода проявляло себя в нашем мире.
Например, жители острова Еловый были свидетелями, как душа святого Германа Аляскинского поднялась к небесам в столбе огня, а старец Серафим Глинский наблюдал восхождение души Серафима Саровского. Пророк Елисей видел, как пророк Илия был вознесен на небеса на огненной колеснице.
Несмотря на наше желание мысленно достичь этих мест, наши возможности ограничены тем фактом, что эти места находятся за пределами нашего трехмерного пространства.
А что говорят простые люди?
Большинство рассказов людей, переживших клиническую смерть, описывают места и состояния, которые кажутся близкими к нашему миру и находятся по эту сторону от его границ. Однако также встречаются свидетельства, в которых говорится о местах, похожих на рай или ад, упоминаемых в Священном Писании.
Видение ада
Так, доктор Георг Ритчи в своей книге "Возвращение из завтра" делится личным опытом 1943 года, когда он стал свидетелем видений ада. В этих видениях грешники были одержимы земными желаниями, которые оставались неудовлетворенными. Ритчи описывает видения убийц, привязанных к своим жертвам, которые молили о прощении, но их мольбы оставались неуслышанными, а слёзы бесполезными.
Геена огненная
Томас Уэлч, работавший на лесопилке в Портланде, штат Орегон, рассказывает о своём опыте, когда он поскользнулся, упал в реку и оказался под давлением огромных бревен.
Рабочим потребовалось больше часа, чтобы найти его тело и достать из-под бревен. Не видя в нем никаких признаков жизни, они сочли его умершим.
Сам же Томас в состоянии своей временной смерти оказался на берегу необъятного огненного океана. От вида несущихся волн горящей серы он остолбенел от ужаса. Это была геенна огненная, описать которую нет человеческих слов. Тут же, на берегу геенны огненной, он узнал несколько знакомых лиц, которые умерли раньше него. Все они стояли в оцепенении от ужаса, глядя на перекатывающиеся огненные валы. Томас понимал, что уйти отсюда нет никакой возможности. Он стал жалеть, что раньше мало заботился о своем спасении. О, если бы он знал, что ждет его, он бы жил совсем иначе.
В тот момент Томас увидел вдали приближающуюся фигуру. Черты лица прохожего одновременно излучали силу и душевное тепло. Сразу стало ясно Томасу, что перед ним Иисус, Единственный, кто в силах спасти его душу от вечных мук. В сердце Томаса зародилась надежда на то, что он не останется незамеченным. Однако Иисус шел, глядя куда-то вперед, казалось, не замечая Томаса. Томас, убежденный, что вскоре Иисус исчезнет из виду и все будет потеряно, внезапно заметил, что Иисус обернулся и посмотрел на него. Этот взор был всем, что ему было нужно на тот момент — один взгляд Спасителя.
В одно мгновение Томас вернулся в свое тело и ожил. Он еще не успел открыть глаза, как уже четко слышал молитвы рабочих, стоявших вокруг него.
Спустя годы Томас сохранил в памяти каждую деталь увиденного «там». Этот опыт был слишком значим, и его невозможно было забыть. Историю своего чудесного спасения Томас Уэлч изложил в труде "Oregon’s Amazing Miracle", изданном организацией Christ for the Nations, Inc. в 1976 году.
Душа покинула тело и ... Пламя!
Пастор Кеннет Е. Хейгин вспоминал событие апреля 1933 года в городе Маккиней, Техас, когда его сердцебиение остановилось, и душа покинула его тело. Он описывал, как его начало опускать все ниже, в окружении становилось все темнее и горячее. Проникнув еще глубже, он начал замечать мерцающие на стенах пещеры зловещие огни, по всей видимости, исходящие из ада.
Внезапно, огромное пламя вырвалось наружу и потянуло его к себе. Даже много лет спустя, он по-прежнему мог представить перед собой это адское пламя с невероятной ясностью.
Когда он достиг дна пропасти, рядом с ним появился какой-то дух и начал направлять его. В этот момент над адской тьмой прозвучал могущественный голос, который, хоть и был неясен для пастора, но явно принадлежал Богу. От этого голоса весь подземный мир затрепетал, словно осенние листья под воздействием ветра. Дух, который вел его, отступил, и вихрь унес его обратно вверх. Снова стал проникать земной свет, и он очутился в своей комнате, ворвавшись обратно в свое тело так же резко, как человек впрыгивает в брюки. Он увидел бабушку, которая сказала ему: "Сыночек, я уже подумала, что ты умер".
Впоследствии Кеннет стал пастором в одной из протестантских церквей и посвятил свою жизнь служению Богу. О своем опыте он рассказал в публикации под названием «Мое свидетельство».
Кто сталкивался с адом.
В своей книге доктор Раулингз отвел целую главу рассказам тех, кто сталкивался с адом. Например, некоторые свидетельствовали о видении огромных полей, где грешники вечно сражались, нанося друг другу травмы, убивая и насилуя. Воздух пропитан был невыносимыми криками, бранью и проклятьями. Другие описывали места бесплодного труда, где беспощадные демоны заставляли души грешников бесконечно перемещать тяжести из одного места в другое.
Два случая
Невыносимость адских мук еще проиллюстрирована следующими двумя рассказами из православных книг.
Один расслабленный, промучившись много лет, наконец, взмолился к Господу с просьбой прекратить его страдания. Явился ему Ангел и сказал: «Твои грехи требуют очищения. Господь предлагает тебе вместо одного года страданий на земле, которыми бы ты очистился, испытать три часа мучения в аду. Выбирай». Страдалец подумал и выбрал три часа в аду. После этого Ангел отнес его душу в преисподние места ада. Всюду был мрак, теснота, везде духи злобы, вопли грешников, везде одни страдания. Душа расслабленного пришла в невыразимый страх и томление, на его крики отвечало только адское эхо и клокотание гееннского пламени. Никто не обращал внимания на его стоны и рев, все грешники были заняты своими собственными мучениями. Страдальцу казалось, что уже протекли целые века и что Ангел забыл про него.
Но вот наконец появился Ангел и спросил: «Каково тебе, брат?» — «Ты обманул меня! — воскликнул страдалец. — Не три часа, а многие годы я здесь в невыразимых мучениях!» — «Что за годы?! — переспросил Ангел. — Прошел лишь один час, и тебе надлежит еще помучиться два часа». Тогда страдалец начал умолять Ангела вернуть его на землю, где он согласен страдать сколько угодно лет, лишь бы уйти из этого места ужасов. «Хорошо, — ответил Ангел, — Бог проявит к тебе великую Свою милость».
Оказавшись опять на своем болезненном ложе, страдалец с той поры уже с кротостью терпел свои страдания, помня адские ужасы, где несравненно хуже. (Из писем Святогорца, стр. 183-я, письмо 15-е, 1883 год).
Видение монаху
Описывается история двух приятелей, один из которых постригся в монахи и принял аскетический образ жизни, в то время как второй продолжал светскую жизнь, наполненную пороками. После неожиданной кончины последнего, его друг обратился к Всевышнему с молитвой о разгадке судьбы усопшего. В одном из видений ему явился покойный друг, который рассказал о тягостных пытках, постигших его в загробной жизни, и о неумолимом черве, который разъедал его тело. После того как дух показал свою ногу, изъеденную ужасающими червями, из ран исходил столь отвратительный запах, что монах немедленно пробудился и, поспешно покинув свою келью, оставил дверь открытой. Зловоние заполнило весь монастырь, и, поскольку оно не рассеивалось со временем, братия была вынуждена переехать в другое место. Монах, ставший свидетелем адских страданий своего друга, так и не смог избавиться от преследующего его запаха до конца своих дней. Эта история зафиксирована в книге «Вечные загробные тайны», выпущенном святым Пантелеймоновым монастырем на Святой Горе Афон.
А что же в Раю?
В контрасте с этими мрачными изображениями, рассказы о Рае всегда проникнуты светом и радостью.
Так, например, мировой ученый Фома N., утонул в бассейне в возрасте пяти лет, но благодаря тому, что один из родственников заметил и спас его, мальчик был доставлен в больницу. Собравшиеся там родственники услышали от доктора, что мальчик мертв, но к удивлению всех, он воскрес.
Фома рассказывал: «Когда я оказался под водой, я ощутил полет сквозь длинный туннель. В конце туннеля я увидел Свет, который был настолько ярким и осязаемым. Там встретил Бога и, вероятно, Ангелов вокруг. Приближаясь к Богу, мне было сказано, что моё время ещё не пришло. Я хотел остаться, но внезапно вернулся в своё тело».
Фома утвержденно заявляет, что определенное видение указало ему путь к истине в жизни. Его порыв стать ученым был мотивирован желанием глубже исследовать мир, созданный Богом. Он, несомненно, достиг значительных результатов на этом пути.
Я видела вечность
В своем труде "Я видела вечность", опубликованном в 1977 году, Бетти Мальц описывает свой опыт после смерти, когда она оказалась на красивом зеленом холме. Она была поражена тем, что, несмотря на три хирургические раны, она свободно ходит без боли.
Над головой раскинулось безоблачное синее небо, и, хотя солнца нет, свет исходит отовсюду. Под ее босыми ногами — трава невиданного земными глазами оттенка, каждый стебелек казался живым. Подъем холма был крутым, но ее ноги двигались без усилий. Она заметила обилие ярких цветов, кустарников и деревьев. Слева от нее находилась мужская фигура в длинной одежде. Подумав, не ангел ли это, Бетти осознала, что он ей знаком и знает ее хорошо. Она ощущала себя молодой, здоровой и счастливой, испытывая чувство полноты жизни и осуществления своих желаний. Затем перед ее взором прошла вся ее жизнь, где она увидела собственный эгоизм и почувствовала стыд, но одновременно чувство заботы и любви окружало ее.
Дворец, к которому они подошли, описывается как невероятно красивый, с музыкой и пением, и хотя башен не было, стена украшена драгоценными камнями, а ворота сделаны из жемчуга. Когда ворота слегка распахнулись, она увидела улицу, озаренную золотым светом, и хоть никого не было видно, она поняла, что там — Иисус.
Порыв войти внутрь прекратился, когда она вспомнила о своем отце и вернулась в свое тело. Этот опыт приблизил ее к Богу и пробудил любовь.
Что видел святой?
Святой Сальвий Альбийский, галльский иерарх шестого века, вернулся к жизни после того, как был мертв большую часть дня, и рассказал своему другу Григорию Турскому следующее. «Когда келья моя сотряслась четыре дня тому назад и ты увидел меня мертвым, я был поднят двумя Ангелами и отнесен на высочайшую вершину Неба, и тогда под моими стопами, казалось, виднелись не только эта жалкая земля, но также солнце, луна и звезды. Затем меня провели через ворота, которые сияли ярче солнца, и ввели в здание, где все полы блестели золотом и серебром. Свет тот описать невозможно. Место это было наполнено людьми и простиралось так далеко во все стороны, что конца ему не было видно. Ангелы расчистили передо мною путь сквозь эту толпу, и мы вошли в то место, на которое наш взгляд был направлен еще тогда, когда мы были недалеко. Над этим местом парило светлое облако, которое было светлее солнца, и из него я услышал голос, подобный голосу вод многих.
Потом меня приветствовали некие существа, одни из которых были облачены в священнические одежды, а другие в обычное платье. Мои сопроводители объяснили мне, что это были мученики и другие святые. Пока я стоял, меня обвеивало такое приятное благоухание, что, как бы напитанный им, я не ощущал потребности ни в еде, ни в питье. Затем голос из облака сказал: “Пусть этот человек вернется на землю, ибо он нужен Церкви”. А я пал ниц на землю и заплакал. “Увы, увы, Господи, — сказал я. — Зачем Ты показал мне все это только для того, чтобы снова отнять у меня?” Но голос ответил: “Иди с миром. Я буду призирать на тебя, пока не возвращу тебя вновь в это место”. Тогда я плача пошел обратно через ворота, в которые вошел».
Откровение блаженного Андрея
Впечатляющее откровение о Небесах описал блаженный Андрей, Христа ради юродивый, славянин, который жил в Константинополе в IX веке. Во время одной из суровых зим, когда он лежал на улице, умирая от холода, вдруг он почувствовал необыкновенное тепло и увидел пред собой великолепного юношу с лицом, сияющим как солнце. Этот юноша проводил его на третье Небо, в Рай. Вот его слова о том, что он увидел, вернувшись на Землю:
«По Божественному изволению я пребывал в течение двух недель в сладостном видении... Я видел себя в раю, и здесь я дивился несказанной прелести этого прекрасного и дивного места. Там находилось множество садов, наполненных высокими деревьями, которые, колыхаясь своими вершинами, веселили мое зрение, и от ветвей их исходило приятное благоухание... Эти деревья нельзя уподобить по красоте ни одному земному дереву. В тех садах были бесчисленные птицы с золотыми, белоснежными и разноцветными крыльями. Они сидели на ветвях райских деревьев и так прекрасно пели, что от их сладкозвучного пения я не помнил себя...
После этого мне показалось, что я стою наверху небесной тверди, передо мной же ходит какой-то юноша со светлым, как солнце, лицом, одетый в багряницу... Когда я последовал за ним, то увидел высокий и красивый крест, подобный радуге, а кругом его — огнеподобных певцов, которые воспевали и славословили Господа, распятого за нас на кресте. Шедший предо мною юноша, подойдя ко кресту, поцеловал его и дал знак и мне, чтобы я сделал то же... Лобызая крест, я исполнился несказанной радости и почувствовал благоухание сильнее прежнего.
Идя дальше, я посмотрел вниз и увидел под собой как бы морскую бездну. Юноша, обратившись ко мне, сказал: “Не бойся, ибо нам необходимо подняться еще выше”, — и подал мне руку. Когда я ухватился за нее, мы уже находились выше второй тверди. Там я увидел дивных мужей, их непередаваемую на человеческом языке радость... И вот мы поднялись выше третьего неба, где я видел и слышал множество сил небесных, воспевающих и славословящих Бога. Мы подошли к какой-то блистающей, как молния, завесе, перед которой стояли юноши, видом подобные пламени... И сказал мне водивший меня юноша: “Когда откроется завеса, ты увидишь Владыку Христа. Тогда поклонись престолу славы Его”. ...И вот какая-то пламенная рука отверзла завесу, и я, подобно пророку Исаии, узрел Самого Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и серафимы летали вокруг Него. Он был облачен в багряную одежду; лицо Его сияло, и Он с любовью взирал на меня. Увидев это, я пал пред Ним ниц, кланяясь Пресветлому и Престолу славы Его.
Какая радость объяла меня при созерцании лица Его, того нельзя словами и выразить. Даже и теперь, при воспоминании о том видении, я преисполняюсь неизреченной радостью. В трепете я лежал перед своим Владыкой. После сего все небесное воинство воспело предивную и неизреченную песнь, а затем — не понимаю и сам, как я снова очутился в раю».
Следует отметить, что когда святой Андрей, не найдя Деву Марию, осведомился о Ней, Ангел объяснил ему: «Думал ли ты увидеть здесь Царицу Небесную? Она отсутствует. Она сошла в мир, полный невзгод, чтобы помогать людям и утешать страдающих. Я бы показал тебе Ее священное место, но сейчас не время, так как тебе необходимо вернуться».
Согласно жизнеописаниям святых и изложениям в православной литературе, душа отправляется на Небеса после того, как оставляет земной мир и пересекает пространство, разделяющее его с Небесами. Во время этого перехода часто случаются искушения со стороны демонов. В то же время Ангелы всегда сопровождают душу на Небеса, и она никогда не достигает их самостоятельно.
Святитель Иоанн Златоуст утверждал: «Ангелы провели Лазаря... так как душа не может самостоятельно отправиться в ту жизнь, которая ей недоступна. Если нам, переходя из одного города в другой, нужен проводник, то тем более в проводниках нуждается душа, отделившаяся от тела и направляющаяся к будущему существованию».
Вывод
Очевидно, современные рассказы о свете и о местах дивной красоты передают не действительные посещения этих мест, а лишь «видения» и «предвкушения» их на расстоянии. Подлинное посещение Неба всегда сопровождается явными знамениями Божественной благодати: иногда дивным благоуханием, сопровождаемым чудесным укреплением всех сил человека.
Например, благоухание так напитало святого Савелия, что ему более трех дней не требовалось еды и питья, и только когда он рассказал об этом, благоухание исчезло. Глубокий опыт посещения Неба сопровождается чувством благоговения перед величием Божиим и сознанием своего недостоинства.
При этом личный опыт Неба недоступен точному описанию, потому что «не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило то на ум человеку, что приготовил Бог любящим Его», и «теперь мы видим как бы через тусклое стекло, гадательно, тогда же увидим лицом к лицу» (1 Кор. 2:9 и 13:12).
(Из записей епископа Александра Милеанта.)
Слава Богу за всё!