Найти в Дзене

Что такое анализ эпизода текста художественного литературного произведения?

«Эпизод (от греческого – буквальный перевод – сверх того входящее; вставка) – небольшая часть литературного произведения (романа, пьесы, повести), - играющая в развитии фабулы определенную структурную роль. Это могут быть поступки персонажей, небольшое происшествие или крупное событие, дающее новое направление фабуле. В больших по текстовому объему произведениях фабула строится на сцеплении ряда эпизодов, в небольших – фабула может основываться на одном отдельном эпизоде.» - Квятковский А. П. Поэтический словарь. / Научный редактор – И. Роднянская.. – М.: «Советская энциклопедия». 1966.- С. 357. «Фабула (от латинского – Fabula – история, рассказ) – последовательное развитие событий и происшествий в литературном произведении на основе сюжета.» - Квятковский А. П. Поэтический словарь. / Научный редактор – И. Роднянская. – М.: «Советская энциклопедия». 1966. – С. 320. «Фабула (от латинского – «Fabula – сказание, рассказ, предание) – многозначный литературоведческий термин. Под «сюжетом»
«Эпизод (от греческого – буквальный перевод – сверх того входящее; вставка) – небольшая часть литературного произведения (романа, пьесы, повести), - играющая в развитии фабулы определенную структурную роль. Это могут быть поступки персонажей, небольшое происшествие или крупное событие, дающее новое направление фабуле. В больших по текстовому объему произведениях фабула строится на сцеплении ряда эпизодов, в небольших – фабула может основываться на одном отдельном эпизоде.» - Квятковский А. П. Поэтический словарь. / Научный редактор – И. Роднянская.. – М.: «Советская энциклопедия». 1966.- С. 357.
«Фабула (от латинского – Fabula – история, рассказ) – последовательное развитие событий и происшествий в литературном произведении на основе сюжета.» - Квятковский А. П. Поэтический словарь. / Научный редактор – И. Роднянская. – М.: «Советская энциклопедия». 1966. – С. 320.
«Фабула (от латинского – «Fabula – сказание, рассказ, предание) – многозначный литературоведческий термин. Под «сюжетом» понимают хронологическую последовательность изображаемых событий, а под «фабулой» - тот порядок, в котором о них повествуется. Некоторые литературоведы хронологическую последовательность событий называют «фабулой», а их художественное расположение – «сюжетом». Неоднократно высказывалось мнение, что сюжет – схема событий, а фабула – их конкретное и многостороннее изображение.» - Краткий словарь литературоведческих терминов. Книга для учащихся. / Под редакцией Л. И. Тимофеева, С. В. Тураева. – Издание второе. – М.: «Просвещение».1985. – С. 182.
«Сюжет – от французского – Sujet – предмет; от латинского – Subjectum; структурная основа, костяк художественного, прозаического и стихотворного повествования; рассказ о событиях, которые получают подробную мотивировку и окончательное раскрытие в фабуле. В сюжете заключены общие положения повествования, в фабуле же разветвляются частности и описывается закономерное развитие событий.
Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.
Главнейшие элементы сюжета – завязка, развитие действия, его кульминация и развязка. Единой системы развития сюжета нет, каждый писатель развивает сюжет по-своему средствами фабулы. Сюжет легко передать вкратце, фабула же требует длинного изложения и почти не поддается пересказу. Фабула подчинена сюжету, который сообщает стройность и единство многообразию событий, описываемых в художественном произведении. Сюжет относится к архитектонике художественного произведения, фабула – к его композиции.» - Квятковский А. П. Поэтический словарь. / Научный редактор – И. Роднянская. – М.: «Советская энциклопедия». 1966. – С. 293.
«Эпизод – от греческого – Episodios – привходящий, посторонний; та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в истории жизни персонажа момент. Текстовый объём эпизода существенно зависит от того, частью какого произведения является эпизод. Эпизод из романа или повести может составить самостоятельный рассказ, который. В свою очередь, распадается на ряд законченных эпизодов.» - Краткий словарь литературоведческих терминов. Книга для учащихся. / Под редакцией Л. И. Тимофеева, С. В. Тураева. – Издание второе. – М.: «Просвещение». 1985. – С. 201-202.
«Эпизод – от греческого – Epeisodion – вставка. 1. Происшествие, событие, случай. – Вспоминать эпизод один за другим. 2. Одно из звеньев какого-либо процесса. – Период коллективизации – один из драматических эпизодов истории. 3. Малозначительный, частный случай – Мелкий эпизод моей биографии. 4. Часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и завершенностью. – Сыграть роль в эпизоде.» - Современный толковый словарь русского языка. / Главный редактор – С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт». 2001. – С. 952.
«Эпизод – 1. Случай, событие, происшествие. – Интересные эпизоды из жизни путешественников, отраженные в мемуарах. 2. Мелкий, незначительный случай, незаметное событие. – Это лишь случайный эпизод в его жизни. 3. Часть художественного произведения, обладающая известной самостоятельностью и законченностью. – Вставной эпизод в пьесе.» - Словарь русского языка. Составитель – С. И. Ожегов. Издание третье. / Под общей редакцией академика С. П. Обнорского. – Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М.: 1953. – С. 841.

Умение анализировать эпизод необходимо при любой вдумчивой работе над текстом художественного литературного произведения. Какие задачи встают перед читателем, который начинает анализировать эпизод?

Читателю необходимо:

  1. Установить границы эпизода;
  2. Выявить и определить основное смысловое и сюжетное содержание эпизода; определить, какие персонажи в нем участвуют;
  3. Проследить смену настроений и чувств героев эпизода; выявить авторскую мотивировку их поступков;
  4. Выявить, рассмотреть и осмыслить композиционные особенности эпизода, его сюжет;
  5. Проследить логику развития авторской мысли, отраженную в композиционных особенностях эпизода, в движении сюжетной линии эпизода, в смене настроений и чувств героев эпизода;
  6. Выявить художественные и образные средства, создающие эмоциональную атмосферу эпизода;
  7. Определить и показать роль эпизода в литературном произведении; выявить и показать, как он логически соединен с другими эпизодами текста (прежде всего – с предшествующим эпизодом и с эпизодом, который следует сразу после эпизода, который анализируется);
  8. Показать роль эпизода в раскрытии авторского замысла.

Разумеется, последняя из перечисленных задач является самой сложной; а также она является самой главной – потому что при комментированном анализе эпизода литературного произведения нам важно показать: как авторский идейный замысел всего произведения в целом отражен в каждой его отдельной его части.

Анализ эпизода – это рассуждение, требующее особого внимания к тексту литературного произведения. Анализ эпизода литературного произведения предполагает внимание к художественным деталям, осмысление их роли и значения для образа героя литературного произведения, отраженного в эпизоде.

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Конечно, чем зорче и внимательнее взгляд исследователя, тем лучше – и в литературоведении, и в культурологии, и в историографии. Но любой анализ предполагает обязательно синтез; аналитический комментарий эпизода всегда заканчивается обобщениями и выводами, сделанными на основе наблюдений, на основе внимательного чтения текста литературного произведения, к которому относится выбранный эпизод.

Но существует серьезная опасность: замена анализа эпизода его пересказом! Как можно избежать такой опасности?...

Среди множества приемов постижения целостного смысла литературного произведения существует следующий – обращение к ключевым эпизодам художественного текста. Можно ли по одному эпизоду логично и целостно рассуждать обо всем литературном произведении?... Если мы, читатели , воспринимаем литературное произведение, как живое, разноуровневое дополнение и взаимодействие всех его композиционных и смысловых частей – то , конечно, можно. В каком случае целостный смысл проецируется на каждый элемент содержания и формы литературного произведения? В каком случае возможно восхождение от каждого из таких элементов к целостному пониманию литературного художественного произведения?

Думается, в том случае, если мы воспринимаем произведение, как разноуровневое взаимодействие всех его компонентов – от вечных тем в авторской трактовке до последней запятой текста; от образов главных героев до самой малосущественной образной детали.

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Разумеется, анализ эпизода может иметь отношение только к прозаическим повествовательным произведениям литературы. Когда мы начинаем аналитически комментировать эпизод, анализировать его – изначально следует учитывать место предлагаемого для анализа эпизода по отношению к целому, законченному тексту литературного произведения.

Если перед нами эпизод, раскрывающий характер главного героя (главных героев), то необходимо понять – какое значение для дальнейшего развития сюжета имеет эта характеристика? Подтверждают или опровергают в дальнейшем взаимоотношения героев наши первые впечатления о них? Поэтому мы говорим не только о конкретной сцене, но и о том, какова роль этого звена композиции в осмыслении литературного произведения.

Даже если пред нами эпизод, который принято в литературоведении называть «вставной новеллой» - все равно прежде всего при анализе такого эпизода необходимо обращать внимание на степень мотивированности и близости смыслового содержания «вставной новеллы» и смыслового содержания всего произведения в целом.

Конечно, обращаясь к анализу эпизода – «вставной новеллы», читателю необходимо обязательно иметь в виду: кто и с какой целью выступает в роли повествователя?

В ходе наших рассуждений об анализе эпизода литературного художественного произведения возникает закономерный вопрос: можно ли изучать произведение по отдельным эпизодам, а тем более составлять развернутое рассуждение?

Разумеется, выбранные для анализа (или для аналитического комментария) эпизоды должны быть действительно ключевыми. В таких эпизодах должна фокусироваться художественная идея автора; анализ ключевых эпизодов должен давать читателю возможность понимания смысла литературного художественного произведения, возможность понимания его проблематики.

Изучать, анализировать, комментировать отдельный эпизод можно только в т ом случае, если прочитано все литературное произведение в целом!

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Когда мы говорим о том, что знание литературного произведения подразумевает несколько уровней, различную глубину знания, если сказать точнее – путь читателя от общего (иногда – достаточно поверхностного) представления о произведении до текстуального знания его текста.

Если произведение внимательно прочитано - то всегда у читателя есть возможность пересказать его законченный фрагмент – главу, эпизод, вставной эпизод – новеллу, авторскую характеристику главного героя. В случае такого пересказа проявляется фактическое знание текста – настоящая основа знания литературного произведения.

Но фактическое знание текста произведения непременно должно трансформироваться в личное понимание его смысла. Никогда не бывает понимания без знания! Чтобы выявить, выяснить и объяснить роль того или иного эпизода литературного произведения, - необходимо знать и понимать его. Литературное произведение необходимо внимательно и вдумчиво прочитать, поверхностное быстрое прочтение просто не даст читателю возможности осмысления текста литературного произведения.

А для того, чтобы по-настоящему знать текст художественного литературного произведения – необходимо точно представлять его композицию – движение сюжета, движение смыслового содержания, сцепление мыслей, которое и создает иллюзию реальности происходящих событий и действующих в произведении героев.

Как мы уже сказали, никогда не бывает понимания литературного произведения без фактологического знания его текста. Но знание текста еще не гарантирует его понимания – глубоко личностного, серьезного отношения, читательской заинтересованной оценки – что, собственно говоря, и является интерпретацией.

Чтобы выявить и выяснить роль эпизода в пространстве текста художественного литературного произведения – необходимо знать и понимать выбранный для анализа эпизод. Связи эпизода с пространством художественного текста, к которому эпизод принадлежит, - выявляются и учитываются по самым разным направлениям, а не только в сюжетном отношении.

Наверное, в заключение уместно будет повторить следующее определение:

«Текст – от латинского – textum – связь, соединение. 1. Слова, предложения в определенной связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ, - напечатанные, написанные или запечатленные в памяти. – Рукописный текст. Канонический текст (подлинно авторский текст в его последней редакции, общепринятый для всех изданий этого произведения). Текст приказа. Текст на английском языке. // Отрывок из какого-либо произведения словесности, предназначенный обычно для учебных целей. – Текст повышенной трудности. Текст на аудирование. Перевод текста на экзамене.
2. Основной материал какого-либо сочинения, документа, в отличие от примечаний, комментариев к нему.
3. Слова к музыкальному сочинению. – Текст песни.» -Современный толковый словарь русского языка. / Главный редактор – С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт». 2001. – С. 823.
Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.