Найти в Дзене
Московский летописец

Вспоминаем историю с географией. Какими были первые американские колонисты …

Оглавление

«Даже для первых американских колонистов сама идея о том, что преследование собственной выгоды можно считать заслуживающей право на существование или даже мало-мальски полезной целью в жизни, казалась измышлением дьявола.»

Роберт Хайлбронер, американский экономист, философ, историк

Чтобы лучше понять, какими были первые колонисты, нужно учесть, во-первых, различия между колонистами из разных стран. Например, переселенцы из Испании сильно отличались от португальцев и ещё больше — от англичан или французов.

Во-вторых — условия и обстоятельства, с которыми они сталкивались в разных уголках Нового Света. Эмиграция в испанские и португальские колонии находилась под строгим контролем властей. К примеру, из Испании в Новый Свет на протяжении большей части трёхвекового колониального периода можно было выехать только из Севильи. При этом каждый колонист должен был получить индивидуальное разрешение, а его имя вносилось в особый список. Но организовать такой контроль было очень сложно, и время от времени его обходили. Власти тщательно заботились и о том, чтобы в колонии попадали только католики и подданные испанских монархов. А попытки колонистов из других стран основать поселения на территориях, которые испанцы считали своими, вызывали резкое сопротивление.

Как только слухи о богатствах Америки стали подкрепляться успехами конкистадоров в Мексике и Перу, поток переселенцев вырос. Напомню, что конкистадо́рами (исп. conquistador — завоеватель) в период конца XV — XVI веков называли испанских или португальских завоевателей территорий Нового Света в эпоху колонизации Америки, участников «конкисты» — завоевания Америки. Лидеры конкистадоров-первопроходцев именовались «аделантадо».

Открытие реки Миссисипи конкистадором Эрнандо де Сото в 1541 году. Картина Уильяма Генри Пауэлла. 1853 год. Architect of the Capitol
Открытие реки Миссисипи конкистадором Эрнандо де Сото в 1541 году. Картина Уильяма Генри Пауэлла. 1853 год. Architect of the Capitol

Так вот, примерно до середины XVI века туда ехали в основном потенциальные конкистадоры, то есть те, кто рассчитывал на свою шпагу, а не на плуг (хотя хлебопашцы и ремесленники среди первых колонистов тоже имелись). В основном это были небогатые выходцы из юго-западных районов Испании, Эстремадуры и Андалусии, переселявшиеся не от хорошей жизни. Их отличали энергичность и упорство. Другие там просто не выживали. При этом прагматизм у них удивительным образом сочетался с наивной верой в чудеса. Они были убеждены в существовании на просторах Америки великанов и амазонок, золотых городов и источника вечной молодости.

Мало кому повезло стать участником одной из немногих действительно удачных экспедиций, обогативших всех выживших. Повезло, например, людям Франсиско Писарро, пленившим Сапа Инку  (Сапа Инка — титул верховного правителя инков, дословно — «Единственный Инка» или, как иногда переводят, «Верховный Инка») Атауальпу и получившим за него фантастический выкуп.

Атауа́льпа, или Атава́льпа, или Тиксикапак Инка, или Авки Тупак Атау Вальпа (кечуа Ataw Wallpa, исп. Atahualpa, Atabalipa, Atagualpa; 1497—1533) — последний император Империи инков, правивший с 1532 по 1533 год, накануне Испанского завоевания.
Атауа́льпа, или Атава́льпа, или Тиксикапак Инка, или Авки Тупак Атау Вальпа (кечуа Ataw Wallpa, исп. Atahualpa, Atabalipa, Atagualpa; 1497—1533) — последний император Империи инков, правивший с 1532 по 1533 год, накануне Испанского завоевания.

Ещё меньше среди них было тех, кто вернулся в Испанию и зажил припеваючи во дворцах, построенных на захваченные сокровища. Все остальные либо быстро промотали свою долю, либо так и не нажили состояния и зависели от милостей центральной власти, в том числе от пожалования земель, которые передавались вместе с проживающими на них индейцами и назывались энкомьендами. Формально владельцы энкомьенд (энкомендеро) должны были о них заботиться, но фактически жили за счёт труда местного населения.

Как раз в середине XVI века, когда заканчивалась Конкиста, на территории нынешних Мексики и Боливии были найдены богатейшие месторождения серебра. С этого времени их эксплуатация стала главной целью испанской короны. Сельскохозяйственное освоение захваченных земель надолго отошло на второй план. Именно тогда окончательно оформились основные черты испанской колонизации и испанского колониста.

Колонист живёт рядом с огромными богатствами и в значительной мере причастен к их эксплуатации. Он её организует, обеспечивает охрану и то, что сейчас назвали бы инфраструктурой. Колонист очень зависит от метрополии, находится под её постоянным контролем. Перед ним, как правило, не стоит проблема выживания. Он далеко не всегда готов зарабатывать на жизнь собственным трудом. Этому способствовали и широко распространенные в Испании XVI века представления о том, что ручной труд — недостойное и даже презираемое занятие.

Португальские колонисты тоже искали быстрого обогащения. Но им, в отличие от испанцев, не довелось найти в своих владениях таких залежей серебра. Позже они обнаружили у себя золото и алмазы, но это произошло только в конце XVII — первой трети XVIII века. В XVI столетии источниками обогащения для них были заготовка ценной красной древесины, востребованной в Европе, и организация пока ещё технически несовершенного, но уже прибыльного производства сахара из тростника, завезённого в Бразилию с Канарских островов. Представление о том, что собственный ручной труд неблагороден, проявилось и здесь. Рабочей силой на кустарных производствах, которые назывались энженью, были зависимые индейцы и африканские невольники. Начало массового ввоза в Бразилию африканских рабов связано именно с разрастанием плантационного хозяйства и производства тростникового сахара, а вот хозяева именовались не иначе как сеньоры/господа энженью.

Если испанские и португальские владения были неотъемлемой частью пиренейских монархий и все находились в равном правовом положении по отношению к метрополии, то британские колонии с самого начала были разными.

Договор Уильяма Пенна с индейцами. Картина Бенджамина Уэста. 1771–1772 годы. Pennsylvania Academy of the Fine Arts
Договор Уильяма Пенна с индейцами. Картина Бенджамина Уэста. 1771–1772 годы. Pennsylvania Academy of the Fine Arts

Существовало три вида колоний. Королевские колонии принадлежали непосредственно короне и управлялись назначенными из Лондона чиновниками. В корпоративных колониях корона (или в 1649–1660 годы парламент) наделяла правами управления особое акционерное общество. В собственнических колониях эти права получал тот или иной человек.

Акционерные общества или частные лица, получавшие от властей права на освоения североамериканских земель, часто на бумаге скрывали свои настоящие намерения. Так, в 1628 году была основана Компания Массачусетского залива. Её целью было создать в Новом Свете идеальный мир христианской жизни в протестантско-кальвинистской трактовке. Напомню, что кальвинизм — направление протестантизма, созданное в 1530–50-е годы во Франции и Швейцарии Жаном Кальвином. В повседневной жизни последователи кальвинизма отличаются особой строгостью и аскетизмом. Кальвинистов в Англии называли пуританами. Создать идеальный мир, так называемый Град на холме из Нагорной проповеди, как сказал переселенцам основатель Массачусетса Джон Уинтроп (1588–1649) перед отплытием корабля. Из пуританской колонизации выросли шесть штатов Новой Англии на северо-востоке современных США. А Пенсильванская колония была создана Уильямом Пенном (1644–1718) главным образом для собратьев-квакеров, хотя в составленных им основных законах колонии было сказано, что на новых землях приветствуют всех переселенцев, верующих в единого Бога.

Уи́льям Пенн (англ. William Penn; 14 октября 1644, Лондон — 30 июля 1718, Беркшир) — ключевая фигура в ранней истории английских колоний в Америке. Пенн почитается в США как один из основателей первой столицы страны — Филадельфии («города братской любви»), ставшей историческим центром провинции Пенсильвания. Был квакером-пацифистом и проповедником веротерпимости. Основал в качестве «убежища для свободомыслящих европейцев» колонию, которую назвали — Пенсильвания (Лесная страна Пенна)
Уи́льям Пенн (англ. William Penn; 14 октября 1644, Лондон — 30 июля 1718, Беркшир) — ключевая фигура в ранней истории английских колоний в Америке. Пенн почитается в США как один из основателей первой столицы страны — Филадельфии («города братской любви»), ставшей историческим центром провинции Пенсильвания. Был квакером-пацифистом и проповедником веротерпимости. Основал в качестве «убежища для свободомыслящих европейцев» колонию, которую назвали — Пенсильвания (Лесная страна Пенна)

В королевские колонии ехали в основном бедняки с надеждами на лучшую жизнь и собственный земельный надел в Новом Свете. Большинство из них не могли самостоятельно оплатить переезд и потом отрабатывали эту «ссуду» в течение 4–7 лет. Поэтому их называли «законтрактованными слугами». На выходе они получали землю, иногда с сельскохозяйственным инвентарем для её обработки. Из примерно 75 000 человек, переселившихся в Виргинию и Мэриленд в 1630–1680 годах, две трети приехали именно как законтрактованные слуги.

Первые британские переселенцы в Северной Америке оказались в совсем другом положении по сравнению с испанцами в Центральной и Южной Америке.

Во-первых, там не было ни золота, ни серебра, ни других богатств, которые привлекали людей соблазном легкой наживы. Хотя сразу же появились теоретические обоснования колонизации, в которых подчеркивалось, что англичане могут зарабатывать в этих местах на ловле рыбы и лесозаготовках не меньше, чем испанцы — на золоте и серебре.

Во-вторых, природно-климатические условия для европейцев здесь были тяжёлыми, а помощь из метрополии — минимальной. Выжить можно было только благодаря ежедневному тяжелому труду и жесткой дисциплине. В самой первой постоянной колонии (Джеймстаун, Виргиния), основанной в 1607 году, зиму и весну 1608 года пережили всего несколько десятков из полутора сотен колонистов. Такие цифры не были исключением.

В-третьих, иначе складывались отношения с индейцами, да и сами индейцы были другими. Здесь не было высокоразвитых цивилизаций, накопивших запасы драгоценных металлов, как на территории Мексики или Перу. Европейцам нечего было отнимать у индейцев, кроме земли. В первые годы контакты колонистов с индейцами складывались по-разному: от частых кровавых стычек (весной 1622 года индейцы алгонкины убили 347 колонистов — не менее четверти населения Виргинии) до взаимопомощи. Например, в новоанглийском Новом Плимуте индейцы вампаноаги помогли колонистам пережить первую зиму. Те в благодарность отпраздновали сбор первого урожая вместе с индейцами. Так появился праздник День благодарения. В то же время плотность индейского населения на территории США и Канады была гораздо ниже, чем в государствах ацтеков или инков. Индейцы довольно быстро отступали от прибрежных районов, где селились колонисты.

Первый День благодарения в 1621 году. Картина Жана Леона Жерома Ферриса. 1912–1915 годы. Частное собрание / Library of Congress
Первый День благодарения в 1621 году. Картина Жана Леона Жерома Ферриса. 1912–1915 годы. Частное собрание / Library of Congress

Первые британские колонисты были, как правило, людьми трудолюбивыми и упорными, решительными и умеющими за себя постоять, глубоко верующими и нетерпимыми в отношении религиозного инакомыслия. Нужда приучила их к дисциплине. По сравнению с выходцами из пиренейских стран они относительно мало зависели от метрополии и привыкли во всем полагаться на свои силы.

Источники и полезная литература :

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. В 3 т. Т. 1–2. М., 2006–2007.

2. Даймонд Д. Ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческих обществ. М., 2009.

3. Исаев С. А. У истоков американской истории. V. Квакерство, Уильям Пенн и основание колонии Пенсильвания. 1681–1701. CПб., 2018.

4. Кофман А. Ф. Испанский конкистадор. От текста к реконструкции типа личности. М., 2012.

5. Кофман А. Ф. Рыцари Нового Света. М., 2006.

6. Лас Касас де Б. История Индий. Л., 1968.

7. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. В 5 т. Т. 2. М., 1983.

8. Окунева О. В. «Разрушение Индий», Аристотель в Вальядолиде и современные дискуссии о геноциде во время Конкисты. Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. 2014–2016. М., 2016.

9. Слезкин Л. Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. М., 1981.