Авария в Анталии 24.11.2024 – это уже третий случай, когда в результате грубой посадки Sukhoi SuperJet 100 возникает течь топлива.
Конструктивной особенностью регионального (ближнемагистрального) SuperJet является двухподкосная схема основных опор шасси.
Рычаг (4), который убирает и выпускает шасси, называется «гидроцилиндр». Один конец этого гидроцилиндра на SuperJet крепится к заднему лонжерону, который также является стенкой топливного бака.
Стойки шасси самолётов проектируют так, чтобы при определённой нагрузке они всегда «ломались правильно» или вообще отделялись от крыла — для этого в конструкцию добавляют «слабые звенья», например болты, которые срезаются от нагрузки, превышающей расчётную. Слабые звенья в конструкции шасси Суперджета введены в местах крепления 1. и 3. (показаны на схеме ниже). Остальные узлы крепления основной опоры шасси (ООШ), в том числе гидроцилиндр уборки-выпуска (8.) и кронштейн его крепления (4.), специально введенных слабых звеньев не содержат, так как, по объяснениям разработчика, они должны разрушаться без повреждений кессона крыла (топливного бака), приводящих к утечке топлива, достаточной для возникновения пожара. При моделировании происходило либо разрушение штока гидроцилиндра уборки-выпуска, либо кронштейна его крепления. Так как моделирование показало возможность образования лишь коротких трещин в зонах установки элементов крепежа, то данные результаты были признаны сертифицирующими властями приемлемыми.
То есть гидроцилиндр уборки-выпуска шасси крепится к стенке заднего лонжерона (стенке топливного бака) кронштейном, без слабого звена.
В Авиационных правилах, в части 25 «Нормы летной годности самолетов транспортной категории» (утв. Постановлением 28-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства от 11.12.2008, документ взят с сайта Консультант Плюс) в разделе «Шасси», п.25.721 указано что: «Основные опоры шасси должны быть спроектированы так, чтобы в случае их разрушения из-за превышения расчетных нагрузок на взлете (разбеге) и посадке (пробеге) (предполагается, что нагрузки действуют в направлении вверх и назад) характер разрушения был таким, чтобы не возникала утечка из любой части топливной системы в количестве, достаточном для появления опасности пожара».
То есть фактически, даже при очень грубой посадке, как это было 05.05.2019 в Шереметьево, стойки шасси должны были сложиться так, чтобы не разрушать топливную систему самолёта.
5 мая 2019 г. SuperJet при посадке в Шереметьево совершает три последовательных удара о полосу с перегрузками 2.55 g, 5.85 g и 5.0 g (конструкция его планера рассчитана на перегрузку 3.75 g). После второго, очень грубого касания, правая опора шасси ломается и повисает на гидроцилиндре. При третьем ударе крепление гидроцилиндра проделывает в стенке топливного бака дыру, из которой хлещет керосин и через несколько секунд вспыхивает.
Ещё два случая, с деформацией и разрушением топливных баков SuperJet были зафиксированы менее чем за год до катастрофы в Шереметьево.
Первый произошёл 12 июля 2018 года. О нём рассказал Александр Иванов – лётчик-испытатель первого класса, долгое время проработавший ведущим испытателем в АО «Гражданские самолёты Сухого», и игравший ключевую роль в испытаниях SuperJet.
В статье рассказывается о жёсткой посадке SuperJet во время испытательного полёта на аэродроме Жуковский. Лётчики грубо посадили самолёт, в результате чего правая стойка шасси оказалась сломана от удара, но не до конца: одно крепление осталось, и оно опасно выгнуло задний лонжерон (стенку топливного бака) - словно турник, подвешенный на гипсокартон. Пожар не возник, потому что течи керосина не было - повезло.
Второй случай произошёл 10 октября 2018 года в аэропорту Якутска.
SuperJet из Улан-Удэ садится ночью в Якутске на обледеневшую полосу, средний нормативный коэффициент сцепления которой был 0,28 (при минимально допустимом 0,3). На борту 87 человек. На аэродроме производится ремонт полосы, и часть асфальтобетонного покрытия с неё снята. Самолёту не хватает действующей длины полосы для торможения, на скорости 40-50 км/ч он выкатывается за её пределы и сталкивается с бетонным выступом реконструируемого участка высотой 40 см. Основные опоры шасси получают вертикальную перегрузку 4.39 g, не выдерживают и подламываются, но в этот раз из-под них сочится керосин. Ещё 60 метров самолёт скользит на хвостовой части и двигателях и замирает. По счастливой случайности пожара не возникает. Все живы.
В ходе расследования специалисты МАК выяснили, что основные опоры шасси в местах установки «слабых звеньев» 1. и 3. (как показ. на схеме выше) отделились от крыла без повреждения кессонов, но гидроцилиндры в местах их крепления кронштейнами (точка 4.) без «слабых звеньев» от крыла не отделились. Частично оторванные опоры шасси повисли на гидроцилиндрах и продолжили движение вместе с самолётом, подвергаясь нерасчётным нагрузкам и передавая их на конструкцию планера. Вследствие чего, кронштейны гидроцилиндров обеих опор шасси вмяли стенку заднего лонжерона внутрь баков-кессонов крыла, что привело к образованию в них трещин длиной 21 см в левом и 24 см в правом, через которые вытекал керосин.
На сегодняшний день выпущено более 225 самолётов SuperJet, из них 158 находятся в эксплуатации.
Не смотря рекомендацию МАК и сертифицирующих организаций от 09.10.2020, изменить конструкцию шасси для снижения риска утечки топлива после воздействия на них нагрузок, превышающих расчётные и по результатам оценки доработать вновь выпускаемые, а также находящиеся в эксплуатации экземпляры Sukhoi SuperJet 100, сделано этого не было.
Предварительный отчёт МАК по результатам расследования катастрофы 05.05.2019 в аэропорту Шереметьево
Отчёт МАК по результатам расследования аварии 10.10.2018 на аэродроме Якутск
Зы. Некоторые ссылки, приведённые в посте, открываются только с использованием VPN.