- Меня зовут Мухамедшина Ирина Андреевна. Несмотря на большой опыт работы с разными животными – я постоянно учусь новому. Адаптивная зоопсихология основана на требованиях реальной повседневной жизни, а она бесконечно разнообразна и постоянно подкидывает сложные задачки.
- В нашей работе столько нюансов, что ни в одной статье, ни в целой книге всего не охватить. Обращайтесь ко мне в скайп kiva-vilya1 за личными консультациями. Я занимаюсь коррекцией психики домашних животных и помогу вам понять причину проблемного поведения вашего зверя и разработать стратегию для его исправления.
Здесь я рассказывала о своём решении взять в дом второго питомца – аргентинского дога с врождённой глухотой. Сейчас хочу написать о том, как мой кане-корсо Фирин принял щенка, и как сложились в итоге их отношения.
Надо начать с того, что у Анджея социальная потребность ещё выше, чем у щенков его возраста. Из-за глухоты он больше зависим от помощи стаи, поэтому очень следит за нашими действиями. Фирин же наоборот в каком-то смысле асоциален по отношению к собакам.
Если вкратце, то его общение с себе подобными сводится к следующему: «Ты меня не трогаешь, и я тебя тоже». Такими были отношения между ним и Кивой, моей немецкой овчаркой. Собаки были отстранены друг от друга, хотя жили вместе. Если встречная собака робеет при виде Фирина, он включает свой любимый сценарий: «Лежи давай!». Суть этой «игры» состоит в том, что пëс должен пасть ниц, а Фирин будет стоять над душой и запрещать вставать. Ему не надоедает. Мне не хватило терпения проверять, когда он устанет так играть. Если же собачка оказывается смелее и отказывается играть в «лежи давай», Фирин теряет к ней интерес. То есть либо «лежи давай», либо «я так не играю» 😁
Анджей изначально не вписывался ни в один из этих сценариев. Во-первых, он щенок. Щенячье поведение частично или полностью подавляет конфликтный настрой взрослой собаки. Поэтому оно называется умиротворяющим. Во-вторых, Фирин щенку крайне понравился. В-третьих, Анджей очень настырный, когда ему что-то надо. А надо было спать в обнимку с Фирином.
Первые несколько дней Фирин бывал резковат с Анджеем. Например, когда Джей стал заползать ему на спину, Фирин сделал «рр» и резкий выпад в его сторону. Не принял ещё детёныша и не хотел позволять таких наглостей. Это было ночью, щенок напугался, в итоге я спустилась на коврик его успокаивать. В течение первых двух недель такое повторялось ещё несколько раз в разное время. В среднем же Фирин вёл себя очень отстранённо, словно щенка нет. Анджей ходил за ним хвостом, льнул и тянулся к нему, а Фирин просто его игнорировал.
Если я брала в руки игрушку – оба шли играть со мной, Фирин пытался отпихнуть Анджея. Я старалась с одной стороны пресекать все попытки старшего конкурировать со щенком за моё внимание, с другой давать ему внимание в награду за сдержанность. Первые дни это требовало много участия с моей стороны. Но очень быстро сформировались привычки, и дальше всё получалось само собой. Таким образом, я с первого дня показывала Фирину его роль по отношению к Анджею: «Естественно, щенком я занимаюсь больше, ты теперь должен повзрослеть. Я очень тебя ценю, когда ты помогаешь».
В их общение я почти не вмешивалась. Во-первых, устойчивости нервной системы Фирина сейчас можно позавидовать. Во-вторых, щенок не изнеженный – такого и выбирала. Если случался казус, я продолжала вести себя как обычно. Например, Фирин во второй день пребывания Анджея вскрысился на него из-за игрушки, чем напугал. Я ругнулась на Фирина, отобрала игрушку и чуть поиграла с Анджеем. В следующие разы внимательнее следила за Фирином, ругаясь (просто голосом), когда он начинал рычать. В итоге Фирин стал отдавать Джею игрушку, чем заслужил одобрение. Играя в перетяжки, я требовала, чтобы Фирин просто держал игрушку, не пытаясь отобрать. К этому подключился Анджей, которого Фирину пришлось терпеть. Поскольку он очень послушен, то все мои требования запоминает как свои собственные решения. Фирину было достаточно объяснить правила игры, и каждое следующее их общение проходило всё легче.
Постепенно Фирин совсем принял ребенка. Перестал отстраняться, даже иногда сам инициирует общение. Вначале пару раз он прикусывал щенка за мордочку – это нормальный воспитательный приём у собак. Но потом стал прощать Джею почти всё. Иногда рычит или лает, если Джей совсем достаёт, но не более. Анджей в спокойном состоянии понимает Фирина правильно. Если он возбуждён – с пониманием труднее, но в эти моменты я приходила на выручку.
Со временем Джей научился спать отдельно, не прилипая к Фирину. Тому стало легче. Когда сошёл снег игры собак перенеслись на улицу, и я уже совсем не вмешивалась, поскольку конфликтами там не пахло. Несколько дней они без остановки отбирали друг у друга палочку. Фирин словно доказывал себе, что может состязаться с молодым псом. А Джей похоже просто был счастлив от любой возможности общаться. Хорошо, что для Анджея такие игры – родной язык. Породы родственные, поэтому легко поняли и приняли друг друга.
Одна из их игр есть на этом видео. Я очень рада, что успела снять их, потому что на следующий день им надоело... Выглядело это забавно. Джей буквально тыкал Фирина какой-то веточкой, а тот делал вид, будто щенка не существует. Сейчас они играют иногда по настроению, но такого увлечения не проявляют.
Стычка между ними была одна единственная и длилась несколько секунд. Это произошло на кухне, когда повзрослевший Джей полез в миску к Фирину. Тот возмутился и переборщил с воспитательным приёмом, а Джей стал защищаться. Но стоило мне крикнуть на одного и махнуть рукой перед носом второго (Анджей ведь не слышит), собаки остановились. Сейчас оба пса по умолчанию соблюдают правила (не лезут в миски друг другу), больше ситуация не повторялась.
Меня зовут Мухамедшина Ирина Андреевна. Несмотря на большой опыт работы с разными животными – я постоянно учусь новому. Адаптивная зоопсихология основана на требованиях реальной повседневной жизни, а она бесконечно разнообразна и постоянно подкидывает сложные задачки.
В нашей работе столько нюансов, что ни в одной статье, ни в целой книге всего не охватить. Обращайтесь ко мне в скайп kiva-vilya1 за личными консультациями. Я занимаюсь коррекцией психики домашних животных и помогу вам понять причину проблемного поведения вашего зверя и разработать стратегию для его исправления.