Только что вернулся из суда и сразу пишу этот пост, потому что меня распирает от эмоций ))
В первых числах ноября я подал иск о расторжении брака моего доверителя.
Предварительное судебное заседание (беседа) было назначено примерно через 20 дней. Ещё тогда я заметил странное поведение судьи, когда она в брачном договоре начала искать пункты по месту жительства детей, и я был вынужден пояснить судье, что брачный договор регулирует только имущественные отношения, а место жительства детей им определять нельзя.
Я после того предварительного судебного заседания написал о странностях вот эту статью: "Как происходит развод, когда инициатором является мужчина".
А сегодня состоялось второе судебное заседание - основное. И опять не без странностей...
Судья, пролистывая дело, параллельно уточняла относительно того, что решили насчёт детей. Я пояснил судье, что супруги до подачи иска о расторжении брака все вопросы утрясли: по месту жительства детей заключили соглашение, по имуществу - брачный договор.
Обнаружив в материалах дела соглашение супругов о месте жительства детей, заключённое в простой письменной форме, судья очень эмоционально стала разъяснять, что такое соглашение не имеет никакой юридической силы, так как не заверено нотариусом, поэтому она вообще не рассматривает его как документ!
И дополнительно пояснила, что вот в случае, если бы оно было заверено нотариусом, тогда оно бы имело силу исполнительного листа.
У меня волосы встали дыбом. В спор с этой судьёй вступать смысла никакого не было, так как у супругов всё было разрешено миром и надо было лишь спокойно получить судебное решение о расторжении брака.
Однако, судья, очевидно, соглашение о месте жительства детей явно спутала с алиментным соглашением, которое, действительно, на основании ст. 100 Семейного кодекса РФ подлежит обязательному нотариальному удостоверению и имеет силу исполнительного листа.
Но ведь к соглашению родителей о месте жительства их общих детей закон не предъявляет такого требования о нотариальном удостоверении такой сделки!
В ст. 65 Семейного кодекса на этот счёт написано лишь, что:
ч. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ:
Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
И всё!
Действующее законодательство не наделяет такое соглашение и силой исполнительного листа, тогда как об алиментном соглашении это прямо указано в ст. 100 Семейного кодекса РФ:
ч. 2 ст. 100 Семейного кодекса РФ:
2. Нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа.
Судья, как и в предварительном судебном заседании, по-прежнему говорила много текста супруге моего доверителя о том, чтобы она ещё раз подумала насчёт сохранения семьи, хотя истец - мужчина, но женщина не возражала против расторжения брака.
В конце концов, удалось убедить судью, что все вопросы разрешены миром, что сохранение семьи невозможно и что в случае, когда брак расторгается по обоюдному согласию, то суд даже мотивы развода не должен выяснять.
Судья удалилась в совещательную комнату для вынесения решения.
Я озадачился вопросом, что же она там так долго и активно печатает, что клацание по клавиатуре слышно было аж в зале судебных заседаний.
Когда судья вышла и огласила решение, волосы на моей голове встали второй раз!
Судья решила:
- Расторгнуть брак;
- Определить место жительства детей.
Обезличенное решение я, как всегда, выложил у себя на Boosty: https://boosty.to/7prav/posts/9ed06ab0-887b-44b7-8ee8-5640e1fd0bef?share=post_link
Я так понимаю, что судья вынесла это решение, руководствуясь ст. 24 Семейного кодекса, согласно которой в случае, если между супругами отсутствует соглашение о месте жительства детей, суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода.
Но, во-первых, соглашение у супругов имеется и оно вшито в материалы дела.
Да и сложившаяся практика такова, что мировые судьи не принимают встречные иски об определении места жительства детей, разъясняя им право на обращение по этому вопросу в суд с самостоятельным иском.
Вот, например, выдержка из одного из судебных решений по делу о расторжении брака:
А, во-вторых, дела об определении места жительства детей не подсудны мировому суду!
Перечень дел, которые подсудны мировым судьям, чётко обозначены в ст. 23 ГПК РФ. И в этой же статье указано, что в случае,
...если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд.
Да и спора-то о месте жительства детей не было, что было заявлено мной, как представителем истца, и подтверждено ответчиком и в предварительном судебном заседании, и в основном!
И исковые требования были только о расторжении брака!
Я, может, чего-то не понимаю, но мне кажется, что мировая судья конкретно вышла за пределы своих компетенций.
Что это было? Особенности Года семьи или непрофессионализм?
Если я в чём-то не прав, поправьте меня в комментариях.
_____________
👨🎓 Телеграм-канал 7 прав
Подписывайся
Запись на юридическую консультацию по семейному праву на сайте: 7prav.ru